FIFA Football 2002 | |
Разработчик | EA Canada |
Издатель | Electronic Arts |
Часть серии | FIFA |
Даты выпуска | Windows: 29 октября 2001 2 ноября 2001 PS и PS2: 1 ноября 2001 2 ноября 2001 29 ноября 2001 (PS2) GameCube: 15 ноября 2001 21 ноября 2001 |
Жанр | Спортивный симулятор |
Возрастные рейтинги | ELSPA: 3+ ESRB: для всех[d] PEGI: 3 |
Технические данные | |
Платформы | Windows, Nintendo GameCube, PlayStation, PlayStation 2 |
Режимы игры | Одиночная игра, мультиплеер |
Носитель | CD-ROM |
FIFA Football 2002
, известный как
FIFA Soccer 2002
в Северной Америке, или просто как
FIFA 2002
, футбольный симулятор разработанный Electronic Arts и опубликованный EA Sports в ноябре 2001 года.
На обложке изображен игрок «Арсенала» Тьери Анри.
Группа A
Fifa 2002
Автор:
Бродский Николай (NikE) Конкурсный обзор Как всегда осенью Спартак вылетел из лиги чемпионов. Это уже стало традицией, и с каждым сезоном мы всё меньше надеемся на чудо. Хорошо, что от Спартака никак не зависит выход FIFA, и мы в очередной раз можем поиграть в лучший футбольный симулятор всех времён и народов. Следующей версией, как и следовало ожидать, стала FIFA 2002. Для любителей виртуального футбола она стала самой ожидаемой игрой осени. Вдоволь наигравшись в демо-версию, все ждали финального релиза. Оправдались ли ваши ожидания решать вам, но то, что игра удалась это факт.
Первое впечатление от игры весьма противоречиво. С одной стороны великолепный геймплей, а с другой куча мелких недоработок. Несмотря на все достижения нашей сборной, российский чемпионат так и не появился. От всей великой страны, кроме национальной сборной, мы сможем найти лишь команду со странным названием Moscow.
Присмотревшись к игрокам, замечаем, что это Локомотив, хорошо себя проявивший в этом сезоне в лиги чемпионов. Рейтинг игроков явно занижен, так что обыграть его любой хорошей командой не составляет труда. Обидно, но что ж поделать будем надеяться, что в следующей версии нас не забудут, и мы сможем всем доказать крутость наших команд (у них самих это пока не получается). В FIFA 2002 мы сможем найти сборные почти всех стран мира, но правда в половине из них игроки не имеют фамилий, только номера, да и правильность последних тоже под вопросом. Очень редко подводит физика, была пара случаев, когда мяч без причин летел со скоростью света, а игрок катался по полю, как на лыжах. На это можно закрыть глаза, ведь всё остальное в шоколаде.
Итак, противник разводит мяч (а вы что подумали? Девчат он разводить не умеет). Начинает привычно перепасовываться на своей половине поля, не оставляя вам никаких шансов отобрать пятнистого. Наконец следует навесная передача на ход, где уже набирает скорость игрок соперника. Тут нас ожидает первый сюрприз, отбор мяча заметно усложнился. Нам самим приходится выбирать направление отбора (в предыдущей версии было достаточно нажать на кнопку D и если соперник не сделает финт или пас, то мяч оказывался у нас), теперь же уйти от защитника можно просто вовремя нажав на ускорение, а защитник будет махать ногой уже позади нападающего. После нескольких неудачных попыток, решаемся сделать подкат, немного опоздав, ненароком сносим игрока. Судья тут же заслуженно показывает желтую карточку. Скажу сразу судейство не вызывает никаких нареканий. Иногда они ошибаются при определении офсайда, но это очень редко. Комп пробивает штрафной, точнее разыгрывает, бить он не решается.
