Обзор Mafia — Мистер Сальери передаёт вам привет

В прошлом году издательство Electronic Arts выпустило экшен The Godfather по мотивам культового гангстерского фильма Френсиса Форда Копполы (Francis Ford Coppola). Разрекламированная драма на поверку оказалась посредственным экшеном. Геймеры, купившие ее, потом вздыхали: мол, все это, только в куда лучшем исполнении, мы видели раньше. И были совершенно правы – Mafia The City of Lost Heaven и по сей день остается главной игрой про гангстеров из всех когда-либо созданных на планете Земля.

Шофер такси Томми

1938 год. Томми Анджело, человек с очень-очень плохой репутацией, встречается в кафе с детективом полиции и предлагает сделку: дескать, я сдаю вам со всеми потрохами Дона Сальери, а вы гарантируете безопасность мне, жене и дочке. Могущественный мафиозный босс хочет смерти Анджело, бежать некуда – везде достанут. За чашкой кофе Томми рассказывает детективу, как он вступил на грешный путь. Ты же по другую сторону монитора слушаешь эту исповедь и затем, играя, словно помогаешь Анджело восстановить хронологию событий.
Все началось восемь лет назад, в 1930-м. Шофер такси Томми оказался в неудачном месте в неудачное время и был вынужден помочь двум гангстерам уйти от погони. Поли и Сэм, служившие, как выяснилось, Дону Сальери, щедро отблагодарили парня и предложили работу.

Анджело сначала отказался, однако на следующий день его чуть не убили громилы из другого гангстерского клана – те, что гнались за Поли и Сэмом. С трудом избежав расправы, Томми прибежал к Дону Сальери и стал одним из его многочисленных «прихвостней». Так незамысловато начинается интерактивное кино Mafia, снятое в лучших традициях Копполы и Скорсезе (Scorcese).

ГРЯЗНАЯ РАБОТА

Действие Mafia разворачивается во времена великой депрессии в вымышленном американском городе Лост Хэвен, живом, молодом, энергичном. За его основу авторы взяли Нью-Йорк и Чикаго 30-х годов XX века.

По дорогам ездят смешные автомобильчики, гудят трамваи, пешеходы спешат по своим делам, полиция следит за тем, чтобы не нарушались ПДД, и штрафует провинившихся. Поначалу хочется просто бесцельно кататься и глазеть по сторонам.

Когда начинаются трудовые гангстерские будни, ощущение полного погружения в игру не исчезает. Каждое новое задание оказывается интереснее предыдущего. И не важно, что сюжет Mafia слеплен из клише, подсмотренных чешскими разработчиками в кино. Вот лишь несколько сцен, которые ты, без сомнения, уже где-то видел. Сцена первая: Томми Анджело врывается в особняк, полный вооруженных бандитов, чтобы освободить заложника – человека из клана Сальери. Сцена вторая: Томми Анджело уходит от полиции по крышам и в конце концов сбегает по пожарной лестнице. Сцена третья: Томми Анджело в публичном месте из снайперки убирает зарвавшегося политика, посмевшего плохо отозваться о Доне. Сцена четвертая: Томми Анджело держит оборону в маленьком ресторанчике, защищая Сальери от убийц. Сцена 137-я: Томми Анджело грабит банк… А еще ему, а значит и тебе, предстоит пострелять в доках и внутри многоуровневой парковки, убрать важного свидетеля и даже поучаствовать в кровавой бойне на похоронах!

СЕРЬЕЗНАЯ ИГРА

Mafia часто сравнивают с Grand Theft Auto III. Что ж, сходство есть, однако о клонировании не может быть и речи. Два «повара» (Rockstar Games и Illusion Softworks) готовили вроде бы по одному рецепту, а вкус у «блюд» разный. В Mafia The City of Lost Heaven интересный линейный сюжет, она серьезнее и достовернее. В игре представлены 60 моделей машин, у каждой из которых есть реальный прототип. Причем автомобили ведут себя как настоящие, – разогнаться до 100 километров в час за шесть секунд не получится, даже не пытайся. «Физика» также проработана до мелочей: бьются стекла и фары, со скрежетом отлетают бамперы. Кроме того, можно прострелить колесо или бензобак, поломать коробку передач или спалить мотор.
Ездить нужно аккуратно. Местная полиция докучлива, к тому же в серьезных авариях главный герой теряет здоровье, а начинать опасную миссию чуть живым – безумство.

Колесить по дорогам в Mafia придется постоянно: будут и гонки, и погони, и преследования (палить во время езды, высунувшись из окошка, – сплошное удовольствие!).

