Фантаст Александр Зорич в основном известен благодаря приключениям одного молодого инквизитора в составе отряда «Голубой лосось» и романам про покорение галактики Российской империей. Но периодически он остужает свое горящее воображение и меняет фэнтези на хронику Великой Отечественной. Именно Яна Боцман и Дмитрий Гордевский, скрывающиеся под псевдонимом Александр Зорич, были в числе сценаристов «В тылу врага
». А теперь вот написали сценарий для военно-исторической стратегии
«Черные бушлаты»
, которая на первый взгляд кажется очередным дополнением ко второй части «В тылу врага» (благо и движок, и авторы те же), но по духу уже больше похожа на масштабную RTS, а не на камерную тактику в стиле
Commandos.
Черные бушлаты героев
«Черные бушлаты» любят делать барбекю из фашистов, предварительно доведя врага до кипения. |
На этот раз внимание Зорича привлекли мало известные широкой публике события, разворачивавшиеся на берегу Черного моря в 1941-1945 годах. Оборона Одессы, Малой Земли и Севастополя, высадка десанта под Феодосией и Новороссийском, захват румынских портов — в этих сражениях главную роль играли воспетые Владимиром Высоцким «черные бушлаты», наш рабоче-крестьянский ответ их «морским котикам», а в битве за Малую Землю лично участвовал Леонид Ильич Брежнев. Так что колорита хватает. «Черные бушлаты» (так морпехов Красного флота прозвали за цвет форменной одежды) активно десантируются с моря на захваченные румынами и итальянцами берега, радостно используют по назначению боевые катера и артиллерийские баржи, с видимым удовольствием поджаривают фашистов всех национальностей с помощью коктейля Молотова и огнеметов. А в одной миссии с пониманием уступают место полковнику Брежневу…
Единого сюжета нет: нам предлагают более двух десятков миссий, объединенных в шесть мини-кампаний. Зато сохранена историческая последовательность событий (начинаем войну под Одессой в 1941-м, потом идем в Крым, на Кавказ, обратно на Южную Украину, а в финале, в 1944 году, возвращаем румынам должок на их же территории), а многие миссии взаимосвязаны и объединены общими героями.
По мере прохождения кампаний в энциклопедии становятся доступны мемуары и воспоминания ветеранов. Из них вы, например, узнаете о том, как бегущая одесская пехота грабила собственные винные склады. |
«Герой» — ключевое для этой игры понятие. Каждая миссия в «Черных бушлатах» — это как мощнейшей эмоциональной силы видеоряд к словам Владимира Высоцкого: «Землю тянем зубами за стебли, на себя, под себя, от себя!» Врагов много, и они занимают выгодные тактические позиции, с которых «черные бушлаты» их буквально выдавливают собственными трупами и кровью. А выдавив, обнаруживают, что с минуты на минуты сюда подойдет вражеское подкрепление с тяжелой бронетехникой, и этим пятерым израненным морпехам предстоит какое-то время вгрызаться в землю, дожидаясь подхода своих. Такие ситуации здесь сплошь и рядом. Даже простой отход к точке эвакуации после благополучно выполненного задания превращается в маленькую драму. Зорич наполнил исторические миссии и реальные ситуации деталями, от которых каждый ваш шаг тут пропитан драмой, динамикой и массовым, рядовым героизмом простых ребят — будь то отчаянный прыжок под вражеский танк с гранатой в руке или попытка прорваться через поле боя на грузовике с ранеными.
«В тылу врага»
Данный проект предлагает игроку уникальный шанс взглянуть на войну от лица определенных подразделений. В версии «Черные бушлаты» вы получаете контроль над советскими морскими пехотными силами – данного опыта не было ни в одной другой игре. Вы сможете прожить большое количество военных действий, происходивших на Черноморском фронте, и понять, чем же так запомнились советские морские пехотинцы Второй мировой — именно об этом и рассказывает проект «Черные бушлаты». Игра состоит из пяти глав, каждая из которых включает себя по несколько уникальных миссий.
Оценили масштаб трагедии
Искусство сжигания всего и вся на уровне от одного возгорания (фирменное свойство серии «В тылу врага») здесь доведено до совершенства. |
Ощущения эти тем острее, что авторы моделируют масштабные сражения и не стесняются выдавать в наше распоряжение сразу несколько десятков бойцов. И за время одной миссии большинство из них погибнет именно геройской смертью: такой уж тут накал событий и такова отчаянность нашего положения. Поэтому бойцы не переходят из миссии в миссию, как в дилогии «В тылу врага». При подобных масштабах морпехи приравнены к расходному материалу, но назвать их «пушечным мясом» язык не поворачивается: ребят, изрешетивших из трофейной гаубицы десяток единиц вражеской техники, прежде чем их буквально раздавили неожиданно подошедшие румынские подкрепления, вы будете помнить долго.
Масштаб — главное, что отличает «Черные бушлаты» от обеих частей «В тылу врага». Формально это все та же вторая часть, сделанная теми же авторами на том же движке: сюда переехали фирменный интерфейс, честная физика, ошеломительная разрушаемость окружения и возможность лично нянькаться с каждым бойцом, рассовывая трофеи по его карманам. Ну и конечно, на месте два главных кита: система контуров-укрытий (наведя курсор на стену или остов танка, вы увидите, как бойцы расположатся за ними) и возможность в любой момент времени взять прямое управление выделенным юнитом.
Захват техники имеет особое значение, и для этого частенько приходится совершать хитрые обходные маневры. |
Вроде все то же самое, но масштаб и сумасшедшая динамика дарят совершенно другие ощущения. Тон задает самая первая миссия — высадка советского десанта под Одессой. Три отряда, почти три десятка ваших бойцов в черных бушлатах, залегли перед неприступными, казалось бы, редутами румынских укреплений, утыканными станковыми пулеметами, зенитками и пушками, как летняя Турция — русским средним классом. Этот наш черноморский ответ «их Нормандии» выбивает почву из-под ног и заставляет забыть многие годами выработанные «ВТВ»-рефлексы. Сюсюканье с каждым бойцом и сбор трофеев отходят на второй план, а на первый выходит необходимость слаженных действий нескольких отрядов — прикрывающих друг друга, ведущих подавляющий огонь, пока кто-то обходит укрепления с фланга или отчаянно ползет к раскаленному станковому пулемету с гранатой или огнеметом. И в такой ситуации особенно остро ощущаешь, что игре не хватает полноценной тактической паузы. Равно как и концентрации: авторы, словно не ведая своего счастья, частенько разбавляют масштабные морские миссии диверсионными операциями в тылу врага, а этим многие уже насытились в многочисленных дополнениях к серии «ВТВ».
Зато пресытившимся дают попробовать на вкус совершенно уникальную технику: румынские танки R-1 и R-2, тяжелый французский танк B-1bis, 75-мм орудия Шнейдера, штурмовые гаубицы StuG. III, пехотные орудия leIG.18, советские плавающие танки Т-38, чешские танки Pz.38(t), быстроходные десантные баржи MFP, немецкие торпедные катера S-100.
Стратегические игры по Второй мировой войне
На сегодняшний день существует довольно много стратегий, созданных в сеттинге Второй мировой войны. Как уже было сказано, «Черные бушлаты» — это один из ярчайших примеров. Все они рассказывают разные истории от лица различных людей. Поэтому, если вы являетесь фанатом данного жанра, то вам всегда будет, из чего выбрать себе игру. Но стоит отметить, что в этом жанре можно выделить поджанры, и в каждом из них есть своя специфика, если затрагивать именно тему войны.
В первую очередь вспоминаются стратегии в реальном времени – здесь у вас есть возможность построить свою собственную базу, на которой будут производиться различные юниты. Именно их вы и сможете использовать в борьбе с противником. Все действия происходят в реальном времени, что и следует из названия жанра, то есть вы не сможете остановиться и подумать, что же делать дальше – решения придется принимать спонтанно. Но при этом, естественно, реалистичность здесь играет второстепенное значение.
Очень часто можно встретить военные стратегии другого типа – глобальные. Здесь мир поделен на небольшие участки, которыми владеют различные страны. Вы должны выступить в роли лидера одной из этих стран и управлять ее действиями во время войны. Вы должны решать, куда отправятся ваши войска, какие отношения вы будете поддерживать с тем или иным государством и так далее. На ваш выбор, вы можете сами контролировать ход боя или же только узнавать результат – это не самое главное в таких играх. Самое важное – это глобальный контроль, а единичные сражения являются второстепенной задачей.
Но одним из самых популярных поджанров стратегии, если говорить о Второй мировой войне, является тактическая стратегия. Здесь все так же происходит в реальном времени, как и в первом примере, но вы не имеете возможности строить свою базу. Вам выдается определенное количество солдат и единиц техники, после чего перед вами ставится конкретная задача или несколько задач различной степени важности. По мере прохождения уровня вам могут высылать подкрепление, оказывать поддержку и так далее. Но самое главное здесь – это демонстрировать свое видение поля боя, умение отдавать верные приказы. Одной из самых популярных игр данного направления является «В тылу врага: Черные бушлаты». Именно о ней и пойдет речь дальше, а также будет рассмотрено ее прохождение.
«Даешь Крым»
В игре задания разделены на пять глав, каждая из которых относится к годам войны, от 1941 до 1945. Соответственно, вторая глава игры «В тылу врага: Черные бушлаты» «Даешь Крым» — это 1942 год. Все начинается с миссии «Последняя горсть патронов», в которой вам нужно будет держать оборону полевого госпиталя, пока оттуда не эвакуируют раненых. В миссии «Феодосия: дебют» задач будет уже побольше – захватить маяк, удерживать его до прибытия подкрепления, после чего зачистить плацдарм и снова занять оборону, пока не прибудут основные силы. С их помощью вы уже сможете уничтожить вражеские зенитки и артиллерию. Еще одна непростая миссия – «Феодосия: Эндшпиль», где вам придется несладко. Небольшим количеством бойцов вам нужно будет отразить серьезную атаку немцев, после чего продвигаться по набережной и захватить железнодорожную станцию — невозможно не признать, насколько впечатляет проект «Черные бушлаты», 2 раза вы будете проходить данную миссию или более.
«Прорыв Голубой линии»
В 1944 году, в главе «Прорыв Голубой линии», миссии объединены уже иначе – здесь все представлено в наступательном плане — в разнообразии и заключается один из многочисленных плюсов игры «Черные бушлаты». Прохождение ни разу не заставит вас скучать. В задании «Танки к бою» вам нужно будет уничтожить крупнокалиберные орудия противника, прорваться к деревне и выбить из нее немцев. Миссия «Прорыв к Куникову» отличается от предыдущей, но в ней основная цель такая же – вам нужно пробиваться через силы противника, выгоняя его с занятых им позиций. «Сломанный трезубец Нептуна» — это миссия, в которой вам понадобится отбиваться от контратак немцев, но все равно вашей основной задачей остается продвижение вперед, а также сохранение в живых таких персонажей, как Конторович. «Черные бушлаты» — это игра, в которой вам постоянно нужно будет выполнять самые разнообразные миссии.
«Одессу не давать!»
Далее будет описано прохождение миссий данной игры для каждой из пяти частей, и начинается все с главы «Одессу не сдавать!» Первая миссия – «Крещение огнем», она является вводной и поэтому не сильно напрягает вас, а скорее, дает вам возможность прочувствовать игровую динамику проекта «Черные бушлаты» — игра вас определенно захватит.
Итак, действия происходят возле деревни Григорьевка в Одесской области. Сначала вам нужно занять первую линию обороны противника, который закрепился там. После этого вы получите подкрепление и сможете атаковать саму деревню – это ваша основная цель. После этого начинается миссия «Удар из поднебесья», здесь вам сообщают, что старшина Кузнецов – это ваш главный персонаж, и он обязательно должен пережить эту миссию. Также вам нужно взять в плен офицера румын, уничтожить колонну, которая попытается пройти через перевал, а также добраться до дороги. В следующей миссии «По Одессе стрелять не будут» вам предстоит захватить зенитную батарею и с ее помощью отрезать противнику небо. Затем вам нужно уничтожить артиллерию противника и взять следующую деревню, что приведет вас к новой главе игры «В тылу врага: Черные бушлаты».
«Большие пушки Манштейна»
В миссии «За линию фронта» вам нужно будет уничтожить вражеские зенитки и самолеты, при этом обороняя ваших пилотов – они должны выжить, чтобы потом эвакуировать ваши силы и продолжить игру «Черные бушлаты» 2 миссией данной главы. Задание «Оплачено кровью» отличается от предыдущего, так как вам теперь придется действовать в лагере противника – заполучить важные документы, вывести пленных солдат из оцепления и успеть дойти до леса с минимальными потерями. Все миссии, в том числе и «В погоню за Бруно», объединены мотивами диверсии – здесь вам нужно будет отыскать мины, захватить станцию, заминировать пути и избавиться от вражеских танков, которые направит на вас искусственный интеллект игры «Черные бушлаты». Прохождение не будет легким, но от этого оно становится только более увлекательным.