После розыгрыша мяч оказывается в руках у нашего вратаря. Игра вратарей существенно улучшена, и приближенна к реальности. Даже выбивание мяча смотрится очень красиво. Выбив мяч, мы обнаруживаем самое кардинальное изменение, безусловно это новая система пасов. Теперь пасы можно давать в любую точку поля (всё более актуальной становится тактика «бей-беги». Хотя она явно себя не оправдывает.) Что самое главное, теперь новичок не сможет нормально сыграть, особенно против человека. Даже те, кто прилично играли в FIFA 2001, в новой версии, без тренировки, будут выглядеть очень нелепо, давая пасы неизвестно куда, и постоянно пиная мяч в аут. Зато те, кто научатся, смогут разыгрывать фантастические комбинации. Этому также способствует графа power-bar появляющаяся при нажатии на кнопку пас. Перед нами неограниченные возможности в плане проведения атак. Немного привыкнув, и сделав пару передач, обнаруживаем, что кнопка Q имеет другое назначение, по сравнению с прошлыми версиями. Она заставляет игрока бежать в атаку на свободное место, а силу и направление паса мы должны рассчитать сами. Поначалу сделать это невероятно сложно, но после нескольких матчей, если руки растут откуда надо, получаются ювелирные пасы.
Очень радует появление возможности играть в стенку. Даешь пас компу, а сам бежишь открываться, он сообразив, что ты от него хочешь, в одно касание возвращает вам мяч. Атака получается просто на загляденье красивой. А какой простор для геймеров. Наконец-то исчезло то однообразие, из-за которого предыдущая версия быстро надоела. Далее идёт выход один на один. Но и тут нас ждёт очередной сюрприз (как видите их нам приготовили немало).
Разработчики не ограничились изменением передач и отбора, они изменили и удары, максимально приблизив их к реальности. Забить выход один на один лично я не мог матча два. Мяч упорно не хотел влетать в ворота. То рядом со штангой пролетит, то вратарь каким-нибудь чудом отбивает. А самое интересное это количество попаданий в штанги и перекладины, с этим разработчики явно переборщили, уж очень часто игроки проверяют ворота на прочность (не китайская ли подделка перед ними). А забить в девятку в FIFA 2002 очень сложно, тут не только играющий должен быть опытным, но и игрок мастером. Учитывается почти всё: какой ногой бьёт игрок, с какой позиции (у них они тоже нелюбимыми бывают), сила с которой вы решили бить, да что тут говорить, все характеристики связанные с ударом задействованы. После такого за концовку любой атаки ручаться практически невозможно. Удары издали, тоже не подкачали. Порой они являются единственным продолжением атаки. А отбить хороший удар не сможет ни один вратарь. Особое внимание разработчики уделили обработке колобка. На это у футболиста может уйти несколько касаний, причём это время прекрасно подходит для отбора.
Также появились эмоции, не те которые показывались отдельно в предыдущей версии, а эмоции на самом поле. без смены камеры. Игроки хватаются за головы, падают на колени, и просто разводят руками после неудачного момента. Конечно же, есть возможность создания игроков и команд. Надеюсь, вам уже захотелось поиграть в этот шедевр. Нет? Тогда приплюсуйте ко всему сказанному хорошую графику, отличный звук, и возможность играть на прохождение. Да вы не ослышались именно на прохождение. Проходишь одни турниры, тебе дают другие, а к тому же появляются карточки звёзд мирового футбола. Конечно, есть ещё несколько минусов, они связаны с настройкой тактик у команд, слишком скупо для симулятора такого уровня. Да и передвижения игроков во время стандартов почему-то решили убрать. А самое обидное, что наша любимая камера Tower порой не успевает за мячом, что создаёт некоторые трудности. Несмотря на всё, игра безусловно удалась и всем, кто любит поиграть в футбол на компьютере, настоятельно рекомендуется.