Однако немало и «пеших» заданий. И здесь тебя ждет приятный сюрприз: в отличие от вышеупомянутой GTA перестрелки выполнены на отлично. Камера, притаившаяся за плечом Томми, выхватывает наилучший ракурс, прицеливаться удобно, противники оказывают достойное сопротивление (укрываются, окружают, сами под пули не лезут). Даже не думай бегать с автоматом Томпсона наперевес – убьют тут же. В Mafia надо действовать деликатнее, чем, скажем, в Max Payne: подкрался, бахнул как следует, нырнул за угол или какой-нибудь ящик, снова высунулся. И старайся всегда сохранять дистанцию – выстрел в упор из шотгана мгновенно отправит Анджело на небеса.

ХОРОШО, НО МАЛО

напоследок – о недостатках. Большинство проблем Mafia связаны с искусственным интеллектом. Местные пешеходы, например, обожают прыгать под колеса с криком «Поосторожнее!» – так они реагируют на приближение авто. Полиция тоже ведет себя своеобразно: преследуемые тобой гангстеры могут гнать хоть под 130 километров в час и на них не обратят внимания. Но стоит мимо промчаться Томми Анджело, как тут же заорет сирена.

Однако более всего огорчала малая продолжительность игры. Слишком уж быстро заканчивалась сюжетная часть, а режим свободной езды продлевал удовольствие ненадолго – задания были однообразны и откровенно скучны.

Не удивительно, что почти сразу после выхода Mafia фэны потребовали сиквел. Но об этом – на следующей странице, в рубрике «Взгляд в прошлое».

ПОРЯДОЧНЫЙ ПАРЕНЬ

Mafia – одна из немногих экшен-игр, где есть постельная сцена. Впрочем, не стоит ждать веселухи в духе Grand Theft Auto: San Andreas. В одной из миссий Томми Анджело провожает домой дочь бармена Сару и защищает ее от хулиганов. Потом между молодыми проскакивает искра, и случается ЭТО. Как подобает порядочному человеку, Анджело предлагает девушке руку и сердце.

МИССИЯ: НЕВЫПОЛНИМА 5

Говоря о недостатках Mafia The City of Lost Heaven, нужно упомянуть печально знаменитую гонку – пятую по счету миссию. Проиграть ее нельзя – Дон Сальери поставил на тотализаторе большие деньги. Победить – чертовски сложно! Любая ошибка, допущенная во время заезда, лишает всяких шансов занять первое место. После многочисленных жалоб разработчики признали, что перемудрили, и выпустили специальный патч, позволяющий облегчить гонку или вообще ее пропустить.

ДЖАЗ ПРОТИВ ХЭВИ-МЕТАЛЛ

В Mafia ты не услышишь ни рока, ни поп-музыки. Саундтрек игры составлен преимущественно из джазовых композиций. Причем исполнены они именитыми музыкантами: Луи Армстронгом, Дюком Эллингтоном, Джанго Рейнхардом и другими. Главная тема Mafia записана Симфоническим оркестром Богемии. Любопытная деталь: сами разработчики предпочитают хэви-металл.

Mafia и по сей день остается лучшей игрой про гангстеров из всех когда-либо созданных на планете Земля.

Колесить по дорогам в Mafia The City of Lost Heaven придется постоянно: будут и гонки, и погони, и преследования.

