Обзор игры: Mafia 2.
Знаете, ситуация с Mafia 2, напомнила мне ситуацию c Far Cry 2. У обеих игр были самые технологичные на момент их выхода, хардкорные до жестокости и эксклюзивные для персональных компьютеров предшественницы. В обоих случаях, фанаты первых частей считали дни до выхода мультиплатформенных продолжений. Разработчики продолжений «кормили» фанатов обещаниями и показывали видеоролики, которые, казалось, подтверждали обещания разработчиков и ожидания фанатов. После релиза же и Mafia 2, и Far Cry 2 нравятся кому угодно, только не поклонникам оригинальной игры.
Знакомьтесь, Вито Скалетта. |
Попробуем понять, почему так вышло с Mafia 2.
Ожидания и обещания.
Но сперва, приведу вам примерный список ожиданий фанатов первой Mafia и обещаний разработчиков обеих частей «Мафии». • Сильный, хватающий игрока «за живое» и не отпускающий его до самого конца игры, сюжет с интересными побочными миссиями. • Персонажей, которые должны были заставлять игрока сопереживать им. • Хардкорный, т.е. ненадуманно сложный и интересный, игровой процесс. • Реализм. • В принципе игроки не ждали, но разработчики Mafia 2 обещали, что у игры, на момент её выхода, будет самая шикарная графика и поддержка PhysX-технологии. Хотя, трейлеры игры утверждение про графику не подтверждали. Остаётся только добавить, что степень доверия разработчикам игры была такой высокой, что некоторые игровые сайты и журналы, ещё до выхода игры, авансом возводили Mafia 2 в культовый статус. Теперь, когда вы знаете, чего ожидали поклонники первой Mafia от Mafia 2, можно приступить к обзору самой игры.
Графика, музыка, PhysX и их техническая реализация.
Начнём, пожалуй, с конца списка ожиданий/обещаний. Пишу сразу – трейлеры не врали. Игра выглядит, по крайней мере, неровно. При довольно больших системных требованиях, которые сопоставимы с системными требованиями Crysis, игра могла бы выглядеть и лучше. Особенно это становится заметно, если визуально «летнюю» половину Mafia 2 сравнить с визуальным видом Far Cry 2. При том, что графически «лето» в Mafia 2 выглядит не лучше, а иногда и хуже, тропических пейзажей в Far Cry 2, она умудряется, с разрешением экрана 800х600 и на минимальных настройках, зверски тормозить на тех же системах, на которых тот же Far Cry 2 уверенно идёт с разрешением экрана 1024х768 и на средних настройках. Про лица персонажей игры – отдельный разговор. Лица первостепенных персонажей прорисованы хорошо. Однако, в любой ситуации, каждое лицо изображает только одну гримасу. Это значит, что если в начале игры друг главного героя ходит с веселым лицом, то, что бы с ним ни происходило, он всю игру проходит с таким лицом. Но куда хуже дела обстоят с лицами остальных персонажей. Они, вообще, нарисованы как куклы «Барби».
Этих двоих нарисовали лучше всех. |
Зато, автомобили в игре прорисованы настолько хорошо и детально, что скриншоты с их изображениями можно в музеях показывать. Все машины лицензированы, а их реальные прототипы колесили дороги Америки в 40 – 50 годы 20 века. Все их особенности, вплоть до узора шин, были тщательно и бережно перенесены в игру. Озвучена Mafia 2 неплохо. По одному лишь звуку, можно легко отличить один автомобиль от другого. В русской версии, каждый, мало-мальски значимый для сюжета, персонаж говорит своим голосом (и на этом спасибо). А вот местное радио репертуаром не блещет. Слушать ту же музыку, которую я успел 40 раз прослушать ещё в Fallout 3, — та ещё пытка. Тут надо упомянуть одну деталь, касательно русской локализации. Дело в том, что на полках наших магазинов лежат диски с игрой… на чешском языке. И чтобы поиграть на русском, вам придётся качать локализацию через Steam. Нет слов (цензурных).