Группа B
Оценки
Рецензии | ||||
Сводный рейтинг | ||||
Издание | Оценка | |||
PS2 | ||||
GameRankings | 80.61%[24] | 82.15%[25] | 79.33%[26] | 79.25%[27] |
Metacritic | 81/100[28] | 77/100[29] | 81/100[30] | 82/100[31] |
Иноязычные издания | ||||
Издание | Оценка | |||
PS2 | ||||
AllGame | [1] | N/A | N/A | N/A |
EGM | 7/10[2] | N/A | N/A | N/A |
Famitsu | 34/40[3] | N/A | N/A | 32/40[4] |
Game Informer | 8/10[5] | N/A | N/A | 8/10[6] |
GamePro | [7] | N/A | N/A | [8] |
GameSpot | 8.9/10[9] | 9.3/10[10] | 8.7/10[11] | 8.7/10[12] |
GameSpy | 82%[13] | N/A | N/A | N/A |
GameZone | N/A | 8.8/10[14] | 9/10[15] | 8.6/10[16] |
IGN | 8.6/10[17] | 6.3/10[18] | N/A | 8.5/10[19] |
Nintendo Power | 4.3/5[20] | N/A | N/A | N/A |
OPM | N/A | N/A | N/A | [21] |
PC Gamer (US) | N/A | 89%[22] | N/A | N/A |
BBC Sport | N/A | N/A | N/A | 88%[23] |
Группа C
FIFA World Cup 2002
Какой поклонник жанра спортивных симуляторов не слышал про EA Sports
? Эта компания прочно закрепилась на игровом рынке, каждый год выпуская первоклассные симуляторы баскетбола, бейсбола, хоккея, регби, американского футбола и
соккера
. Вот и теперь, в преддверии грядущего чемпионата мира по футболу, ребята из
EA Sports
подумали, что неплохо было бы срубить на этом событии деньжат, а заодно порадовать своих
Никто не остановит эту комету. |
поклонников. Думали они, думали и, наконец, выдумали. Золотая бутса Согласитесь, из года в год кормить геймеров качественными, но одинаковыми по своей сути играми и при этом получать солидные доходы — задачка не из простых. Но у EA Sports
каким-то магическим, лишь ей известным образом получается так делать. По всему миру толпы фанатов серии выстраиваются в очередь за долгожданными коробками с надписью
“FIFA”
. В головах крутится единственная мысль: “Что нового?”. Ведь действительно, при нацеленности на конкретный вид спорта очень тяжело не повторяться. Тем более когда речь идет о таком спорте, как футбол. Это вам не Формула-1, здесь нет десятков разнообразных настроек, от которых зависит поведение болида на трассе. И тем не менее,
EA Sports
не топчется на месте — напротив, разработчики неустанно идут вперед. А впереди у нас событие с большой буквы, прекрасно подходящее для выпуска очередной “Фифы”. Даже если вы не относите себя к футбольным болельщикам — про грядущий чемпионат мира в Японии и Корее знаете наверняка. У азиатов невольно зарождаются вопросы: “Почему чемпионат проводится сразу в двух странах? Неужто стадионов на всех не хватит? Или бледнолицые нам не доверяют?”. Ну что я могу сказать? Доверяем. Но проверяем. Ведь общеизвестно, что восток — дело тонкое. Да и деньжат при таком раскладе можно побольше заработать.
Улыбочку! |
Зри в корень Практики создания игр “по мотивам” чемпионатов у EA Sports
не было, поэтому многое пришлось делать с нуля. Для начала, само собой, разработчики заручились поддержкой официальных лиц и лицензией на использование всяческих логотипов и символов чемпионата, которые активно используются в игре. Должен сказать, что эти зверюшки выглядят куда более симпатично, чем какие-то пьяные мутанты, придуманные для олимпиады в Греции. Ну да ладно, зверюшки зверюшками, а есть вещи и поважнее. Например, стадионы. Стадионов в
FIFA World Cup 2002
всего 20 штук, есть даже крытые. Не знаю, так ли они красиво выглядят в действительности, но игровой вариант — просто сказка. Особенно эффектно смотрятся ночные матчи. Раз уж речь зашла о непременных атрибутах чемпионата, следует упомянуть и сборные команды. На выбор предлагается 41 команда-участница (плюс скрытые “дрим-тимы”: европейский, азиатский, американский, африканский и, наконец, мировой). Все команды составлены грамотно, с учетом их официальных заявок. Тактические построения на поле и характеристики отдельных игроков также не вызывают нареканий. Что касается упомянутых выше команд “всех звезд”, то они постепенно становятся доступными после успешного завершения чемпионата выбранной нами сборной. Придется на славу потрудиться, но поверьте мне — оно того стоит. У звездных игроков есть серьезные аркадные
Выход 1 на 1. Роковой момент для вратаря. |
бонусы: один, например, очень быстро бегает, а другой бьет по мячу так, что тот летит словно комета. Вы, конечно, можете не забивать себе всем этим голову и спокойно играть товарищеские матчи, дело ваше. Но я по долгу службы все же потратил некоторое время на прохождение (назовем это так) чемпионата несколькими командами на различных уровнях сложности.