Некоторые дополнительные карты и персонажи

  • Любовница — просыпается отдельно, выбирает игрока, а если этой же ночью его будут проверять «на мафию», то ведущий даёт ложный ответ.
  • Путана (проститутка) – играет за мирных горожан. Проводя каждую ночь с игроками, они оказываются убитыми, если тот выбранный Шериф – мафиозный Дон не найдет его, доктор бессилен при лечении. Игрока на другой день нельзя выставить на голосование ввиду действующего «алиби». Если ночью Путану вырезает клан Мафии или одинокий Маньяк, то игрок, выбранный ей, также погибает.
  • Киллер — выбирает игрока, за которым объявит охоту. Ночью Ведущий перебирает роли (те, на карточках которых не мирный гражданин). В момент называния выбранной жертвы Киллеру необходимо подать знак (кивнуть, пошевелить пальцем). Так в течение каждой ночи происходит выбор одного из игроков. Если Киллер верно определил активную роль, таких как мафия или проститутка, следующим днём этот персонаж умирает.
  • Оборотень — Получая карту этого персонажа, участник играет мирным гражданином. Однако когда погибает один из участников клана мафии, он превращается в игрока преступной группировки, пробуждаясь уже с ними в одно время и помогая в выборе следующей жертвы.
  • Шериф — Этот персонаж представляет мирных участников. Ночью он пробуждается отдельно и указывает на игрока, после чего погружается в сон. На следующее утро Ведущий обнародует, попал Шериф или нет в зависимости от того, выбрал тот убийцу или нет. После этого цель шерифа – натолкнуть остальных участников на проверенного ночью участника, прежде чем мафия решит от него избавиться. Чем дольше проживет в партии эта роль, тем быстрее победа придет к мирным гражданам.
  • Адвокат – персонаж, имеющий те же способности, что и Шериф, однако представляет он преступную группировку.
  • Телохранитель – роль, в прямом смысле слова приносящая себя в жертву. Пробуждаясь отдельно ночью, он указывает на одного участника, и если преступная мафия в течение той же ночи выбрала для убийства того игрока, то умирает телохранитель.
  • Бессмертный – одна из интереснейших ролей в «Мафии». Легко догадаться, что ночью клан преступников убьёт его, а попадание в этого счастливчика станет проблемой, особенно когда участников в партии осталось мало. Он представляет мирных граждан, но не застрахован от вылета во время дневного голосования.
  • Якудза — представляет собой клан, подобный мафии. Игроки клана пробуждаются по зову Ведущего и выбирают жертву, на её месте может оказаться и играющий из преступной группировки. Их задача – вырезать мирных жителей и мафиози, в том числе, чтобы выиграть в партии.
  • Ниндзя — Игрок с такой ролью обладает возможностью делать ночью проверку и узнавать, относится ли участник к комиссару или мафиози.
  • Маньяк — играет в одиночку. Просыпается ночью и убивает участника. Будет лучше, если убитым его руками окажется преступник из клана. При проверке его комиссаром Ведущий крутит пальцем у виска. Побеждает, если остается последним живым играющим.
  • Куртизанка — просыпается ночью и указывает на человека, которого заберет к себе. После этого соблазненный игрок не проверяется на роль, не вылечивается, не умирает и так далее. При нападении мафиози или маньяка на выбранного участника он спасается.
  • Капитан — просыпается первым и арестовывает игрока. У того не получится осуществить действий, которые положены для его роли. Если в ту же ночь мафия хочет убрать арестованного, то жертв на утро не будет.

Вам понравится: Улей (Hive)

В вариации настольной игры «Мафия. Вся семья в сборе» придуманы персонажи с особыми свойствами:

  • Детектив, который вправе застрелить участника или выяснить роль.
  • Тюремщику положено узнать роль одного играющего, и если тот оказывается преступником, то отправляется в тюрьму. Разумеется, все узнают о том, кто же стал заключенным и потерял на время способности. Заключенные участвуют в обсуждениях, и после смерти тюремщика возвращают права обратно.
  • Стукач выбирает участника, если после этого происходит в его сторону проверка, то Ведущий показывает проверяющему карточку мафии вместо той, что на самом деле изображает персонаж.
  • Крестный отец указывает на игрока, после чего тот не отдает голос на дневном решении один раз. Участвовать в текущих обсуждениях разрешается.
  • Вор имеет также интересные особенности: выбирает одного участника, после чего тот не пользуется способностями собственного персонажа.
  • Лунатик – персонаж, притворяющийся участником преступной группировки. Он просыпается во время убийств мафиози и помогает в выборе умершего, но не сообщает свою роль. Если вдруг мафия вычисляет лунатика, то им разрешается выкинуть его ночью из игры, а после этого выполнить еще один выстрел в персонажа.
  • Поклонница пробуждается и выбирает жертву, а Ведущий дает знать, является ли человек лидером или нет.
  • Потрошителю положено застрелить любого участника, если тот не является преступником, лидером или мирным игроком, то он умирает.
  • Аферист несет за собой необычную способность. Выбирая игрока, тот следующим днём голосует так же, как и аферист. Роли при этом Ведущий не выдает.

В издании «Мафия. Большой Город» также созданы разнообразные персонажи с особыми способностями:

  • Агент просыпается одновременно с участниками преступной группировки, выдавая себя за них. Если во время ночи мафиози решают убить сокомандника и выбирают Агента, тот раскрывает роль, после чего вырезают ещё одну жертву. Следующим днём персонаж оказывается убитым, даже при спасении доктором.
  • Патрульный вступает в игру, когда партию покидает Детектив. Все действия убитого переходят к этому персонажу.
  • Экстрасенсу положено проснуться ночью и указать на участника, если цель и сидящие игроки рядом на самом деле мирные игроки, то Ведущий демонстрирует большой палец руки, указывающий наверх, в остальных случаях – опущенный вниз.
  • Сыщик просыпается и выбирает человека, проверяет на роль мирного горожанина или убивает его.
  • Роль Везунчика идентична способностям Бессмертного, который не может быть вырезан мафиози. Выгнать из партии можно только на дневном голосовании.
  • Мститель после того, как подвергнется убийству, забирает с собой днём еще одного участника на собственный выбор.
  • Ищейка просыпается отдельно, проверяет игрока на роль горожанина. Ведущий отвечает с помощью большого пальца руки, указывая им вверх или вниз.
  • Революционер стреляет в участника во время сна города. Если целью оказывается горожанин, то выстрела не будет. Он выигрывает партию, оказавшись один на один с последним мирным гражданином.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: