Through the Woods: Обзор
Актуально для платформы: Какая-то нехорошая тенденция получается — многие хорроры от независимых разработчиков ещё до выхода получают награды и премии, их ждут, они щекочут нервы трейлерами, скриншотами и обещаниями. Но после релиза пугают разве что уровнем технического исполнения, корявой анимацией да разными несуразностями или банальностями в сюжете. Недавно эта участь постигла Syndrome
. Теперь вот пришла очередь
Through the Woods
…
Это не оптическая иллюзия — это я только что новый патч установил…
Волки и овцы
В отличие от Syndrome
, авторы
Through the Woods
, норвежцы из студии
Antagonist
, рассказывают как раз небанальную историю. Вышедшая незадолго до Хэллоуина, она добавила в этот американский праздник нечисти толику северной тоски, одиночества и скандинавской мифологии.
Действие игры разворачивается в наши дни. Мама с сыном выезжают на машине за город, к рекам и лесам западного побережья Норвегии, но мальчишку вскоре похищает какой-то мужик на лодке. Обезумевшая мать бросается вслед за ними в холодную воду и в итоге доплывает до странного острова. А там её ждут ожившие легенды и мифы Скандинавии во главе с огромным волком Фенриром, которому, как выясняется, раз в пять лет приносят детей в жертву, чтобы сын Локи и Ангрбоды не разорвал свои цепи и не устроил всем Рагнарёк.
Впрочем, норвежским женщинам, которые оказываются настолько суровы, что прямо в шапке, куртке и с рюкзаком за спиной могут проплыть пару километров в ледяной воде, никакой Фенрир нипочём. Наша мать-героиня убегает от огромных троллей, светит в лицо фонариком какой-то твари с хвостом и машет факелом перед мордами огромных волков, чтобы те не приближались и не сожрали её. И даёт слабину, лишь когда поющая ведьма Хель показывает ей на болотах сцены из семейной жизни, напоминающие о том, какой плохой матерью она была. То есть авторы вносят в эту мифологическую чертовщину ещё и социальный подтекст про современные семейные отношения.
Да, ещё в игре несколько раз нужно помахать факелом.
А сценариста задрал медведь…
Казалось бы, всё в Through the Woods
на месте — и мистика, и мифология, и актуальный подтекст. Плюс к тому этот остров — настоящий рай для любителей всего скандинавского. Тут есть потрясающие пейзажи, тёмный, истинно северный лес, глубокие реки, пещеры, гроты и огромные рунные камни. А поселения, которые мы встречаем по пути, кажется, прямиком сошли с картин, из книг и фильмов про викингов — настолько детально и аутентично они воссозданы. И всё это — под атмосферную музыку.
И всё-таки полностью раствориться в этой атмосфере мешают сразу несколько вещей. Например, разные сюжетные глупости и несуразности, которых тут хватает и помимо героических женских заплывов в шапочке. Есть и эпические дыры, перечислять которые мы не будем, чтобы не плодить спойлеры, и мелкий идиотизм вроде сцены в самом начале, когда мать ждёт писающего сына у сортира (очень атмосферное начало для хоррора, согласитесь!).
А ближе к финалу она читает записку, предупреждающую, что где-то на болотах живёт вышеупомянутая ведьма Хель. И дико удивляется: «Да ладно, не может быть, это, наверное, какая-то шутка». Ага, а то, что двадцать минут назад ты убегала от тролля и разговаривала с двумя волками, умоляя, чтобы они тебя не сожрали, — это, видимо, в порядке вещей.
Главная героиня вообще частенько раздражает своей непроходимой тупостью, которая проскальзывает в её репликах и рассуждениях. К тому же озвучены они очень вяло и невыразительно, что только усиливает неприязнь к горе-мамаше.
К работе художников и дизайнеров уж точно нет никаких претензий!
Беги, мама, беги!
Другая проблема Through the Woods
кроется в самом игровом процессе. Точнее, в его почти полном отсутствии. Да, тролли, ведьмы и волки периодически действительно нагоняют страху. Особенно когда ты осторожно крадёшься по лесу, нервно светя фонариком в разные стороны, чтобы не проспать момент атаки. Но ведь до них ещё надо добежать, по пути не умерев от скуки. Один из пользователей Steam написал об этом так, что лучше и не скажешь (авторская пунктуация сохранена): «Что дальше? А дальше вы бежите по лесу… бежите… бежите… бежите и тут!!! А тут ничего не происходит, и вы опять бежите… бежите… бежите… бежите… Добегаете до скалы, где дальше не пробежать, и вы разворачиваетесь. Дальше? Дальше вы снова бежите, только в обратную сторону… и бежите… и беж…»
Конечно, описание несколько утрированно, но в целом действительно большую часть времени приходится именно что бежать через лес в надежде добраться, наконец, до следующего сюжетного эпизода. Можно, конечно, по пути искать разные записки, проливающие свет на происходящее, и пополнять коллекцию рассказов из скандинавской мифологии. Но это так, баловство по большому счёту. А вот каких-то интересных геймплейных механик, кроме бега с препятствиями и упражнений с фонариком, которым вы светите в морду трём с половиной монстрам, встреченным за игру, в Through the Woods
нет.
Причём бежать вы будете, периодически застревая в текстурах, куда-то проваливаясь, матерясь на никакущую оптимизацию (игра на моём ноутбуке работает хуже, чем Battlefield 1
во время батальных сцен) и старательно отводя глаза от анимации. А уж местные кат-сцены вообще без слёз смотреть невозможно — настолько убого выглядят их участники. Здесь же — баги, двоящиеся в глазах модели персонажей и наглухо закрывающиеся после установки патча двери, из-за чего приходится перезапускать предыдущую контрольную точку.
Батарейки в фонарике никогда не садятся.
***
В
Through the Woods
был отличный потенциал, но авторы так и не смогли раскрыть его по полной. Здесь есть несколько сильных сцен, местами нам действительно страшно, да и атмосфера тёмного северного леса обволакивает, гипнотизирует. Но в целом игра больше разочаровывает и раздражает. С другой стороны, лично меня она заставила полезть в Интернет и прочитать много интересного про легенды и мифы Скандинавии — тоже результат, согласитесь.
Плюсы:
тёмный, страшный лес; масса отсылок к скандинавской культуре и мифологии; шикарные пейзажи; аутентичные поселения викингов.
Минусы:
некачественное техническое исполнение; дыры и несуразности в сюжете и в репликах главной героини; вялое озвучивание; примитивный игровой процесс.
Одна против необъяснимого
Многие наверняка спросят, Through the Woods — это ужастик? В нем есть монстры? В нем можно наделать в штаны? На первый и второй вопрос ответ — да, но, что касается самого главного для хоррора, а именно способности нагнать ужас на игрока, то здесь все не так очевидно. Поначалу атмосфера одиночества заставляет немного ужаснуться, но уже первая встреча с монстром все портит. Перед тем, как нам дают увидеть того, с кем лучше не связываться, в голове назревает куда более страшная картина, нежели, то с чем мы в итоге имеем дело. Не то чтобы монстры были нестрашные, просто механика игры недостаточно продумана, чтобы дать нам возможность действительно влиться в тело героини и испытать весь тот страх, который испытывает она.
Если другие подобные хорроры можно назвать симуляторами ходьбы, то Through the Woods — это симулятор бега. Игру вовсе не хочется медленно исследовать, так как она не вызывает того эффекта, который должен вызывать настоящий хоррор. Единственное, что удерживает перед экраном, это желание узнать концовку — кто и куда унес ее сына. К сожалению, по мере прохождения героиня может нехило так «спойлернуть», когда в очередной раз будет комментировать то, что с ней происходило или произойдёт.
Все было бы не так плохо, если бы в Through the Woods была хотя бы неплохая оптимизация. Несмотря на довольно простенькую графику, игре удается в некоторых сценах выдавать катастрофически низкий FPS. И это с учетом того, что на экране то никакого экшена почти и не происходит. Единственное, что спасает данный продукт, это довольно хороший звук. Не зря разработчики ездили в реально существующий лес и записывали там звуки местной фауны. Иногда закрыв глаза можно и правда подумать, что находишься где-то один далеко-далеко в лесу, окруженный монстрами. Но открыв глаза, вся атмосфера, к сожалению, теряется, так как игре не удается быть напряженной, страшной и захватывающей.
В итоге мы получили достаточно странный хоррор, которому явно не хватает «атмосферности», сюжетной интриги и хорошей оптимизации. Однако довольно хороший звук и незаезженный сеттинг все-таки могут заставить пройти эту игру, особенно, упертых геймеров.
Смотреть все скриншоты Through the Woods →
Все скриншоты из Through the Woods можно посмотреть здесь.
- Обзор хоррора The Crow’s Eye — хороший писатель и плохой архитектор
- Обзор и оценки Layers of Fear — страшнее еще не было