Старый конь борозды не испортит Говоря о нововведениях FIFA World Cup 2002
, нужно сказать несколько слов об управлении. С каждой серией
FIFA
оно прогрессирует, и
FIFA World Cup 2002
— не исключение. Контролировать борьбу на “втором этаже” стало намного легче, а акробатические выпады с мячом — вообще песня (особенно в замедленном повторе). Одно нажатие кнопки, и Бэкхем выполняет точный удар через себя. Мяч в воротах, трибуны ревут. Впрочем, по большей части управление такое же, как и раньше. Виртуальные игроки с радостью выполняют подкаты, финты, играют в пас и в стенку, ускоряются при необходимости, отбирают мяч у соперника и с силой бьют по воротам. Кстати, о соперниках. AI в
FIFA
держит марку. И если на уровне сложности “новичок” начать атаку с середины поля, обвести трех-четырех футболистов противника, включая вратаря, и забить гол в ворота — не проблема, то на “мировом классе” AI хищно обнажит все 32 зуба. Даже Фигу придется попотеть, чтобы в одиночку обыграть двух-трех
Вот он, вожделенный чемпионский кубок. |
соперников. Хотя некоторые основы обводки AI знать не помешает. Лучше всего на любом уровне сложности проходит стандартный прием — игра в стенку с забеганием. Демонстрирую ситуацию. Два игрока рвутся к воротам. Как только игрок с мячом встречает на своем пути препятствие в виде пары соперников, он отдает пас бегущему сзади, а сам при этом продолжает движение вперед. Футболист, получивший мяч, тотчас пасует его обратно (желательно вЕрхом). Если все сделано грамотно, то офсайда не будет, и вы выйдете с вратарем один на один. Причем здесь есть еще один интересный момент. Чем выше уровень сложности, тем реже вратарь выходит из ворот. По крайней мере, в ситуации “лоб в лоб”. Как мне кажется — зря. Обыграть вратаря на выходе все же несколько сложнее, нежели пробить пенальти. Впрочем, что это я занудствую? В вашем распоряжении — полноценный мультиплеер, так что вы при желании сможете добавить в игру элемент человеческой непредсказуемости. А там уж хоть все время в районе одиннадцатиметровой отметки стойте. Душевно!
