OMERTA
.
ГОРОД ГАНГСТЕРОВ Omerta – это свод мафиозных правил, одно из которых – «закон молчания». «Омерту» хотелось бы применить к игре «Omerta – City of Gangsters» и не говорить вообще ничего. Кроме того, молчать принято и на похоронах, а создатели этой игры как раз и похоронили хорошую идею. Игровой мир не богат гангстерскими стратегиями. Лучше всего удалась «Gangsters: Organized crimes». Кроме нее есть неплохая «Legal Crime» (в России вышла под названием «Чикаго, 1932: Дон Капоне»), загубленная Gangsters 2, любопытный русский эксперимент – «Братки», да… пожалуй, что и всё. Все эти игры примерно похожи – перед нами город, в котором должна утвердится банда игрока. Частные предприниматели будут платить за «крышу», банки ждут ваших грабителей, а другие криминальные группировки соперничают с вами за территорию и источники дохода. Возможно было устроить и собственный легальный бизнес, превратиться в законного успешного предпринимателя, а как венец карьеры босс мафии мог заполучить кресло мэра. Казалось бы, это не сложная схема и по ней можно создать интересную гангстерскую стратегию. Достаточно не спугнуть игроков сложным интерфейсом (единственный недостаток «Gangsters: Organized crimes») и не отвлекаться на сюжетную кампанию (как в «Gangsters 2»). Создатели «Omerta: City of Gangsters» попытались идти по этой дороге и вроде бы взяли верный курс.
Место и время действия «City of Gangsters» – тридцатые годы в США, первая известнейшая эпоха расцвета мафии (вторая, конечно, это Россия в девяностых). Разработчики хорошо справились с воссозданием атмосферы, знакомой по многочисленным фильмам. Приморский город Атлантик-сити красиво нарисован, здания выглядят разнообразно, по улицам гуляют дамы в длинных платьях и господа в котелках и цилиндрах. Особенно удались машины – все эти легковые «Форды», «Паккарды» и «Крайслеры» выглядят как игрушечные коллекционные модельки. В таком городе, конечно, есть где развернуться предприимчивому гангстеру. Увы, осмотрев собственную резиденцию, ещё ветхую и убогую, будущий «Крёстный отец» скоро заскучает. Окружающие здания можно взять в аренду или купить. В начале игры на это всегда хватает денег. Завладев первым строением, можно создать в нём нелегальное предприятие. Поскольку в городе свирепствует «сухой закон», выгоднее всего устроить подпольный бар или алкогольный завод. Выгоднее всего производить спиртное самому, а уже позднее, накопив капитал, можно открыть бар и заняться другими делами. Впрочем, это не единственный путь. Нелегальный бизнес – это ведь не только бутлегерство, но и тайные боксёрские ринги, букмекерские конторы, контрабанда, торговля оружием, фальшивомонетчики, отмывание денег и даже организация собственного профсоюза. Начинать можно как угодно. Например, продумав оборот можно заработать на отмывании денег и потом открыть легальные предприятия, не связываясь с подсудным бизнесом. Путь законопослушного предпринимателя – это ночлежки, отели, сдача квартир в жилых домах, юридические конторы, страховые компании, ночные клубы, клиники и казино.
Вид города днём
Разница между легальным и нелегальным бизнесом в доходах, которые они приносят, ведь деньги в игре делятся на два типа – «грязные» и «чистые». Первые, понятно, приносят нам все противозаконные предприятия, а источник «чистых» денег – открытый и честный бизнес. На «грязные» деньги также содержатся члены банды, «грязными» можно давать взятки чиновникам и полицейским. «Чистые» деньги нужны для организации и содержания легальных предприятий, кроме того, некоторые задания, которые можно получить по ходу игры, также требуют чистых денег. Полезно иметь и те и другие, хотя «чистых» нужно всё-таки меньше, чем «грязных» — именно в них расходы выше. За всей многотрудной деятельностью городской мафии следит полиция. В отдалённых районах города она не очень активна, но ближе к центру каждое нелегальное действие привлекает её внимание. Уровень опасности для игрока отмечен звёздочками – это «накал страстей». Как только он повышается (в зависимости от поступков игрока) – мы видим одну звёздочку, две, три… хуже всего, конечно, пять звёздочек. Тогда полиция начинает расследование и если его вовремя не прекратить (подкупив следователей или скрыв улики), то последует облава, что равно неизбежному «геймоверу». Кроме взяток полицейским, помочь могут чиновники и политики – им также можно заплатить за понижение «накала страстей» или за досрочное освобождение одного из ваших подручных.
Ночной город
Казалось бы, система игры неплохо проработана и деятельность мафиозного клана должна быть многогранной и интересной. Отчего же боссу, как отмечалось, неизбежно станет скучно? Всё потому, что на экране мы видим что-то совершенно нелепое. Чтобы купить или арендовать здание или выполнить любое другое действие вашему боссу или его подручным приходится бежать по улицам. Покинув штаб-квартиру, персонаж бежит, иногда – через весь город, причём возможности купить машину нет, поэтому солидные состоятельные гангстеры обречены бегать постоянно. Работа предприятий тоже выглядит скучно – пара кликов и всё, больше в этом здании делать нечего. Снабжение нужно только барам и ночным клубам, но оно происходит автоматически – если есть запасы спиртного. Нельзя заглянуть внутрь, посмотреть как ваши рабочие гонят ночами алкоголь, нельзя увидеть как на подпольных рингах сходятся боксёры и как обходят контрабандисты посты береговой охраны. Управления членами банды тоже нет – выдав им задание (например, на покупку пива или оружия) остаётся просто наблюдать, как они бегут к месту сделки. Повседневная жизнь мафиозного лидера тоже скучна. Наладив бизнес, остаётся только сидеть в своём логове и следить, как на счета капают деньги.
Перестрелка у входа в банк, тактический режим
В городе встречаются враждебные группировки, но обычно от них почти никакого вреда. В «Gungsters: Organized crimes» ваши подручные патрулировали свой район и в случае столкновения с конкурентами вспыхивали кровавые перестрелки, в которые непременно вмешивалась полиция. Соперник мог послать «расстрельную команду» прямо в ваш офис, взорвать, ограбить или разгромить ваше предприятие, заставить ваших предпринимателей перейти под его «крышу». Приходилось постоянно быть начеку, хорошо вооружать своих парней и пополнять «бригаду» в доках, барах и «качалках». Ничего подобного в «Omerta: City of gangsters» нет – жизнь на улицах мирная и безмятежная. Просто какой-то «собор парижских богоматерей» а не город времён «сухого закона». Единственная возможность «пошуметь» — это устроить налёт на «штаб-квартиру» враждебной группировки. Тогда босс (в одиночку) выходит на улицу, садится в первую попавшуюся машину и, проезжая мимо здания соперника, стреляет из «Томпсона». Только и всего. Если вспомнить, что в «Organized crimes» была ещё и дипломатия, что группировки могли не только воевать, но заключить мир и даже объединиться против третьего соперника, то лишённая этого «Omerta» выглядит и вовсе уныло.
Гангстерская добыча
Видимо, создатели игры (а это Hamemont) взяли за основу «Тропику», где тоже нельзя управлять зданиями и людьми напрямую. Но что было хорошо в симуляторе «банановой республики», оказалось неудачным в стратегии о гангстерах. Правда, кое-что хорошее в «Omerta» всё-таки есть. Когда игрок решает ограбить банк или что-то идёт не так – мы переносимся на поле боя. Вот тут начинается действительно интересная тактическая игра, в которой гангстеры и их противники (обычно полиция или другие бандиты) действуют пошагово, применяя разнообразное вооружение и хитрости. Тут можно использовать укрытия, заманивать противников на открытую местность, делать засады, заходить в тыл – перестрелки на улицах или в зданиях получаются напряжёнными и непредсказуемыми. Противник тоже не глуп – например, если вы полагаетесь на огневую мощь, то враги могут подбежать вплотную и атаковать ножами или кулаками, сделав «томпсоны» и дробовики бесполезными. Для всех персонажей есть 53 особых способности, которые можно покупать на очки опыта, заработанные в бою. Беда у этого тактического режима одна – бои случаются редко, даже на высоком уровне сложности. А ведь будь такие бои почаще – игра, глядишь, получилась бы интереснее, особенно если сделать «тактику» регулярной, подключив миссии о доставке контрабанды, перевозке алкоголя по городу, эвакуации ценных грузов от внезапных облав и прочих прелестей мафиозных будней.
Нелегальный склад
«Закон молчания» подходит и для рассказа о кампании. Гангстерская стратегия вообще напрашивается на открытый город и «свободную игру», а сюжет выглядит скорее ограничением. Стандартная история о молодом эмигранте, который приехал в США и сделал карьеру в преступном мире, интересна только большим числом тактических боёв. Пожалуй, в кампании они самые интересные. А в остальном – «омерта», сплошная «омерта». Будет хорошо, если эта игра уничтожит бандитскую романтику и покажет, что организованная преступность – это скучно и неинтересно. Также игра хороша для того, кто захочет её исправить, ведь полного забвения игра не заслуживает. Разнообразные предприятия, система «чистого» и «грязного» доходов, тактические бои – всё это хорошо, только подано как-то несуразно. Хорошо бы соединить «City of gangsters» и «Organized crimes» — это, пожалуй, рецепт отличной гангстерской стратегии. Пока же «Omerta» — это предложение, от которого стоит отказаться.
Омерта — Пьюзо Марио
Изменить размер шрифта:
Марио Пьюзо
Омерта
«Омерта: сицилианский кодекс чести, запрещающий сообщать кому-либо о преступлениях, которые могли совершить люди, вызвавшие подозрения».
Энциклопедический словарь
Посвящается Ивлин Мерфи
Пролог 1967
В сложенном из грубого камня доме в деревне Кастельламмаре-дель-Гольфо, расположенной на средиземноморском побережье Сицилии, умирал великий дон мафии. Винченцо Дзено, человека чести, всю жизнь любили и уважали за справедливость и непредвзятость решений, помощь, которую он оказывал нуждающимся в ней, и беспощадность к тем, кто посмел пойти против его воли.
Рядом с ним сидели три его бывших соратника, каждому из которых он помог добиться власти и высокого положения: Раймонде Априле, обосновавшийся в Нью-Йорке, но не порвавший с Сицилией, Октавий Бьянко из Палермо и Бенито Кракси из Чикаго.
Дон Дзено был последним из истинных вождей мафии, всю жизнь неукоснительно соблюдавшим ее традиции. Он имел свою долю во всех деловых предприятиях, но только не в торговле наркотиками, проституции и прочих противозаконных деяниях. Бедняк, пришедший в его дом за деньгами, никогда не уходил с пустыми руками. Он выправлял несправедливости закона: верховный судья Сицилии мог выносить свои решения, но, если правда была на стороне проигравшего, дон Дзено накладывал вето на это решение, благо для этого у него были и воля, и средства.
Ни один любвеобильный молодчик не бросал соблазненную им дочь самого бедного крестьянина, если дон Дзено разобъяснял ему преимущества освященного церковью брачного союза.
Ни один банк не смел забрать землю не вернувшего кредит фермера, если не было на то согласия дона Дзено. Ни один юноша, жаждущий получить образование, не оставался за воротами университета из-за отсутствия денег на обучение.
Если они принадлежали к его cosca, его клану, их мечты становились реальностью. Законы, принимаемые в Риме, не учитывали традиций Сицилии, а потому не имели силы; дон Дзено брал над ними верх любой ценой.
Но дону перевалило за восемьдесят, и в последние годы его власть начала слабеть. Он проявил слабость, женившись на юной красавице, которая родила ему славного мальчугана. И старик, понимая, что конец близок, а без него cosca подвергнется сильному давлению со стороны более могущественных кланов Корлеоне и Клерикуцио, тревожился о будущем сына.
Он поблагодарил трех своих друзей за проявленное к нему уважение: они проехали немало миль, откликнувшись на его просьбу. А потом высказал им свое желание. Дон хотел, чтобы его сына Асторре увезли в безопасное место и воспитали в традициях чести, которым его отец следовал всю свою жизнь.
— Я смогу умереть с чистой совестью, — сказал дон, хотя его друзья знали, что за долгую жизнь он приговорил к смерти сотни людей, — если буду уверен в безопасности моего сына. Ибо в этом двухлетнем мальчонке я уже вижу душу и сердце настоящего мафиозо. Ныне это большая редкость.
Он добавил, что хочет выбрать одного из них в опекуны ребенку и успешное выполнение этого ответственного поручения в будущем будет с лихвой вознаграждено.
— Как странно, — взгляд дона Дзено затуманился. — Согласно традициям, истинным мафиозо является первый сын. Но со мной все вышло иначе. Только на восьмидесятом году жизни моя мечта стала явью. Человек я не суеверный, но, если бы был таким, мог бы поверить, что в этом ребенке дух самой Сицилии. Глаза у него такие же зеленые, как оливки, растущие на моих лучших деревьях. И натура сицилийская — романтичная, музыкальная, широкая. Но при этом обиды он не забывает, несмотря на столь юный возраст. Сейчас, однако, он нуждается в защите.
— И вы хотите, чтобы мы ее обеспечили, дон Дзено? — спросил Кракси. — Я с радостью возьму вашего сына в свой дом и воспитаю, как собственного.
Бьянко бросил на него негодующий взгляд.
— Я знаю мальчика с рождения. Он мне уже как сын. Я воспитаю его в своем доме.
Раймонде Априле молча смотрел на дона Дзено.
— А ты, Раймонде? — спросил дон.
— Если вы выберете меня, ваш сын станет моим сыном, — ответил тот.
Дон задумался, все трое были достойными людьми. В Кракси он ценил ум. Бьянко был самым честолюбивым и могущественным. Априле, очень сдержанный, в вопросах чести всегда придерживался той же позиции, что и дон. И не знал жалости.
Дон Дзено, даже умирая, понимал, что опека над его сыном больше всего нужна Раймонде Априле. Он больше всех выигрывал от любви ребенка, и он, безусловно, мог научить его сына, как выжить в этом предательском мире.
Дон Дзено долго молчал, прежде чем вынести окончательное решение.
— Раймонде, ты будешь ему отцом. А я смогу уйти с миром.
Хоронили дона, как императора. Засвидетельствовать свое почтение прибыли главы всех сицилийских семей, министры из Рима, владельцы крупнейших латифундий и, конечно же, сотни членов обширного клана Дзено. И двухлетний Асторре Дзено, одетый во все черное, с горящими глазами, восседал на черном, запряженном лошадьми катафалке, словно римский император.
Службу отслужил кардинал Палермо.
— В болезни и полном здравии, в радости и горе мы все знали, что дон Дзено всегда оставался нашим верным другом, — такими словами закончил он свою речь, а потом процитировал последние слова дона: «Я вверяю себя богу. Он простит мои грехи, ибо каждый день своей жизни я старался прожить по справедливости».
После похорон Раймонде Априле увез Асторре Дзено в Америку, где мальчик стал полноправным членом его семьи.
Глава 1
Когда братья Стурцо, Фрэнки и Стейс, свернули на подъездную дорожку дома Хескоу, они увидели четверых очень высоких подростков, играющих в баскетбол в маленьком дворике. Едва Фрэнки и Стейс вылезли из огромного «Бьюика», им навстречу вышел Джон Хескоу, высокий, широкоплечий, с обширной лысиной, окруженной венчиком волос, и маленькими поблескивающими синими глазками.
— Как вовремя я вышел из дома! — воскликнул Хескоу. — Аккурат чтобы встретить дорогих гостей.
Игра приостановилась.
— Это мой сын Джоко, — гордо представил Хескоу самого высокого из подростков.
Джоко протянул громадную лапищу Фрэнки.
— Слушай, а сыграй с нами? — предложил тот.
Джоко оглядел гостей. Шесть футов роста, крепкие, подтянутые. В рубашках от Ральфа Лорена, красной и зеленой, брюках, кроссовках. Добродушные, симпатичные. Он решил, что им чуть больше сорока.
— Почему нет? — Джоко улыбнулся.
Стейс ответил ему ослепительной улыбкой.
— Вот здорово! Мы проехали три тысячи миль, и нам надо поразмяться.
Джоко повернулся к своим приятелям, самую малость уступающим ему в росте.
— Я возьму их к себе против вас троих. — Играл он лучше остальных, вот и решил, что даст Друзьям отца шанс на победу.
— Вы только не усердствуйте. — Джон Хескоу повернулся к приятелям сына. — Они уже старички, так что им трудно угнаться за вами.
Стоял декабрь, воздух паром вырывался изо рта. Блеклое зимнее солнце отражалось от стеклянной крыши и стен цветочных теплиц Хескоу: торговля цветами служила ширмой его основному занятию.
Молодые приятели Джоко начали расслабленно, не ожидая серьезного сопротивления. Но их ждал сюрприз: Фрэнки и Стейс без труда проскакивали мимо них, чисто выходя на кольцо. Джоко оставался не у дел: мяч ему не давали.
Молодежь попыталась использовать преимущество в росте, но старички на удивление легко блокировали их броски. Наконец один из юношей вышел из себя и встретил проход Фрэнки выставленным локтем. А в следующее мгновение оказался на земле. Джоко так и не понял, как это случилось. Зато Стейс стукнул мячом братца по голове со словами: «Хватит, играть надо». Фрэнки помог парню встать, похлопал по заду, сказал: