Как создавалась «Дота», часть 2. Эпоха The Frozen Throne


Dota 2
Обложка игры в Steam
РазработчикValve Corporation
ИздательValve Corporation
Дата анонса13 октября 2010
Дата выпуска9 июля 2013
ЛицензияПроприетарная
Последняя версия7.19b / 1 сентября 2018[1]
ЖанрMultiplayer online battle arena
Создатели
ГеймдизайнерIceFrog
Сценарист
  • Тед Косматка[d][3]
  • Лэйдлоу, Марк[3]
Композитор
  • Джейсон Хейс[d][4]
  • Ларкин, Тим[d][4]
Технические данные
ПлатформыMicrosoft Windows macOS Linux
Игровой движокSource 2
Режимы игрыОднопользовательский, многопользовательский
Язык интерфейсаанглийский
НосителиЗагрузка через Steam
УправлениеКлавиатура, мышь
Официальный сайт
Dota 2
на Викискладе

Dota 2
— компьютерная многопользовательская командная игра в жанре multiplayer online battle arena, разработанная Valve Corporation. Игра является продолжением
DotA
— пользовательской карты-модификации для игры
Warcraft III: Reign of Chaos
и дополнения к ней
Warcraft III: The Frozen Throne
. Игра изображает сражение на карте особого вида; в каждом матче участвуют две команды по пять игроков, управляющих «героями» — персонажами с различными наборами способностей. Для победы в матче команда должна уничтожить особый объект-«крепость», принадлежащий вражеской стороне, и защитить от уничтожения собственную «крепость».
Dota 2
работает по модели free-to-play с элементами микроплатежей.

Разработка игры началась в 2009 году, когда компания Valve приняла на работу основного разработчика DotA

— IceFrog, а летом 2010 года подала заявку на регистрацию этой торговой марки[5][6]. 13 октября 2010 года на игровом портале
Game Informer
игра была анонсирована к выходу в 2011 году[7]. 15 августа 2011 года в официальном блоге был опубликован трейлер к игре[8].
Dota 2
вышла в июле 2013 года после того, как два года находилась в стадии бета-тестирования[9][10].

Изначально Dota 2

была выпущена на игровом движке Source, после чего в 2020 году была портирована на Source 2, став первой работающей на нём игрой[11][12]. В
Dota 2
предусмотрена возможность создавать пользовательские режимы игры, оформление карты и косметические предметы для героев, после чего добавить их в
Dota 2
при помощи Steam Workshop.
Dota 2
является одной из наиболее популярных игр в Steam и получила в целом положительные отзывы критиков за игровой процесс, качество производства и сохранение положительных сторон своей предшественницы[13]. Среди основных недостатков игры была отмечена сложность обучения.

Dota 2

является активной киберспортивной дисциплиной, в которой профессиональные команды со всего мира соревнуются в различных лигах и турнирах. Премиум-турниры по
Dota 2
имеют призовые фонды в миллионы долларов, не раз становившиеся крупнейшими в истории киберспорта[14][15]. Самый крупный турнир по игре — The International, ежегодно проводимый Valve. Начиная с сезона 2017/18 Valve также организует Dota Pro Circuit — профессиональный сезон, проводящийся в течение года. Крупные профессиональные турниры по Dota 2 транслируются на видеостриминговых сервисах, иногда набирая свыше миллиона зрителей одновременно[16]. Людей, играющих в
Dota 2
, часто называют «дотерами»[17].

Игровой процесс

Игровой процесс Dota 2
.

См. также: MOBA § Структура игры

Dota 2

представляет собой многопользовательскую игру в жанре MOBA («многопользовательская онлайновая боевая арена»), в которой сражаются две команды по пять игроков. В игре участвуют две команды по пять человек. Одна команда играет за светлую сторону (англ. The Radiant), другая — за тёмную (англ. The Dire). Конечная цель каждого матча — уничтожить вражескую «крепость» (англ. Ancient), особый объект, принадлежащий противнику, и защитить собственную крепость[18]. Подобно
Defense of the Ancients
,
Dota 2
использует управление с помощью мыши и клавиатуры, схожее с управлением в стратегиях в реальном времени, и вид с расстояния, имитирующий изометрическую проекцию[18][19]

Каждый из десяти участников матча управляет одним персонажем, который называется героем; игроки выбирают героев из обширного списка, и каждый герой имеет свою узнаваемую внешность, силы и слабости[18][20]. В ходе матча игрок выполняет определенную роль, как, например, «керри» (англ. Carry) или «саппорт» (англ. Support), и герои могут по своим характеристикам лучше подходить для той или иной роли[18][21]. В течение матча герой может получать очки опыта, зарабатывать золото, покупать и собирать предметы, которые усиливают его или дают дополнительные способности. «Керри» в начале матча относительно слабы, но по мере набора очков опыта становятся сильнее и получают доступ к способностям, позволяющим им легко побеждать врагов и в конечном счете добиться победы для всей команды. Способности «саппортов» позволяют оказывать помощь товарищам — например, восстанавливать потерянные очки здоровья[22][21]. Если очки здоровья героя снижаются до нуля — например, его одолевает в бою вражеский герой — герой в течение некоторого короткого времени считается «погибшим»; по окончании этого времени герой вновь появляется рядом с крепостью, и управляющий им игрок может возобновить игру. Уничтожение вражеского героя приносит его победителю большое количество очков опыта[23].