Чем-чем, а музыкальным сопровождением
FIFA World Cup 2002
меня ну очень сильно порадовала. Все дело в том, что разработчики решились-таки отойти от привычных роковых тем и сделали ставку на классическую музыку. Молодцы! Оркестровые нотки в исполнении ванкуверского симфонического оркестра приходятся как нельзя кстати. Оглушительное звучание фанфар после забитого мяча может
легко смениться унылыми мелодиями, отдаленно напоминающими “Реквием” Моцарта. Если вам не нравится такой подход и вы предпочли бы в очередной раз послушать в FIFA
тяжелый рок, можете кинуть в меня дохлого сома. Но не буду увлекаться рыбной темой, продолжу про звук. В
FIFA World Cup 2002
мы вновь услышим комментаторов с ярко выраженным английским говором. Иногда они пытаются шутить, но плоский английский юмор неподвластен космическому разуму русского человека. Помимо музыки и комментаторских реплик, в игре присутствует шумовое оформление — ревут трибуны, перекликаются игроки и т.д. В области графики
EA Sports
по-прежнему на высоте. Стадионы, толпы зрителей, фейерверки, лазерные эффекты и прочая мишура радуют глаз. Модели игроков выполнены с математической точностью. Если начать придираться, то можно заметить мелкие огрехи в области лица, но общего хорошего впечатления они не портят. Несколько хвалебных реплик стоит произнести и в адрес замедленных повторов. Камер стало больше, а отлично прижившаяся в играх технология slo-mo процветает и здесь. Правда, подкаты на реплеях порой выглядят слегка парадоксально. Выражается это вот в чем: вы еще не коснулись ногой соперника, а он уже с надеждой на горчичник начинает падение. Это как воспринимать: как артистизм или как недоработку? По поводу артистизма в
FIFA World Cup 2002
вообще отдельный разговор. Любой игровой эпизод вызывает у футболистов бурную реакцию. Например, если судья показывает игроку красную карточку, то изображение на вашем мониторе тут же превращается в театр мимики и жестов. Порой все это выглядит настолько натурально, что сам начинаешь верить в происходящее и искренне сопереживать. Это ли не виртуальная реальность? В заключение хотелось бы упомянуть о наличии в игре бонусных видеороликов. В них официальные лица, игроки и просто болельщики делятся своими мыслями по поводу предстоящего чемпионата. Рекомендую посмотреть.
* * *FIFA World Cup 2002
— яркий представитель серии
FIFA
, практически без видимых нареканий. Лет эдак через двадцать, глядишь, и на стадионы вовсе ходить перестанут. Вместо этого по ТВ будут пересматривать свежий replay какой-нибудь
FIFA 2020
. А что? Если
EA Sports
будет совершенствовать жанр такими ударными темпами и дальше, это вполне может оказаться реальным!
Геймплей:
9
Графика:
9
Звук и музыка:
9
Интерфейс и управление:
8
Новизна:
4
Рейтинг «Мании»:
9,0
Дождались?
Новая FIFA классична, как полное собрание сочинений Толстого. Виртуальный футбол без страха и упрека.
Оправданность ожиданий: 100%
Группа D
Оценки[ | ]
Рецензии | ||||
Сводный рейтинг | ||||
Издание | Оценка | |||
PS2 | ||||
GameRankings | 80.61%[24] | 82.15%[25] | 79.33%[26] | 79.25%[27] |
Metacritic | 81/100[28] | 77/100[29] | 81/100[30] | 82/100[31] |
Иноязычные издания | ||||
Издание | Оценка | |||
PS2 | ||||
AllGame | [1] | N/A | N/A | N/A |
EGM | 7/10[2] | N/A | N/A | N/A |
Famitsu | 34/40[3] | N/A | N/A | 32/40[4] |
Game Informer | 8/10[5] | N/A | N/A | 8/10[6] |
GamePro | [7] | N/A | N/A | [8] |
GameSpot | 8.9/10[9] | 9.3/10[10] | 8.7/10[11] | 8.7/10[12] |
GameSpy | 82%[13] | N/A | N/A | N/A |
GameZone | N/A | 8.8/10[14] | 9/10[15] | 8.6/10[16] |
IGN | 8.6/10[17] | 6.3/10[18] | N/A | 8.5/10[19] |
Nintendo Power | 4.3/5[20] | N/A | N/A | N/A |
OPM | N/A | N/A | N/A | [21] |
PC Gamer (US) | N/A | 89%[22] | N/A | N/A |
BBC Sport | N/A | N/A | N/A | 88%[23] |
Группа E
Группа F
Группа G
Саундтрек
Саундтрек к этой игре состоит из выбора треков в основном с артистами которые подписали контракт с электронным лейблом Ministry of Sound, в то время как заглавная песня исполняется Gorillaz.
- — «Never Gonna Come Back Down (Hybrid’s Echoplex Dub)»
- Cirrus — «Stop and Panic»
- DJ Tiësto — «Flight 643»
- Gorillaz — «19-2000 (Soulchild Remix)»
- Gouryella — «Tenshi»
- Issi Noho — «First Snow (General Midi Remix)»
- R4 — «Revolution»
- DJ Sandy vs. Housetrap — «Overdrive (Junkie XL Remix)»
- Schiller — «Das Glockenspiel (DJ Tiesto Remix)»
- Terpsichord — «The Bells»
- The Edison Factor — «Repeat the Sequence»
- Vitae — «Energy Flow»
Серия UEFA Champions League | UEFA Champions League 2004-2005 • UEFA Champions League 2006-2007 |
Серия World Cup | World Cup 98 • 2002 FIFA World Cup • 2006 FIFA World Cup • 2010 FIFA World Cup South Africa • 2014 FIFA World Cup Brazil |
Серия UEFA Euro | Euro 2000 • Euro 2004 • Euro 2008 • Euro 2012 |
Online игры | FIFA Online • FIFA Online 2 • FIFA Online 3 • FIFA Superstars • FIFA World |
Серия FIFA Street | FIFA Street (2005) • FIFA Street 2 • FIFA Street 3 • FIFA Street (2012) |
Total Club Manager | Total Club Manager 2003 • Total Club Manager 2004 • Total Club Manager 2005 |
FIFA Manager | FIFA Soccer Manager (1997) • Manager 06 • • • • • • • • |
Группа H
[td] |
Русские на ЧМ: 2002 год
После того как сборная России не попала на чемпионат Европы-2000 в Бельгии и Голландии, её главный тренер Олег Романцев получил возможность спокойно готовить команду к мировому первенству в Японии и Корее. Россия отлично выступила в отборочном цикле, заняв первое место в группе, где её основными конкурентами были команды Югославии, Словении и Швейцарии. Основу сборной составляли опытные футболисты – Карпин, Мостовой, Онопко, Хохлов, Аленичев, Бесчастных, Ковтун, Титов, Нигматуллин, поэтому перед чемпионатом мира Романцев не стал ничего менять. Жеребьёвка была более чем благосклонна к сборной России, попавшей в одну группу с Тунисом, Японией и Бельгией. Тогда многие посчитали, что выход в плей-офф – вопрос почти решённый. Реальность опровергла надежды оптимистов. Матч с Тунисом сборная России пусть с натугой, но всё же выиграла благодаря голам Титова и Карпина. Победа в следующей игре с Японией гарантировала выход в плей-офф и казалась вполне достижимой, благо японцы до тех пор не одержали ни одной победы на чемпионатах мира. Руководил сборной Японии французский тренер Филипп Труссье, а помогал ему известный во Франции аналитик Мишель Эбе. Именно Эбе внимательно изучил все матчи, сыгранные сборной России в 2000 — 2002 годах и разработал победную схему. Главным элементом этой схемы был высокий прессинг, который игроки атаки японской команды должны были применять прежде всего против центральных защитников Онопко и Никифорова. Приём оказался эффективным – русским футболистам никак не удавалось быстро выходить из обороны в атаку, а когда во втором тайме Инамото открыл счёт, выяснилось, что не только прессинговать, но и обороняться японцы умеют неплохо.
Россия — Япония — 0:1. Фото: globallookpress.com
В России ожидали победы над Японией, и когда на стадионе в Йокогаме немецкий арбитр Мерк дал финальный свисток, в Москве начался погром на Манежной площади, где располагалась фан-зона и где болельщики наблюдали за матчем на большом экране. Праздник, который власти планировали устроить в Москве, вылился в массовые кровавые беспорядки с разбитыми витринами магазинов, сожжёнными автомобилями и мародёрством — 79 пострадавших и 1 погибший от ножевых ранений. После поражения от Японии шансы сборной России всё равно оставались предпочтительней, чем у бельгийцев, которые обе встречи – с Тунисом и Японией – свели вничью. Волна критики, обрушившаяся на главного тренера сборной Бельгии Робера Вассежа, напоминала, скорее, цунами. И если валлонские СМИ ещё как-то щадили самолюбие Вассежа, то фламандские называли его «бездарным и некомпетентным». На пресс-конференции перед матчем против России едва не дошло до мордобоя, когда фламандский журналист оскорбил главного тренера. В команде, где преобладали фламандцы, обстановка была не лучше, но, выйдя на поле стадиона «Экопа» в Сидзуоке, бельгийские футболисты забыли о разногласиях и вырвали победу у сборной России со счётом 3:2. Романцев уже в первом тайме понял, что ошибся с составом и вместо опорного полузащитника Смертина выпустил молодого нападающего Сычёва. За две минуты до перерыва травму получил Никифоров, вместо которого на поле появился Сенников. В начале второго тайма Бесчастных сравнял счёт, однако к 82-й минуте Бельгия вела со счётом 3:1 после голов Сонка и Вильмотса. Гол Сычёва за 2 минуты до финального свистка уже не мог ничего изменить.
Дмитрий Сычёв и Александр Кержаков. Фото: globallookpress.com
Россия проиграла, а кадры с истерическим смехом Романцева, когда он хлопал себя по коленкам и что-то рассказывал старшему тренеру сборной Михаилу Гершковичу, облетели весь мир. Как и кадры с 18-летним Сычёвым и его 19-летним партнером по сборной Кержаковым, которые не могли сдержать слёз. Романцев сразу же объявил об отставке, которая был принята уже после возвращения национальной команды в Москву. После этого карьера Романцева пошла на спад. Он ушел из «Спартака», с которым выиграл титул чемпиона СССР и 8 раз побеждал в чемпионатах России. Работа в «Сатурне» и московском «Динамо» славы Романцеву не принесла. В составе сборной России на ЧМ-2002 выступали следующие футболисты: — вратари — Руслан Нигматуллин («Верона»), Александр Филимонов («Уралан»), Станислав Черчесов («Тироль«); — защитники — Виктор Онопко («Овьедо»), Дмитрий Сенников («Локомотив»), Юрий Никифоров (ПСВ), Игорь Чугайнов («Уралан»), Юрий Ковтун («Спартак»), Вячеслав Даев, Андрей Соломатин (оба — ЦСКА); — полузащитники — Алексей Смертин («Бордо»), Егор Титов («Спартак»), Марат Измайлов («Локомотив»), Дмитрий Хохлов («Реал Сосьедад»), Валерий Карпин, Александр Мостовой (оба – «Сельта»), Дмитрий Аленичев («Порту»), Сергей Семак (ЦСКА), Игорь Семшов («Торпедо»); — нападающие — Владимир Бесчастных, Дмитрий Сычёв (оба – «Спартак»), Руслан Пименов («Локомотив»), Александр Кержаков («Зенит»).
Франция — Дания на чемпионате мира-2002. Фото: globallookpress.com
Тот чемпионат был отмечен ещё несколькими событиями, вошедшими в историю мирового футбола: — ФИФА впервые поручил проведение ЧМ двум странам – Японии и Корее; — Франция, действующий чемпион мира, сложила полномочия, заняв последнее место в группе и не забив ни одного мяча; — в первом раунде вылетели также сборные Аргентины и Португалии, считавшиеся фаворитами ЧМ; — сборная Германии, будущий финалист ЧМ, обыграла сборную Саудовской Аравии со счётом 8:0; — автором главных сенсаций стала сборная Южной Кореи, которой руководил будущий тренер сборной России голландец Гус Хиддинк. Корейцы выбили из борьбы сборные Италии и Испании. Правда, не без помощи египетского судьи Эль-Гандура, не засчитавшего 2 гола испанцев;
— Хиддинк стал почётным гражданином Кореи и в его честь был назван стадион.
Сборная Бразилии — чемпион мира 2002 года. Фото: globallookpress.com