Про PhysX разработчики игры не врали – он действительно присутствует в игре. Да вот, на игровой процесс он никак не влияет. Умудрились, по дороге к торговцу краденых авто, разбить машину «в хлам»? Ничего страшного, торговец всё равно вам заплатит за неё, как за целую и невредимую. Главное — доехать до него. Враг спрятался за бумажным контейнером, и вы бросаете «коктейль Молотова», в надежде спалить эти бумажки вместе с врагом? Ха. Оставь надежду, всяк в игру входящий. Это вам не Far Cry 2, где одна бутылочка «коктейля Молотова» способна спалить половину саванны. По версии же Mafia 2, в 40-е – 50-е годы бумага была антипригарной. И если не попали во врага – значит бутылочку потратили зря. И не дай Бог, враг удумает спрятаться за деревянной решёткой! Такую защиту даже автоматом(!) не пробить. Вот и получается, что местный физикс годится только для того, чтобы просчитывать движения снежинок, одежды и травы. Всё остальное, только если по сюжету будет нужно.
Мда, ребята погуляли на славу. |
Чтобы игра меньше тормозила, на форумах советуют удалять некоторые файлы из папки PhysX. В этом есть смысл, т.к. у меня игра действительно пошла быстрее, после того как антивирусный сканер, из лицензионной версии игры, удалил некоторые файлы PhysX. Наводит на нехорошие мысли. Не правда ли? Для комфортной игры, потребуется как минимум: • Процессор Pentium D 3 ГГц/Athlon 64 X2 3600+. • 1.5 Гб оперативной памяти. • Видеокарта GeForce 8600/HD2600 Pro. • 8 Гб свободного места на жёстком диске. Визуально, Mafia 2 делится на 2 части. На «зимнюю» (чуть менее требовательную к железу) и «летнюю» (очень требовательную к железу). Есть ещё, совсем нетребовательная к системе, «тюремная» глава. Но она быстро проходится.
Реализм.
Видно сразу, при разработке игры, очень много внимания уделялось машинам. Каждая из них уникальна, не только своим внешним видом, но и своим поведением на дороге. Например, в игре очень сложно управлять грузовиком, сказываются его большие размеры и неповоротливость. Ещё, по городу лучше ехать с включённым ограничителем скорости, иначе привлечёте внимание полиции. Другое дело, что от этого ни холодно, ни жарко. Но, об этом чуть позже. Однако, вся эта детальная проработка меркнет, перед очевидными ляпами. Надеюсь, вы помните про несгораемую бумагу и пуленепробиваемые доски? А как вам полицейские-экстрасенсы? Нет, автор статьи не курит (чего и вам желает). Просто, если в Mafia 2 игрок совершает что-то, хоть мало-мальски, противозаконное и это увидит хотя бы один полицейский, то, даже если его убить, за вами будет гоняться вся полиция в городе, до тех пор, пока вы не смените… одежду. А ещё, местные полицейские, без радара Доплера, умеют определять точную скорость вашего автомобиля. И если вы превысили допустимую скорость, хотя бы на 1км/ч., — за вашей машиной будет гнаться вся полиция города. Только простой перечень всех таких ляпов, займёт половину страницы. Поэтому, идём дальше.
Погоня, погоня, погоня, погоня — горячий бензин. |
Игровой процесс
Для начала расскажу вам об игровом процессе оригинальной Mafia. Хоть я и поиграл в неё всего минут 30-40, за это время столько произошло. После короткого и забавного обучения, игрока заставляют удирать на машине от парней с автоматами. После чего, в баре он становится «приближённым» мафии. Выйдя из бара, справляет нужду около машины одного из авторитетов, из-за чего снова приходится удирать, уже на своих двоих. И, судя по отзывам на форумах, такой темп, вкупе с зашкаливающей сложностью, игра выдерживает вплоть до финальных субтитров.
Ностальгическая нотка. |
Первая Mafia вышла где-то в 2001-2002 году. Все последующие годы, разработчики, по их собственным словам, без устали делали Mafia 2. В главном меню игры, среди пунктов «История», «Настройки» и т.д., есть пункт «Загружаемый контент». Попрошу вас, обратить на это внимание, т.к. дальнейшие странности можно объяснить только тем, что уже готовую игру порезали на части, и за вырезанный материал собираются требовать отдельную плату. Конечно, при условии, что Mafia 2 действительно создавалась в течение 8 лет. Mafia 2, встречает игрока двумя, вплетёнными в сюжет, главами обучения. Первая, называется «Историческая Родина», учит нас бегать, стрелять, прятаться и проходится как заправский Call of Duty, только без езды на танках. Во второй же главе, под названием «Дом, милый дом», нашего протагониста учат водить автомобили, воровать и «отмывать» их. Пока играешь в эти главы, Mafia 2 производит впечатление отличного, продуманного до мелочей, приключения. В первой главе, благодаря слаженной работе искусственного интеллекта, действительно ощущаешь себя в центре сицилийского восстания против Муссолини. В начале второй главы, буквально чувствуешь радость главного героя, что он живым вернулся домой. Почти с каждым встречным можно поговорить, узнать как жизнь, что изменилось за время его отсутствия. Некоторые из них, с ним знакомы и радуются его возвращению. Другие же, просто поддерживают приятельский разговор. Войдя домой, наблюдаем ролик о трогательной встрече с родными. После чего, отправляем нашего протагониста спать. Как только он проснётся, отправляемся к его другу. А от него – на своё первое «дело». Успешно завершив «дело», отправляем героя к другу домой и, полные уверенности, что всё только начинается, укладываем его спать (не бойтесь, они спят в разных кроватях).
Побольше бы в игре такой красоты. |
Да, игра только начинается. Впереди ещё 13 коротких глав. И если в начале игры эта короткость кажется минусом, то уже к главе 7-8 задаёшься вопросом – «Когда всё это кончится?». Виновато, в таком вопросе, отсутствие разнообразия. Объясняю суть проблемы. Несмотря на то, что в каждой главе есть только одна сюжетная миссия, механика выполнения миссий, со второй главы и до конца игры, остаётся неизменной. В начале каждой главы смотрим ролик, 10-20 минут едем к месту встречи с другом, потом 20-40 минут к месту «дела», делаем его, возвращаемся домой и ложимся спать. И если во второй и третьей главах ко всему этому добавляется детальная проработка сюжета и окружения, то дальше остаются только «голые» миссии. И ты начинаешь искать развлечения «на стороне». В Mafia 2, предусмотрено только одно несюжетное развлечение – стычки с полицией. Благодаря экстрасенсорным способностям местных полицейских, вы не будете испытывать недостатка в живых мишенях. Да вот только удовольствие это сомнительное. Очень скоро, вам станет противно с ними связываться, т.к. от них, как от каких-то комаров, их много, но вреда от них почти никакого. И это ужасно нервирует. Да и стрельба, в игре, реализована не лучшим образом. Вот и получается, что, кроме сюжетных миссий, в игре нечем заняться.
Сюжет и персонажи.
Вы, наверное, уже заметили, что я ни разу не назвал имён персонажей игры. Всё очень просто. Персонажи получились неинтересными, т.к. их характеры, буквально, написаны у них на лицах. И их поведение, независимо от обстоятельств, всегда одинаковое. Приведу несколько примеров: Вито Скалетта – главный герой игры, за которого нам и придётся играть. В первых двух главах, воспринимается как нормальный человек. Но, потом, прямо каким-то мачо-терминатором становится. Джо Барбара – лучший друг Вито и, по совместительству, источник всех его неприятностей. Постоянно весёлый и жизнерадостный. Генри – сначала босс, а потом напарник Вито и Джо. Хладнокровен и импозантен. Сестра Вито (имени не помню) – постоянно ноет и просит денег. Главная беда Mafia 2 в том, что сюжет никак не старается раскрыть персонажей. Там, где, по идее, Вито должен хотя бы подумать, тот громко чеканит – «Есть, сэр». Там, где должен быть разговор (особенно во время езды) – тишина. К слову, сюжет можно изложить так: Вито, во время восстания сицилийцев против Муссолини, был тяжело ранен, из-за чего его отправили домой, на некоторое время, пока не подлечится. По приезду домой, его встречает Джо, который отмазывает Вито от армии и вводит его в криминал. С этого момента, наш протагонист начинает своё криминальное восхождение на вершину, попутно умудряется посидеть в тюрьме и отомстить убийцам своего отца. Всё! Вам описание сюжета в Mafia 2 кажется маленьким? Так вот, первые 2 предложения – это описание сюжета первых двух глав. Третье предложение описывает сюжет остальных (!) 13 глав.
Город упущенного интереса. |
Побочных миссий в игре нет.
Вердикт.
Mafia 2, неплохая игра. Но, не такую игру ждали поклонники первой Mafia. Да, и вышла она, явно, недоделанной. Оценка: малобюджетный (?) боевик.
Сцена и актеры
Действие игры разворачивается в американском городе Empire-City, который является потрясающе детализированным и интерактивным городом. Он куда красивее и ярче Либерти-сити из Grand Theft Auto IV. Скорее всего, студия 2K Czech потратила большую часть времени на его создание: на мостовой прорисован каждый камушек, смоделирован каждый магазин, каждому дому было уделено особое внимание. Город на столько очаровывает, что иногда хочется забыть про все однообразные миссии, сесть в машину, включить хорошую музыку и просто колесить по мегаполису.
Разработчики приложили немало сил, чтобы убедить нас в том, что мегаполис не декорация, а настоящий живой город. Выйдя из квартиры, вы можете встретить двух детективов, которые пытаются задать вашему соседу пару вопросов, с этажа ниже. Попав в район частных домов, можно увидеть, как на заднем дворе какого-нибудь домика сидят двое мужчин и о чем-то оживленно спорят. Только горожане так поглощены своими проблемами, что иногда не замечают выходок главного героя игры. Тот может взорвать несколько машин, но на это никто не обратит внимание.
Характеры главных героев Mafia 2 прописаны очень хорошо. Джо – веселый, неунывающий парень, с хорошим чувством юмора. Он куда интереснее своего друга Вито, который получился слабохарактерным человеком, с одной целью в жизни – разбогатеть. Джо – двигатель свей истории; он втягивает, Вито во всякие авантюры, а тот, в силу своего характера, всегда соглашается, даже иногда против своей воли.
Самое интересное – это наблюдать за взаимоотношениями друзей. К тому же из уст Джо часто вылетают смешные шутки, которые делает диалоги героев немного более интересными и живыми.
А вот с женскими образами в игре — полный провал. Ни на одного из них разработчики не выделили времени как на персонажей. Вы не когда не узнаете: как отразилась смерть отца на сестре и матери Вито, как они прожили два года, пока Скалетто воевал. Одни героини просто дают вам задание, другие же просто шляются по квартире, в нижнем белье и в кружевных чулках.
Рассказ игры поделен на главы, которые начинаются и заканчиваются одинаково. Каждый раз все начинается с того, что мы видим, как Вито просыпается от звонящего на всю квартиру телефона. Действие игры начинается в 45 году, а заканчивается в 51-м. В финале игры Скалетто пожалуется на свою тяжелую жизнь и скажет, что он десять лет только и делал, что убивал. То ли главный герой считать разучился, толи разработчики вырезали еще несколько глав, не считая 16-й, 17-й и 18-й.
Но ножницами прошлись не только по сценарию игры. Люди из 2K Chezh обещали: холодное оружие, возможность пользоваться услугами городского транспорта, покупать дома, автомобили, режим свободной езды и многое другое. Полный список всего того, что должно было быть в Mafia 2 давно уже опубликован во Всемирной паутине.
Но больше всего опечаливает концовка истории. Меньше всего хотелось получить короткую игру, которую делали долгих 8 лет, да еще с открытым финалом. Mafia 2, как и сериал «Клан Сопрано», заканчивается «на полуслове». Правда, в отличие от чехов, создатели сериала хоть завершили сюжетные линии, тянущиеся еще с первого сезона. А студия 2K Czech просто решила поставить двоеточие по середине рассказа, даже не оставив подсказок на многие вопросы. Да и веселая музыка, которая играет в титрах, после «трагической» развязки как-то неуместна.