Каждый матч проходит на квадратной карте специального вида, где крепости обеих команд находятся в противоположных углах, а игроки рассредотачиваются по соединяющим эти крепости путям — «линиям» (англ. Lane)[18]. Помимо самих игроков, в игре принимают управляемые компьютером существа-«крипы» (англ. Creeps) и неподвижные строения-«башни» (англ. Towers), свои с каждой стороны; они также принимают участие в сражении, атакуя вражеских героев, крипов и башни противника и тем самым помогая «своей» команде[23][24]. Туман войны, покрывающий большую часть карты, не позволяет игрокам следить за передвижениями противника[21].

Как мне понять «Доту», если я ни разу в нее не играл?

Не будем строить иллюзий: «Дота» — сложная игра. За средний матч профессиональные киберспортсмены могут совершить более 80 тысяч действий (клики по карте, заклинания, атаки). Далеко не все (и даже не большинство) из них, как, например, в шахматах, имеют стратегическое значение, но насыщенность игрового процесса тем не менее чрезвычайно высока. Лучшей иллюстрацией сказанному будет следующий пример: для того чтобы освоить навыки игры в Dota 2 и подготовиться к поединкам с про-геймерами, искусственный интеллект — OpenAI Илона Маска — использует скопление нейросетей, состоящее из 128 тысяч процессоров. Они каждый день «наигрывают» эквивалент 180 лет «человеческого» времени — и все равно ИИ в этом деле пока достиг лишь уровня полупрофессионала.

К тому же в «Доте» 115 персонажей, которые не только по-разному выглядят, но и обладают уникальными способностями, а также более сотни различных предметов, влияющих на эти скиллы. Логика игры, однако, проста: пятеро участников двигаются по карте в сторону базы вражеской команды. Важнейшая задача — захватить ее, прорвавшись через все защитные постройки и отряды «крипов» — ИИ-бойцов.

Вот несколько простых советов, которые помогут вам не только понять «Доту», но и полюбить ее.

Учите матчасть

Задача каждой команды — разрушить вражеский «эншент» (отсюда полное название игры — Defense of the Ancients) — базу противника, или, как обычно говорят комментаторы, «трон» — и защитить свой. Дальше — чуть сложнее.

Все игроки начинают с первого уровня и, убивая крипов (управляемых компьютером персонажей), а также представителей вражеской команды, постепенно повышают свой «левел», обретают новые скиллы и улучшают («прокачивают») их. Самая мощная, или ультимативная, способность открывается на 6-м уровне.

У каждого игрока вначале есть 600 единиц внутриигрового золота, на которое он может приобрести средства для восполнения здоровья или маны (магической силы, позволяющей использовать различные предметы), а также артефакты, улучшающие характеристики персонажа.

Роли в команде строго распределены: это мидеры

,
саппорты
и
хардлайнеры
.

Первые играют на центральной линии карты — той, что разделяет ее по диагонали. От мидера зависит очень многое: он должен умело добивать крипов, чтобы «фармить» золото для покупки предметов и очки опыта для прокачки персонажа.

Одна из двух других линий, расположенных по краям карты, считается «легкой» и безопасной (так называемая Safe Lane

), на нее отправляется
керри (Carry)
. Его задача — наносить максимальный урон либо противникам, либо зданиям. Часто вместе с керри ходит
саппорт (Support)
. Последние бывают двух типов: один добывает золото и покупает вещи для себя, другой экономит на чем только можно, чтобы обеспечивать команду всем необходимым.

И наконец, хардлайн (Hard Lane)

. Когда мы играем за сторону света, наша легкая линия является сложной для противника, поэтому если туда решит пойти вражеский керри, то в эту же область направляются оба саппорта и керри вашей команды.

Как и в шахматах, в «Доте» есть дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Сначала участники добывают очки опыта и золото, далее следует мидгейм, когда команды за счет тактических приемов пытаются уничтожить эншент. Если дело доходит до поздней стадии и игроки приближаются к максимальному, 25-му, уровню, собрав практически все возможные предметы, исход противостояния зависит лишь от ошибок команд.

В мидгейме происходят первые драки и вылазки на территорию противника, а также атаки на самого сильного нейтрального крипа с огромным количеством здоровья и урона — Рошана (Roshan), и найти его можно в центре карты на реке. У этого персонажа около 6000 единиц жизни (для сравнения: у героев — от 1700–1800 в середине игры и до 2500 — к концу). Практически никто не может одолеть Рошана в одиночку, потому на это опасное предприятие отправляются всей командой. Если суперкрипа удается убить, наградой становятся падающие с него предметы. Один из них — аегис (Aegis of the Immortal

— именно его физическую копию поднимают над головой победители TI), позволяющий один раз за игру умереть и тут же возродиться с полной шкалой жизни и маны. Вокруг этой механики команды часто строят тактику.

Новичку происходящее на экране может показаться просто пиксельным месивом, поэтому важно…

Слушать комментаторов

Комментатор должен хорошо разбираться в игре и игроках, знать историю команд и результаты прошедших турниров. Он — проводник в непознанный мир «Доты» для неопытного зрителя.

На стадии ранней игры комментатор отмечает, сколько крипов удалось добить, анализирует расстановку сил по итогам прокачки. В мидгейме он акцентирует внимание зрителей на драках — замесах, которые понять как раз труднее всего: неофит лишь видит, как две команды, зеленая и красная, схлестнулись и начали рубиться, иногда замечает, как у кого-то побагровела шкала здоровья, он умер и не может помочь команде.

Нередко случается и сплит-пуш (Split-Push)

, когда битва идет сразу в нескольких местах и игроки одной команды всеми силами пытаются отвлечь соперников. В этой ситуации на помощь зрителю вновь приходит комментатор. Например, он должен объяснить, что если три героя сейчас рубятся, а два пытаются сломать строение, то смерть первой группы не будет напрасной.

Не сравнивайте «Доту» с другими играми

Хотя на турнирах по «Доте» любят давать статистику по киллам, в ней, в отличие от шутеров или RTS, убийства не так важны, как разрушение эншента. Это решающий момент, кульминация, и пропустить ее не получится.

Болейте за «наших»

Если вы готовы приобщиться к захватывающему миру соревновательной «Доты» и уже начали немного понимать, что происходит на экране, можно болеть за коллективы из СНГ.

«Сейчас одной из сильнейших команд в мире является Virtus.pro. Она составлена из российских и украинских игроков, получивших прямое приглашение на The International от Valve», — говорит Даниил Семенов.

Второй участник, на которого можно обратить внимание, — это FlyToMoon (FTM.Winstrike), еще одна российско-украинская команда, обладающая большим потенциалом. Совсем недавно она прошла закрытые квалификации на TI и очень скоро — с 20 по 25 августа — сразится с лучшими из лучших за звание чемпиона мира по Dota 2.

Выход

После продолжительного тестирования игры разработчиками Valve, Dota 2

была впервые представлена общественности на The International — первым в истории турнире по игре, прошедшем на выставке Gamescom в 2011 году. Одновременно с этим Valve начала раздавать приглашения на закрытое бета-тестирование игры, первые из них были даны вскоре после Gamescom[65]. Во время мероприятия Ньюэлл предполагал, что
Dota 2
выйдет в 2012 году, несмотря на первоначальные планы выпустить игру в конце 2011 года[66]. В сентябре 2011 года Valve отменила предыдущие планы разработки и выпуска игры, после чего игра находилась в стадии бета-тестирования более года. Новые планы, опубликованные IceFrog, состояли в начале бета-тестирования в максимально короткие сроки и во внедрении впоследствии недостающих героев из
DotA
. Вместе с тем Valve объявила об отмене договора о неразглашении, участникам бета-тестирования было разрешено публично обсуждать и делиться впечатлениями об игре[67]. После около двух лет бета-тестирования
Dota 2
официально вышла в Steam 9 июля для Windows и 18 июля 2013 года для macOS и Linux[9][68].

Судебные разбирательства

В феврале 2012 года компания Blizzard, которая сейчас занимается разработкой собственного проекта под названием Heroes of the Storm (ранее известного как Blizzard DOTA), обратилась в Палату по апелляциям Ведомства по патентам и товарным знакам США US Patent and Trademark Office’s Trial and Appeal Board с требованием запретить Valve использовать торговую марку Dota. Суд выиграла компания Valve, кроме того, Blizzard DOTA была переименована в Blizzard All-Stars (от DOTA All-Stars — полного названия «оригинальной» DOTA). Между тем, за Blizzard осталось право использовать торговую марку DOTA в пользовательских модификациях к Warcraft 3 и StarCraft 2[69][70]. Позже компания Blizzard вновь поменяла название игры, теперь та называется Heroes of the Storm.

Будь проще и к тебе потянутся

1 июля 2003 года Blizzard выпустила Warcraft III: The Frozen Throne. Вместе с игрой обновился и редактор карт. Разработчики смогли создавать сложные сценарии, менять механику работы способностей и передвижения героев. За год Eul досконально изучил обновлённый редактор, чтобы полностью изменить свою версию «Доты». Он назвал её DotA 2: Thirst for Gamma.
Всё что осталось от версии для Reign of Chaos — нейтральные крипы в лесу, магазины, линии и вышки. Остальное было сделано почти с нуля. В первую очередь изменился ландшафт. Карта из диагональной стала вертикальной. К трём линиям добавились две вспомогательные: на них крипы появлялись при захвате промежуточных точек. Эти крипы были слабее, чем на трёх основных линиях. А вышка при разрушении на вспомогательных коридорах заменялась на дружественную.

Так выглядел план DotA 2: Thirst for Gamma

Из предметов герой мог купить только по одному виду оружия, брони, щита, шлема, аксессуаров и украшений, как в обычных RPG — никаких пяти Divine Rapier. Предметы разделялись на три уровня, отличавшихся по цене и характеристикам — Basic, Enchanted и Legendary. Сейчас герой меняет от силы 1-2 слота, а в Thirst for Gamma вполне нормальным было купить шесть слотов типа Basic, в середине игры сменить на Enchanted, а перед решающим ударом собрать Legendary. Магазины с определённым типом слотов начинали работать в разное время. Предметы Basic становились доступны через три минуты, а Legendary — через двенадцать. Они были уникальными — если вещь купил кто-то один, всем остальным она уже достаться не могла.

Ещё одной особенностью Thirst for Gamma были сферы. С вероятностью 42% при убийстве нейтрального юнита игрок мог получить чёрную, синюю, зелёную, красную, жёлтую или белую. В центре карты находился фонтан, возле которого сферы можно было встраивать в предметы уровня Basic. После этого вещи добавляли герою различные характеристики в зависимости от цвета сферы и вида слота. Сферы можно было передавать другим игрокам, поэтому обычно их собирал лесник, пока остальные качались на линиях.

Вот что давали сферы определённым видам слотов

Но такое изобилие отпугнуло игроков. DotA 2: Thirst for Gamma даже близко не пользовалась популярностью Defense of the Ancients. Eul выпустил несколько версий: менял ландшафт, предметы, баланс, добавлял новых героев, но безуспешно. В конце концов он просто бросил разработку. Правда, его работа внесла существенный вклад в развитие не только «Доты», но и других современных MOBA: фишки из Thirst for Gamma перекочевали в League of Legends и Heroes of the Storm. Да и дальнейшее развитие Defense of the Ancients продолжилось благодаря Eul. Перед уходом он открыл исходный код старой карты, и десятки разработчиков взяли его на вооружение.

Отзывы

Рецензии
Сводный рейтинг
АгрегаторОценка
GameRankings89.27 %[78]
Metacritic90/100[79]
Иноязычные издания
ИзданиеОценка
Edge9/10[72]
Eurogamer9/10[75]
Game Informer9/10[74]
GameSpot9/10[77]
IGN9.4/10[71]
PC Gamer (US)85/100[76]
VideoGamer9/10[73]

PC Gamer сделал обзор на Dota 2 в сентябре 2012 года, о, и поставил игре 85/100[76]. В декабре 2012 года PC Gamer выдвинул Dota 2 как претендента на лучшую игру 2012 года, а также лучшую киберспортивную игру года[80]. После первой публичной демонстрации игры на The International 2011 она получила награду People’s Choice Award от IGN, обойдя такие игры, как Battlefield 3, Diablo III, The Elder Scrolls V: Skyrim и Guild Wars 2[81].

После релиза игра получила преимущественно положительные отзывы и имеет 90/100 на Metacritic[79] и 89,27 % на Gamerankings[78]. Eurogamer поставил игре 9/10, назвав игру «величайшей MOBA»[75]. Журнал Game Informer дал игре 9 из 10 баллов, похвалив качество игрового процесса, однако предупредил, что игра требует много времени на освоение и имеет негативно настроенное сообщество[74]. GameSpot поставил 9/10, описав игру как «сложная, изнурительная, иногда жестокая, но… невероятно увлекательная и волнующая многопользовательская игра»[77]. IGN дал игре 9.4/10, похвалив интересный игровой процесс и бесплатную модель распространения игры, но покритиковал сложность обучения[71].

Награды и номинации

ДатаНаградаКатегорияРезультат
20 декабря 2013PC Gamer Game of the Year Awards 2013Киберспортивная дисциплина годаПобедитель[82]
31 декабря 2013Gametrailers Game of the Year Awards 2013Лучшая игра на ПКПобедитель[83]

Киберспортивная дисциплина

Турнир The International на GamesCom 2011
Игра Dota 2

, как и её предшественница
DotA
, является киберспортивной дисциплиной, и ещё до официального выхода по ней было проведено множество турниров, самыми крупными из которых являются турниры серии The International, организованные самими разработчиками — компанией Valve. В 2020 году стартовала серия турниров The Major, также организованных Valve. Первый из них прошёл в ноябре 2020 года во Франкфурте, победителем стала команда OG. Второй Major прошёл в марте 2020 года в Шанхае, чемпионом стала команда Team Secret. Третий турнир был проведён в июне 2020 года в Маниле, победителем стала команда OG. Четвёртый Major прошёл в декабре 2020 года в Бостоне[84], где победила команда OG. Пятый Major прошёл в апреле 2020 года в городе Киев, где одержала победу снова команда OG[85].

The International

Основная статья: The International

В рамках GamesCom 2011

, который прошёл в Кёльне с 17 по 21 августа 2011 года, компания
Valve
провела пятидневный турнир по игре Dota 2 под названием
The International
, на котором игра была впервые представлена публично[86]. Призовой фонд составил 1,6 миллиона долларов[87]. Были приглашены 16 сильнейших команд из Европы и Азии. Чемпионом The International 2011 стала команда Natus Vincere.

The International 2012 был проведён в Сиэтле с 26 августа по 2 сентября 2012 года. Призовой фонд турнира составил 1,6 миллионов долларов[88]. Чемпионом The International 2012 стала китайская команда Invictus Gaming.

The International 2013 прошёл с 3 по 12 августа 2013 года. Призовой фонд турнира составил 2 874 407 долларов. На тот момент это был самый крупный призовой фонд в истории киберспорта[14][89]. Чемпионом The International 2013 стала шведская команда Alliance.

The International 2014 был проведён с 8 по 21 июля 2014 года. Благодаря усилиям сообщества, призовой фонд составил более 10,9 миллионов долларов, тем самым, превысив прошлогодний рекорд в несколько раз. Основная часть турнира прошла на 17-тысячном стадионе Ки-арена в Сиэтле[90]. Чемпионом The International 2014 стала команда Newbee из Китая[91].

The International 2020 был проведён с 3 по 8 августа 2020 года. Итоговый призовой фонд состоял из базового фонда, размером 1 600 000 долларов, и процентов с продажи билетов — 16 816 970 долларов, и, в конечном итоге, составил 18 416 970 долларов. Основная часть турнира, также как и в прошлом году, прошла на стадионе Ки-арена в Сиэтле. Чемпионом The International 2020 стала команда Evil Genuises из США[92].

The International 2020 прошёл с 3 по 13 августа 2020 года. Призовой фонд турнира составил более 20,7 млн долларов[15]. Чемпионом The International 2020 стала китайская команда Wings Gaming.

The International 2020 прошёл с 7 по 12 августа 2020 года. Призовой фонд турнира составил более 24,7 млн долларов[93], став крупнейшим в истории киберспорта на момент проведения турнира. Победителем турнира стала команда Team Liquid.

А мне-то что?

Помните, как в прошлом году на всю страну прогремел рэп-баттл Oxxxymiron’а и Гнойного? Интересно, что жанр в России существовал и развивался на протяжении многих лет до этого, но в тот момент совпало несколько факторов — от архетипической любви нашего человека к рифмам и словесным перебранкам до взрывной популярности ютуба — и феномен баттлов стал частью мейнстрима.

Так же, как и в рэп-баттле, порог входа в киберспорт минимален, шансы на мировую славу — тоже. Так же, как и рэп-баттл, киберспорт — захватывающее зрелище для всех, кому интересно смотреть на то, как талантливые ребята соревнуются в любимом деле. Так же, как и в рэп-баттле, в киберспорте нет границ и политики — есть только целеустремленность, увлеченное комьюнити и немного токсичности.

Киберспорт планомерно развивается, так что в следующие несколько лет и даже десятилетий аудитория трансляций и объем индустрии будут только расти. Если вы не хотите упустить возможность разобраться в одном из важнейших трендов современности и научиться получать от него удовольствие — советуем начать с крупнейшего события геймерского лета.

Dota Plus

12 марта 2020 года компания Valve представила крупное обновление, в котором появился новый ежемесячный сервис по подписке под названием Dota Plus. Согласно информации самой компании, сервис предоставляет в основном помощь новичкам, такую как помощник Dota Plus

. На стадии выбора помощник предлагает предметы в зависимости от выбранных в команде героев и указанных линий. Во время игры он предложит три последовательности предметов, а также список других популярных покупок. Также помощник помогает, какие способности стоит исследовать в первую очередь по ходу игры и советует, какого героя следует выбрать в зависимости от ситуации. Кроме того, помощник показывает сводку смерти, в которой указаны хроника входящего урона, оглушений и других эффектов, помогает правильно встать на линию боя, покажет подробный анализ после игры и график вероятности победы для зрителей.[96]

Что значит «зрелищная „Дота“»?

В ней герои быстрее эволюционируют, быстрее происходит разблокировка их специальных способностей (и возрастает наносимый благодаря им урон), команды быстрее продвигаются по полю в сторону базы противника. Также в обновленной «Доте» больше предметов («артефактов») и атрибутов, которые разнообразят игру, а каждый персонаж получает новые фичи.

«Зрелищная „Дота“ — это не только патч, — добавляет Даниил Семенов. — На TI выступают команды и игроки запредельно высокого уровня. Это главный, по-настоящему культовый турнир в мире „Доты“, самый крутой приз и пожизненная слава. Все будут рубиться до последнего, потому что никто не хочет упустить возможность вписать свое имя в историю, одержав победу».

Обучающие видео и трансляции на русском языке можно найти на каналах:

  • Dota2RuHub;
  • Dota Universe.

Стримы можно посмотреть здесь:

  • Dota2RuHub;
  • just_ns.

Примечания

  1. Dota 2 Update — September 1st, 2020 (англ.). Valve (1 сентября 2018). Проверено 6 сентября 2020.
  2. IceFrog.com: DotA Website News
  3. 1234
    Interview: Marc Laidlaw, writer of Half-Life and DOTA2
  4. 1234
    https://web.archive.org/web/20120710131208/https://www.destructoid.com/composer-jason-hayes-joins-audio-team-at-valve-209673.phtml
  5. Charles Onyett.
    Valve’s Next Game (англ.). IGN (8 January 2011). Архивировано 9 ноября 2012 года.
  6. Trademark Applications and Registrations Retrieval.
    Trademark «DOTA» (6 августа 2010). Проверено 6 октября 2010. Архивировано 24 января 2012 года.
  7. 1234Adam Biessener.
    Valve’s New Game Announced, Detailed: Dota 2 (англ.). Game Informer (13 октября 2010). Проверено 16 октября 2010. Архивировано 1 июля 2012 года.
  8. Трейлер Dota 2 gamescom. Dota 2 Blog (15 августа 2011). Проверено 16 августа 2011. Архивировано 1 июля 2012 года.
  9. 12Patricia Hernandez.
    Valve Finally «Releases» DOTA 2 (англ.).
    Kotaku
    (9 June 2013). Проверено 4 сентября 2020.
  10. Alexander Sliwinski.
    Dota 2 launching now, officially (англ.). Engadget (10 July 2013). Проверено 4 сентября 2020.
  11. Michael Martin.
    Valve Announces Dota 2 Reborn (англ.).
    IGN
    . Проверено 4 сентября 2020.
  12. Seth Macy.
    Dota 2 Now Valve’s First Ever Source 2 Game (англ.). IGN (9 September 2015). Проверено 4 сентября 2020.
  13. Matt Whittaker.
    Dota 2 Hits One Million Concurrent Users on New Engine (англ.). Hardcore Gamer. Проверено 4 сентября 2020.
  14. 12
    The International 3 — крупнейший турнир в истории киберспорта. virtuspro.org. Проверено 24 августа 2013. Архивировано 29 августа 2013 года.
  15. 12Dylan Walker.
    The International 6 now boasts the largest esports prize pool of all time (англ.). esports.yahoo.com (27 July 2016). Проверено 3 сентября 2020.
  16. Eddie Makuch.
    The International hits 1 million concurrent viewers. Gamespot (13 августа 2013). Проверено 4 сентября 2020. Архивировано 4 сентября 2020 года.
  17. Психология дотера. Часть 1 — Dota.by
  18. 12345
    A Beginner’s Guide to Dota 2: Part One – The Basics.
    PC Invasion
    . Проверено 1 августа 2020. Архивировано 11 августа 2016 года.
  19. A comprehensive comparison of Dota 2 and League of Legends. PC Gamer
    . Проверено 3 августа 2020. Архивировано 1 августа 2016 года.
  20. Heroes. dota2.com
    . Valve Corporation. Проверено 18 октября 2020.
  21. 123
    The Normal Person’s Guide to Watching Competitive Dota 2 (2017 Edition).
    Polygon
    . Проверено 3 августа 2020. Архивировано 3 августа 2017 года.
  22. A Beginner’s Guide to Dota 2: Part Two – The Heroes. PC Invasion
    . Проверено 1 августа 2020. Архивировано 12 августа 2016 года.
  23. 12
    The unique strategy of Dota 2.
    ESPN
    . Проверено 12 июля 2020. Архивировано 11 июля 2020 года.
  24. Yin-Poole, Wesley
    Dota 2 – Preview. Eurogamer (August 19, 2011). Архивировано 13 ноября 2012 года.
  25. System Requirements for Dota 2 (англ.). System Requirements Lab. Проверено 20 июня 2013. Архивировано 20 июня 2013 года.
  26. Kevin Tok.
    Defense of the Ancients 101 (англ.). GotFrag (25 January 2006). Проверено 25 сентября 2020. Архивировано 24 июня 2009 года.
  27. 12Steve Feak, Steve Mescon.
    Postmortem: Defense of the Ancients 1–5. Gamasutra (19 марта 2009). Проверено 25 сентября 2020. Архивировано 7 декабря 2010 года.
  28. Vida: El top 5 (исп.). El Universo
    (18 февраля 2008). Проверено 8 января 2014. Архивировано 14 июня 2009 года.
  29. 12Josh Augustine.
    Riot Games’ dev counter-files «DotA» trademark. PC Gamer (17 августа 2010). Архивировано 3 февраля 2013 года.
  30. Michael Walbridge.
    Analysis: Defense of the Ancients – An Underground Revolution. Gamasutra (12 июня 2008). Архивировано 13 октября 2012 года.
  31. IceFrog.
    IceFrog.com: DotA Website News. PlayDotA.com (14 апреля 2009). Проверено 25 сентября 2020.
  32. DOTA 2 – Gamescom 2011 Interview (PC). Gamespot (19 августа 2011). Проверено 25 сентября 2020.
  33. 123Charles Onyett.
    Valve’s Next Game. IGN (8 января 2011). Архивировано 9 ноября 2012 года.
  34. IceFrog.
    Great News For DotA Fans. PlayDotA.com (5 октября 2009). Архивировано 23 июля 2012 года.
  35. Matt Helgeson.
    Game Informer Show 43: Dota 2, Medal of Honor. Game Informer (14 октября 2010). Архивировано 21 октября 2012 года.
  36. John Funk.
    Valve Files Trademark for … DotA?. The Escapist (13 октября 2010). Архивировано 10 октября 2012 года.
  37. Wesley Yin-Poole.
    Dota trademark: Blizzard, Valve respond. Eurogamer (22 августа 2011). Архивировано 24 октября 2012 года.
  38. Luke Plunkett.
    Blizzard and Valve go to War Over DOTA Name. Kotaku (10 февраля 2012). Архивировано 4 июня 2012 года.
  39. Jim Reilly.
    Valve, Blizzard Reach DOTA Trademark Agreement. Game Informer (11 мая 2012). Архивировано 24 июля 2012 года.
  40. Francesco Dagostino.
    DOTA 2: How Valve Turned From Fanboys Into Developers For This Game. 1UP.com (31 августа 2011). Проверено 30 сентября 2020. Архивировано 3 марта 2013 года.
  41. IceFrog.
    Dota 2 Q&A.
    Dota 2 Official Blog
    . Valve Corporation (1 ноября 2010). Архивировано 10 октября 2012 года.
  42. Jayson Napolitano.
    Composer Jason Hayes joins audio team at Valve. Destructoid (23 августа 2011). Архивировано 10 июля 2012 года.
  43. Interview: Marc Laidlaw, writer of Half-Life and DOTA2. showmethegames.com
    . Проверено 1 октября 2020.
  44. Jason England.
    Interview With Marc Laidlaw: The Writer Of Half-Life.
    New Rising Media
    . Проверено 29 июня 2020.
  45. Dota 2 (2013) (англ.). Internet Movie Database. Архивировано 1 октября 2020 года.
  46. The International Compendium Evolves. Dota 2
    . Проверено 1 октября 2020.
  47. 12Martin Gaston.
    Huge Dota 2 patch brings two new heroes and Diretide. GameSpot (14 ноября 2013). Проверено 1 октября 2020.
  48. Patrick Carlson.
    Dota 2 First Blood update adds local network play and new mode, goes live September 23.
    PC Gamer
    (20 сентября 2013). Проверено 1 октября 2020.
  49. Tom Senior.
    Dota 2 will support LAN play, next International tournament prize pool to be «at least» $1.6m. PC Gamer (15 февраля 2012). Архивировано 10 декабря 2012 года.
  50. Jeremy Wilkinson.
    Valve to reinforce competitive play. The Escapist (21 июня 2012). Проверено 1 октября 2020.
  51. Dota 2 fans now able to watch games via VR. BBC
    . Проверено 1 октября 2020.
  52. Ben Kuchera.
    Spectating Dota 2 in VR is amazing, watch it in action.
    Polygon
    . Проверено 1 октября 2020.
  53. 123
    Matchmaking.
    Dota 2
    . Проверено 1 октября 2020.
  54. Transitioning Into Launch Mode. Dota 2
    . Проверено 1 октября 2020.
  55. Всемирные таблицы лидеров. Dota 2
    . Проверено 30 июля 2020.
  56. Communication Reports. Проверено 1 октября 2020.
  57. Hero Builds. Проверено 1 октября 2020.
  58. Mike Sharkey.
    Valve Confirms Dota 2 Will Be Free, With Twists. GameSpy (20 апреля 2012). Архивировано 30 мая 2012 года.
  59. 12Dota Team.
    Introducing the Dota Store.
    Dota 2 Official Blog
    . Valve Corporation (1 июня 2012). Архивировано 10 февраля 2013 года.
  60. Dan Stapleton.
    Valve: We Won’t Charge for Dota 2 Heroes. GameSpy (1 июня 2012). Архивировано 30 октября 2012 года.
  61. Tom Senior.
    Get Dota 2 now using paid-for Early Access Pass. PC Gamer (1 июня 2012). Архивировано 7 декабря 2012 года.
  62. Tom Sykes.
    Dota 2 modding tools now in alpha, upload custom maps/modes to Steam Workshop.
    PC Gamer
    . Проверено 1 октября 2020.
  63. Sean Hollister.
    On average, ‘Team Fortress 2’ and ‘DOTA 2’ item creators made $15,000 last year.
    The Verge
    (16 января 2014).
  64. Alex Walker.
    League Of Legends Made More Revenue In 2020 Than CSGO, Dota 2 And World Of Warcraft Combined.
    Kotaku
    . Проверено 1 октября 2020.
  65. Charles Onyett.
    Gamescom: When Do We Get to Play Dota 2?. IGN (17 августа 2011). Архивировано 9 ноября 2012 года.
  66. Wesley Yin-Poole.
    Newell: Dota 2 won’t ship until 2012. Eurogamer (18 августа 2011). Архивировано 25 декабря 2012 года.
  67. Jordan Devore.
    A change of plans at Valve means we’ll get Dota 2 sooner. Destructoid (22 сентября 2011). Архивировано 20 мая 2012 года.
  68. Tim McDonald.
    Dota 2 patch adds Linux and Mac support, plus customisable chat wheel.
    incgamers.com
    . IncGamers. Проверено 17 сентября 2020.
  69. Valve и Blizzard поделили Dota — Игры@Mail.Ru
  70. Blizzard и Valve уладили спор из-за DotA.
  71. 12Cameron, Phill
    Dota 2 Review — IGN (англ.).
    IGN
    (24 July 2013). Проверено 26 июля 2013. Архивировано 29 августа 2013 года.
  72. Dota 2 review (англ.). Edge
    (1 August 2013). Проверено 23 августа 2013. Архивировано 29 августа 2013 года.
  73. Dota 2 Review (англ.). VideoGamer.com
    (26 July 2013). Проверено 23 августа 2013. Архивировано 29 августа 2013 года.
  74. 12Biessener, Adam
    Dota 2 (англ.).
    Game Informer
    (16 July 2013). Проверено 17 июля 2013. Архивировано 24 июля 2013 года.
  75. 12Smith, Quintin
    Dota 2 review (англ.).
    Eurogamer
    (16 July 2013). Проверено 17 июля 2013. Архивировано 24 июля 2013 года.
  76. 12McCormick, Rich
    Dota 2 review (англ.).
    PC Gamer
    (22 September 2012). Проверено 17 июля 2013. Архивировано 24 июля 2013 года.
  77. 12Gaston, Martin
    Dota 2 Review (англ.).
    GameSpot
    (19 July 2013). Проверено 20 июля 2013.
  78. 12
    Dota 2 (англ.). GameRankings. Проверено 4 сентября 2013. Архивировано 29 августа 2013 года.
  79. 12
    Dota 2 (англ.). Metacritic. Проверено 4 сентября 2013. Архивировано 29 августа 2013 года.
  80. The PC Gamer 2012 Game of the Year nominees (англ.). PC Gamer
    (11 December 2011). Проверено 17 июля 2013. Архивировано 29 августа 2013 года.
  81. MacDonald, Keza
    IGN People’s Choice Award: And The Winner Is… (англ.).
    IGN
    (23 August 2011). Проверено 20 июля 2013. Архивировано 29 августа 2013 года.
  82. PC Gamer присудил Dota 2 звание «Киберспортивная дисциплина года» (недоступная ссылка — история
    ). dotadb.gameguyz.ru (December 20, 2013). Проверено 31 декабря 2013. Архивировано 1 января 2014 года.
  83. Gametrailers: DOTA2 «Game of the Year» (англ.). joinDOTA (December 31, 2013). Проверено 31 декабря 2013.
  84. Owen Good.
    Dota 2’s second championship season begins with The Boston Major. Polygon. Проверено 1 ноября 2020.
  85. The Kiev Major.
  86. Dota 2 чемпионат «The International». Dota 2 Blog (1 августа 2011). Проверено 8 августа 2011. Архивировано 1 июля 2012 года.
  87. Турнирный сайт. dota2.com (16 августа 2011). Проверено 17 августа 2011. Архивировано 1 июля 2012 года.
  88. The International DotA 2 Championship 2 Архивировано 25 октября 2012 года.
  89. Gaston, Martin
    Dota 2’s The International 3 reaches $2m prize pool. GameSpot (May 16, 2013). Проверено 24 августа 2013.
  90. Alex Newhouse.
    $10 Million Dota 2 International Exceeds Super Bowl, Masters, and Tour de France Prizes. Gamespot (27 июня 2014). Проверено 17 июля 2014.
  91. Arthur Gies.
    Dota 2 team Newbee just won The International 4 — along with the largest eSports prize pool in history. Polygon (Jul 21, 2014 at 4:29p).
  92. The International 2020 | Dota2prognosis.com — прогнозы на матчи. Dota 2 Prognosis. Проверено 21 января 2020. Архивировано 31 января 2020 года.
  93. Стал известен итоговый призовой фонд TI7. cybersport.ru.
  94. Dota 2 Update — October 16th 2020 (англ.). Valve (16.10.2015). Проверено 09 марта 2020.
  95. Актёры озвучивания (рус.). Dota 2 Вики. Проверено 09 марта 2018.
  96. Dota Plus. www.dota2.com. Проверено 15 апреля 2020.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: