Перл Харбор: причины и результаты

Разработчик:Maddox Games Издатель:1C Жанр:Авиасимулятор Официальный сайт:games.1c.ru/pearl_harbor
Рекомендуемая системная конфигурация:
  • Процессор: 3.0 ГГц
  • Память: 1024 МБ RAM, 4 ГБ HDD
  • Видеокарта: со 128 МБ RAM (GeForce 3 или Radeon 8500 или лучше)
  • ОС: Windows XP Прочее: совместимая с DirectX 9.0 звуковая карта

Тестовая система:

  • Процессор: AMD Athlon XP 2500+
  • Память: 512 МБ DDR PC2700
  • Видеокарта: GeForce4 TI4200 128 МБ
  • ОС: Windows XP SP1 с установленным DirectX 9c
  • Прочее: SB Live! Player

С момента выхода продолжения легендарного авиасимулятора «Ил 2-Штурмовик» прошло достаточно времени, для того, чтобы окончательно усвоить — на мировом рынке наших авиасимуляторов уже никто не подвинет, если только не сотворит нечто фантастическое… Говоря о блестящем продукте Maddox Games, нельзя не вспомнить и об одноименном голливудском блокбастере. Скажем только одно — боевые сцены в игре реализованы на не менее достойном уровне, нежели в фильме. Разве что в графическом плане немного слабее, что, в общем-то, не так заметно благодаря бешеной динамике. Одно дело — смотреть на экран, где все более-менее предсказуемо и совсем другое — направить свой самолет в атаку на вражеский корабль или вести маневренный бой.

Игра или аддон?

«Перл-Харбор» – это не просто продолжение серии «Ил-2 Штурмовик». Состоящий из двух CD инсталляционный пакет позволяет установить «Перл-Харбор» как самостоятельную игру, совершенно не требующую наличия на вашем компьютере «Забытых сражений». В этом случае в вашем распоряжении будет более 40 моделей американских, английских, австралийских и японских самолетов, включая знаменитые F4U «Корсар», «Сифайр», А6М — не менее знаменитый «Зеро», А-20 «Бостон» («Хэвок»), B-25 «Митчелл», F4F «Уайлдкэт», и другие.

«Перл-Харбор» основан на событиях, сопутствовавших развернувшейся между США и Японией грандиозной битве на Тихоокеанском театре военных действий. Игроку предоставлена возможность пройти путь от, собственно, бухты Перл-Харбор до Японии, опробовав в деле американские, английские, австралийские и японские истребители и бомбардировщики времен Второй мировой войны, выполнив десятки заданий, приняв участие в многочисленных и напряженных воздушных боях, выполняя атаки кораблей и наземных целей. Кроме того, в игре имеются кампании для морских и армейских пилотов.

В «Перл-Харборе» на традиционном для Maddox Games высочайшем уровне выполнены все самолеты, в том числе и японские, впервые появившиеся в авиасимуляторе российского производства. До «Перл-Харбора» еще существовали отдельные гиганты мысли, считавшие, что японская авиация — это примерно то же самое, что финская космонавтика. А, между прочим, сама история показала, что такое талант японских рабочих, конструкторов, летчиков-испытателей, сумевших создать мощную авиацию при весьма слабых японских ресурсах. Авиацию, оказавшуюся способной в течение долгого времени на равных драться с американским экономическим гигантом.

Одна из важнейших особенностей игры — полноценно и достоверно смоделированные авианосцы и палубная авиация. В игре участвуют знаменитые «американцы»: «Лексингтон», «Саратога», «Эссекс», «Интрепид» и легендарный флагман атаки на Перл-Харбор — японский авианосец «Акаги».

Тщательнейшим образом проработаны и максимально приближены к реальности процессы взлета и посадки на авианосцы. Для этого по сравнению с «Забытыми сражениями» добавлены новые команды управления, в том числе: «Открыть/Закрыть фонарь» — для снижения скорости при посадке на авианосец. «Разложить/сложить крыло» — для установки крыла палубного самолета в рабочее положение и обратно. На самолетах серий Zero, Corsair и Wildcat обеспечено даже изменение высоты сиденья летчика — для улучшения обзора вперед при взлете и посадке! И конечно, палубные самолеты имеют тормозной гак, который рекомендуется не забывать выпустить при посадке на авианосец. Все это делает карьеру морского летчика весьма трудной — а, значит, и интересной.

Те, кто внимательно следил за ходом разработки проекта «Ил-2 Штурмовик», знают, что после «Забытых сражений» к ним был выпущен ряд дополнений. В первую очередь, это аддон «Асы в небе», добавляющий в «Забытые сражения» новые самолеты, миссии и кампании. Посему неудивительно, что разработчики предусмотрели возможность установки «Перл-Харбора», как аддона для объединенного симулятора «Забытые сражения – Асы в небе». В этом случае при установке «Перл-Харбора» «Забытые сражения», «Асы в небе» и «Перл-Харбор» автоматически объединяются в одну огромную игру с более чем 220 самолетами и несчетным количеством миссий и кампаний.

А те, кто не пропустил ранее выпущенные 1С совместно с другими разработчиками такие дополнения к «Забытым сражениям», как «Дороги войны», «Второй фронт», «Операция Барбаросса», «Операция Блау», и в качестве дополнений к «Забытым сражениям» уже их установил, после инсталляции «Перл-Харбора» получат супер-авиасимулятор с поистине необозримым числом кампаний и отдельных миссий практически на всех ТВД Второй мировой войны.

И еще одно, за что разработчики достойны всяческих похвал. Это постоянное отслеживание недостатков и оперативный выпуск патчей, как устраняющих эти недостатки, так и вводящих в игру новые возможности. На сегодняшний день выпущены уже 4 апдейта к «Перл-Харбору» и все они улучшают и совершенствуют игру… При этом игроку предоставляется возможность выбрать наиболее для него подходящий вариант установки — скажем, сразу обновить исходную версию «3.0» до более современной «3.03», не устанавливая 3.01» и «3.02».

Игра содержит в себе редакторы, позволяющие создать любой сложности миссии и кампании за любую из представленных в игре сторон в любом районе Тихоокеанского ТВД. Таким образом, вы можете возглавить эскадрилью Р-38 «Lightning» и повести ее, чтобы перехватить группу японских G4M «Бетти», на одной из которых летит адмирал Исороку Ямамото, вошедший в историю как автор победы при Перл-Харборе — повторив тем самым выдающийся полет эскадрильи майора Джона Митчелла. Или в качестве пилота «Зеро» попытаться отстоять свои авианосцы от потопления в битве при атолле Мидуэй.

Сюжет[ | ]

Рэйф и Дэнни — друзья с детства из штата Теннесси, они выросли вместе и были друг другу как братья. Оба с детства увлекаются авиацией и становятся пилотами воздушного корпуса армии США. Рэйф заводит роман с медсестрой Эвелин. Однако влюблённые разлучаются. Рэйф присоединяется к «Орлиной эскадрилье (англ.)русск.» КВВС Великобритании и уезжает в Англию, чтобы отбивать немецкие налёты в битве за Британию, в то время как Дэнни и Эвелин переводят служить на базу Перл-Харбор, на Гавайских островах. Приходят известия о том, что Рэйф погиб в бою. Эвелин и Дэнни находят успокоение друг в друге и становятся очень близки. Неожиданно в Перл-Харбор прибывает Рэйф. Оказалось, что он выжил — сумел вылезти из упавшего в море самолёта и был спасён французскими рыбаками. Сопротивление отправило его на родину.

Рэйф и Дэнни решают выяснить отношения. Стычка переходит в драку, после чего им вместе приходится спасаться от прибывшей полиции и ночевать в машине на дороге. В параллельной линии сюжета японцы планируют нанести удар по Перл-Харбор, собирают разведданные, разрабатывают план атаки и наносят свой внезапный удар, застав американских моряков врасплох. Эвелин и её подруги оказывают помощь толпам раненых в госпитале, а Рэйф и Денни поднимают свои истребители с атакованного аэродрома и сбивают несколько японских самолётов. Нападение на Перл-Харбор и огромные потери, понесённые в результате этого удара, шокируют американцев. Для достижения психологической победы командование США организует рейд для бомбёжки Токио, Рэйф и Дэнни записываются добровольцами в состав пилотов Дулиттла.

Облегчённые бомбардировщики с трудом взлетают с авианосцев, сбрасывают бомбы, к которым прикреплены японские медали, на Токио и летят дальше, чтобы сесть на территории неоккупированного японцами Китая, потому что им не хватает горючего, чтобы вернуться на американские базы. Самолёты Дэнни и Рэйфа садятся на границе, где их захватывают в плен. Дэнни жертвует собой ради спасения Рейфа. После этих событий Рэйф и Эвелин воспитывают ребёнка Эвелин от Дэнни.

Графика и управление

Стоит напомнить, что аддон «Забытые сражения» на момент выхода поддерживал DirectX 8.1. Но уже с момента выхода продолжения «Асы в небе» была обеспечена поддержка DirectX 9. Естественно, это относится и к «Перл-Харбору». По-прежнему максимальное разрешение, поддерживаемое в игре — 1600x1200x32, и все также поддерживаются пиксельные шейдеры версии 2.0. Все это обеспечивает такое качество изображения, что, временами, начинаешь засматриваться на местные пейзажи, забывая о боевых задачах. Модели самолетов великолепны настолько, насколько это вообще возможно, иногда не верится, что это компьютерная графика, а не видеосъемка…

Не отступили разработчики «Перл-Харбора» и от уровня достоверности летной модели. Самолеты по-прежнему не прощают вольностей в небе, и успешное пилотирование по-прежнему требует внимания, долгих тренировок и хорошей системы управления. Без хорошего джойстика играть практически невозможно. Есть мнение, что минимально функционально соответствующий требованиям игры джойстик должен иметь не менее чем 4 оси, хотя бы 7-8 кнопок, включая курок и хат на 8 положений. А в идеале пилот должен управлять своим самолетом с помощью системы HOTAS (Hands On Throttle And Stick — «Руки только на РУС и РУД»), состоящей из джойстика — ручки управления самолетом, РУДа — ручки управления тягой двигателя и педалями. Тогда все управление окажется сосредоточенным на джойстике, РУДе и педалях, отвечающих за положение руля направления, и отвлекаться на клавиатуру не придется. Еще неплохо бы, чтобы управление обзором осуществлялось поворотом головы. Да, это роскошь, но крайне полезная роскошь. Так что покупка TrackIr или подобного устройства у настоящего «вирпила» должно быть запланировано на самое ближайшее будущее (если еще не…)

Реальнее только в небе…

Есть мнение, что выполнение готовых миссий и кампаний — не более чем подготовка к сетевой игре. Как и в «Забытых сражениях», В «Перл-Харбор» обеспечен и многопользовательский режим: до 128 игроков на выделенном сервере и 32 в режиме совместной игры. Сервер генерирует миссию и предоставляет игроку возможность выбрать самолет, скин для него, вооружение и прочее… В интернете известны несколько десятков серверов, предоставляющих «театр военных действий» для «Забытых сражений», а теперь и для «Перл-Харбора». Так что онлайновые бои по-прежнему ждут вас, вскоре и над Тихим океаном.

Атака на Пёрл-Харбор (2011)

Страшная безработица – последствие экономического кризиса конца 30-х годов XX века – обрушилась на японцев. Политическая нестабильность, нищета жителей и неуклонное вхождение в войну. Командующему императорским флотом была ясна безнадежность схватки с Америкой… Адмирал Ямамото Исороку уже ранее был против войны с Китаем, вторжения в Маньчжурию, но его позиция раздражала многих сторонников милитаризма и националистов. Ямамото угрожали, его ненавидели, каждый день был опасностью и обещал покушением на жизнь адмирала. А на флоте он снискал популярность, и император оказывал адмиралу покровительство. Именно Ямамото сумел разработать план решительной атаки на Перл-Харбор, обернувшейся позором американского флота и его огромными потерями… Историческая справка
Показать / Скрыть текстЯмамото Исороку (04.041884 — 18.04.1943) — маршал флота Японии (18 апреля 1943, посмертно), Главнокомандующий Объединённым флотом Японской империи во время Второй мировой войны, выпускник Академии военно-морского флота Японской империи, Военно-морского колледжа США и Гарвардского университета (1919-1921). Ямамото занимал несколько важных постов во флоте Японской империи и провёл в нём ряд изменений и обновлений, особенно в развитии военно-морской авиации. Был главнокомандующим во время первых, довольно успешных для Японии лет войны в Тихом океане, провёл такие битвы, как Пёрл-Харбор и Мидуэйское сражение. Погиб 18.04.1943 во время инспекционного вылета на фронтовые позиции на Соломоновых островах, когда его самолёт был сбит американскими истребителями.
Семейные корни

Ямамото родился в городе Нагаока префектуры Ниигата в семье обедневшего самурая княжества Нагаока по имени Садаёси Такано. «Исороку» в старояпонском языке означает «56» — возраст отца при его рождении. В 1916 году Исороку был усыновлён семьёй Ямамото и принял эту фамилию. Такая практика была очень распространена в Японии — семьи, в которых не было мальчиков, усыновляли подходящих детей, чтобы сохранить свою фамилию. В 1918 году Исороку женился на Микава Рэйко (яп. 三橋 玲子). В его семье было четверо детей: два сына и две дочери.

Личная жизнь

В то время как военные деятели не хотели показаться «мягкими», Ямамото продолжал заниматься каллиграфией и писал стихи, которые были раскритикованы как слишком монотонные. У него и его жены Рэйко было четверо детей: два сына и две дочери. Ямамото был очень азартным, он любил го, сёги, бильярд, бридж, маджонг, покер и другие игры, которые щекотали нервы и помогали умственной деятельности. Он часто шутил, что если бы он уехал в Монако и открыл своё собственное казино, то принёс бы императору больше пользы.

Адмирал проводил много времени в компании гейш, и в 1954 году его жена Рэйко сделала шумное заявление, что Ямамото был намного ближе к его любимой гейше Тиёко Каваи, чем к ней. После его смерти похоронная процессия прошла мимо дома Каваи, возможно, со скрытым умыслом. Несмотря на его азартность и увлечения гейшами, Ямамото обычно описывают как жёсткого трезвенника.

Ранняя карьера

После окончания Академии военно-морского флота в 1904 году Ямамото служил на крейсере «Ниссин» во время Русско-японской войны. Получил ранение в Цусимском сражении, потеряв два пальца (указательный и средний) на левой руке. Позже из-за этого увечья гейши дали ему прозвище «80 сэн», так как обычно они брали за маникюр 100 сэнов (по 10 за каждый палец). В 1914 году он закончил Военно-морской колледж высшего командного состава и получил звание лейтенант-командора в 1916 году.

Подготовка к войне, 1920—1930-е годы

В политическом отношении Ямамото был сторонником мирного решения всех конфликтов. Он был решительно против войны с Соединенными Штатами — эта позиция появилась в результате его обучения в Гарварде, службы помощником адмирала и службы военно-морским атташе (два раза) в Вашингтоне. Он был повышен до звания капитана в 1923 году, а в 1924 году, когда ему исполнилось 40, он сменил специализацию с морской артиллерии на морскую авиацию. Первым кораблём под его командой стал крейсер «Исудзу» в 1923 году, а следующим — авианосец «Акаги». Ямамото был большим сторонником военно-морской авиации и в чине вице-адмирала, до занятия поста командующего 1-м авианосным дивизионом, служил начальником отдела аэронавтики.

Он принял участие во второй Лондонской морской конференции в 1930 году в звании контр-адмирала, и уже в звании вице-адмирала — в Лондонской мореходной конференции 1934 года. Японское правительство считало, что кадровый военный специалист обязан сопровождать дипломатов во время обсуждения сокращения вооружений. Ямамото лично не поддерживал ни вторжение в Маньчжурию в 1931 году, ни последующую войну с Китаем, которая началась в 1937 году, ни Берлинский пакт 1940 года с нацистской Германией и фашистской Италией. Как заместитель министра военно-морских сил, он извинился перед послом Соединённых Штатов Джозефом Кларком Грю за бомбардировку канонерской лодки «Панэй» (англ. USS Panay) в декабре 1937 года. Позиция Ямамото сделала его мишенью для критики японских милитаристов.
Не поддерживая акты агрессии Японии в Маньчжурии и Китае, стал мишенью для критики милитаристов в японском обществе, получая поток писем, полных ненависти и угроз. Причинами, по которым Ямамото сохранил свои звание адмирала и должность главнокомандующего Объединённым флотом, были его высочайшая компетентность и безграничная популярность во флоте, где он всегда командовал с уважением к морякам и офицерам, и его близкие связи с семьёй императора Хирохито. Ямамото Исороку был против строительства линкоров типа «Ямато», считая это неразумным использованием финансовых и технических ресурсов. Он провел ряд важных изменений военно-морской и береговой авиации, особенно в разработку средних бомбардировщиков G3M и G4M. В 1940 году совершил реорганизацию шести самых больших авианосцев Японии в Первый Воздушный Флот.
В январе 1941 года Ямамото предложил радикальный пересмотр японской военно-морской стратегии в отношении американского флота: вместо ведения оборонительных действий — нанесение раннего удара, таким образом сокращая противостоящие силы противника, а после этого проведение «решающего сражения» как атакующая сторона. План был реализован как атака на Пёрл-Харбор 07.12.1941, в результате которой 4 американских линкора были потоплены, около 15 других кораблей были или потоплены, или серьёзно повреждены. В течение полугода после этого Объединённый флот адмирала Ямамото победоносно действовал против американских, британских, голландских и австралийских морских формирований в Голландской Ост-Индии. Ямамото настаивал на «решающем сражении», каким стала Битва за Мидуэй в июле 1942. Несмотря на превосходство сил, японская сторона потерпела поражение, и война в Тихом океане для Японии превратилась в оборонительную, что сильно повредило репутации Ямамото — ему приходилось разрабатывать ненавистные оборонительные операции.
Чтобы поднять боевой дух войск после поражения на Гуадалканале, адмирал Ямамото решил в апреле 1943 года лично провести инспекцию войск южного Тихого океана. По заданию высшего руководства США «достать Ямамото» была проведена разведывательная операция под кодовым названием «Magic»: перехват и расшифровка японской радиопередачи, которая содержала специфические детали о вылете Ямамото, включая расписание прибытия на все объекты, а также номера и тип самолётов, на которых он и его сопровождение будут передвигаться. 18 апреля 1943 года была проведена операция «Месть» с целью перехватить и сбить самолёт Ямамото. Завязался воздушный бой между 14-ю американскими тяжелыми истребителями Lockheed P-38 Lightning и 6-ю японскими палубными истребителями Zero, в ходе которого был сбит самолет, на борту которого находился Ямамото. Его смерть нанесла огромный удар по духу японских войск во время Второй мировой войны. Посмертно получил звание гэнсуй — маршал флота Японии и Высший орден Хризантемы. Так же был награжден высшим орденом Третьего рейха — Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями и мечами. ВикипедиЯДополнительная информация
Создание фильма продолжалось в течение четырёх лет. Кодзи Якусё рассматривался как единственный претендент на роль адмирала Исороку Ямамото, в случае его отказа съёмки фильма пришлось бы прекратить. Съёмки фильма велись при содействии Министерства обороны Японии.

Неужели все так хорошо?

А теперь — о единственном серьезном недостатке «Перл-Харбора» (надо же хоть что-то плохое о нем сказать!) Напомним приведенную в начале статьи, рекомендуемую системную конфигурацию. Минимальными системными требованиями являются Pentium III или AMD Athlon 1 GHz, 512 MB оперативки и видеокарта 64 MB памяти… Увы, с такой конфигурацией вы не обнаружите на максимальной дальности вражеские самолеты, не получите ни мало-мальски нормальной детализации объектов, ни красивых облаков, ни «шейдерной» водички… Создавая «Перл-Харбор», разработчики внесли в движок ИЛ-2 поистине революционные изменения, которые позволили включить никогда ранее не предполагавшиеся новые функции и возможности, такие, как моделирование авианосцев, пилотов-камикадзе, модель разрушений кораблей, принципиально новые виды вооружений и многое-многое другое. То, что требует «Перл-Харбор», способно (в зависимости от толщины вашего кошелька) как слегка озадачить, так и на месте убить.

Звуком можно и пожертвовать, тем более что на современных «мамах» довольно добротный встроенный звук», но, тем не менее, рекомендуется карта Creative Audigy. Мы добавим еще одну весьма необходимую вещь — чтобы «Перл-Харбор» загружался достаточно шустро, желателен SCSI-винчестер, или RAID0-массив. Роскошь, конечно, но хочется жить (читай играть) красиво…

А для игры в он-лайне просто необходимо «широкополосное соединение» — ADSL или «выделенка», скоростей обычного модема может и не хватать… Словом, «Перл-Харбор» способен нанести серьезный урон вашему бюджету.

В «вирпильских» кругах постоянно идут дискуссии, какое «железо» предпочитает движок Ила, теперь — «Перл-Харбора»: процессоры от Intel или от AMD, видеокарты на базе продуктов NVidia или ATI… Однозначных выводов до сего времени не сформулировано, поэтому мы не рискнем давать по этому поводу какие-то рекомендации, но приведем сказанное в свое время самим Олегом Медоксом — «Я не говорю, что Athlon хуже для юзера… Я говорю, для того, чтобы играть дома, я купил процессор Intel даже без разговоров». Заметим также, что один из первых тестеров готовившегося к выпуску Ил-2, Александр Черных, еще в 2001-м году у разработчиков ИЛ-а играл на машине с Рentium 4–1700 MHz и видеокартой GeForce 3. Есть разведданные, что предпочтения разработчиков не изменились…

Двое над Перл-Харбором

Ночь перед атакой японской палубной авиации на базу американского флота в Перл-Харборе лётчики 47-й истребительной эскадрильи 15-й истребительной группы ВВС армии США, базировавшейся на авиабазе Уилер-Филд рядом с Гонолулу, вторые лейтенанты Кеннет Тейлор (Kenneth M. Taylor) и Джордж Уэлч (George Welch) весело провели в офицерском клубе. Они развлекались игрой в покер и танцами под игру джаз-бэнда и улеглись спать лишь рано утром 7 декабря, в 06:30 по местному времени. Меньше чем через полтора часа, в 07:55, приятелей разбудили звуки взрывов, пулемётной стрельбы и рёва двигателей самолётов, проносившихся над землёй на малой высоте.

Вскочив с кровати и быстро одевшись, Тейлор бросился к телефону, который, к счастью, работал, и позвонил на вспомогательный аэродром Халейва — там были сосредоточены 18 истребителей P-40B «Уорхок» их эскадрильи. Не дожидаясь распоряжений вышестоящих командиров, он приказал механикам срочно подготовить к вылету истребители для себя и Уэлча. Лётчики прыгнули в новый «Бьюик» Тейлора и на максимальной скорости (позже Тейлор вспоминал, что стрелка спидометра почти всё время лежала на отметке 100 миль/час — около 160 км/час) понеслись на аэродром, до которого было 10 миль, по пути попав под пулемётный обстрел вражеских самолётов.

​Curtiss P-40B Warhawk из состава 47-й истребительной эскадрильи USAAF, на котором 7 декабря 1941 года вёл воздушные бои над Перл-Харбором 2-й лейтенант Джордж Уэлч (рисунок автора) - Двое над Перл-Харбором | Warspot.ru

Прибыв в Халейву, лётчики бросились к самолётам. Наземный персонал к этому времени уже заправил машины топливом и зарядил их крыльевые пулемёты винтовочного калибра, но боекомплекта для синхронных крупнокалиберных «Браунингов» — основного оружия «Уорхоков» — на аэродроме не оказалось…

Взлетев и набрав высоту, два истребителя направились к гидроавиастанции Барберс-Пойнт на юго-западной оконечности острова Оаху. Здесь они встретили группу самолётов, которые оказались тяжёлыми бомбардировщиками B-17 «Летающая Крепость», прилетевшими на Гавайи с материка. Появившись затем над лётным полем аэродрома корпуса морской пехоты Эва, друзья обнаружили, что его штурмуют 12 японских палубных бомбардировщиков-торпедоносцев B5N «Кейт» из второй атакующей волны японцев.

Несмотря на солидное численное преимущество врага, Тейлор и Уэлч ринулись в атаку. Тейлор сбил два вражеских самолёта и повредил третий — позже этот «Кейт» занесли на его счёт как предположительную победу. Уэлч тоже времени зря не терял и сумел свалить два бомбардировщика. Когда у обоих истребителей закончился боезапас, американцы покинули поле боя и около 08:40 приземлились на лётном поле аэродрома Уилер-Филд для дозаправки и пополнения боекомплекта — здесь патроны калибра 12,7 мм были.

Поскольку аэродром только что подвергся атаке врага, «Уорхоки» под горячую руку обстреляли с земли из зенитных пулемётов и стрелкового оружия, но огонь, к удаче отважной пары, оказался неточным. Приземлившись, Тейлор и Уэлч, не покидая кабин, приказали наземному персоналу срочно зарядить их оружие. Несколько старших офицеров, находившихся на аэродроме, предложили отважным лейтенантам покинуть машины и спрятаться в укрытии, так как вот-вот ожидалась новая атака японцев, но оба пилота смогли убедить офицеров позволить им снова взлететь и продолжить борьбу.

​Curtiss P-40B Warhawk из состава 47-й истребительной эскадрильи USAAF, на котором 7 декабря 1941 года вёл воздушные бои над Перл-Харбором 2-й лейтенант Кеннет Тейлор. По другим данным самолёт Тейлора нёс бортовой номер 316 (рисунок автора) - Двое над Перл-Харбором | Warspot.ru

Новый удар по аэродрому не заставил себя долго ждать. Первым, уже под пулями атакующих японцев, пошёл на взлёт «Уорхок» Уэлча, который первым приземлился, и заправка с зарядкой пулемётов у него закончились, соответственно, быстрее. С истребителем Тейлора ещё возился наземный персонал, когда японские самолёты начали с бреющего обстреливать Уилер-Филд. Механики бросились врассыпную, оставив коробки с пулемётными лентами на плоскости истребителя Тейлора. Он начал разбег прямо с коробками на крыле, и они, к счастью, вскоре свалились от вибрации. Прямо с взлётной полосы американцы направили свои истребители в гущу атакующих аэродром японцев, справедливо рассудив, что если они попытаются набрать высоту где-то в стороне, сразу же превратятся в удобную мишень для вражеских лётчиков.

Выполнив боевой разворот с набором высоты, Тейлор быстро выбрал подходящую цель и открыл огонь. Затем, потеряв на время ориентировку из-за окруживших его низких облаков и дыма от взрывов и пожаров, он внезапно обнаружил себя в самой середине формации из семи или восьми пикирующих бомбардировщиков D3A «Вэл», воздушные стрелки которых немедленно открыли огонь. Одна из разрывных пуль пробила остекление кабины, прошла буквально в дюйме от головы пилота и разорвалась. Её осколки легко ранили Тейлора в левую руку и ногу.

​Палубный пикирующий бомбардировщик Aichi D3A Val с авианосца «Дзуйкаку», принимавший участие в штурмовке авиабазы Уилер-Филд (рисунок автора) - Двое над Перл-Харбором | Warspot.ru

В этой схватке Уэлч сбил одного противника, а Тейлору удалось повредить другой японский самолёт (его вторая предположительная победа), после чего американцев атаковали истребители «Зеро». Для отважных лейтенантов всё могло закончиться плачевно, но им крупно повезло: у противников заканчивался лимит горючего, отведённый на пребывание над целью, потому японские истребители вышли из боя и отправились к своим авианосцам. Американцы преследовали уходящего противника вплоть до полного израсходования боезапаса. Уэлч смог сбить один «Зеро» западнее Барберс-Пойнт, после чего оба «Уорхока» благополучно сели на аэродроме Халейва, откуда начинался их боевой путь утром этого исторического для США и всего остального мира дня.

Согласно данным американских авиационных историков, во время нападения на Перл-Харбор в воздух смогли подняться всего 14 американских лётчиков-истребителей, которые одержали в боях 10 побед над японскими самолётами. Более половины из этого числа приходится на долю лейтенантов Тейлора и Уэлча, первыми вступивших в бой с врагом. Всего Джордж Уэлч сбил четыре японских самолёта (два B5N, один D3A и один A6M), а Кеннет Тейлор уничтожил два B5N, а ещё по одному B5N и D3A были засчитаны ему как предположительные.

За свой подвиг отважные лётчики были представлены к высшей боевой награде США — Медали Почёта, но были награждены следующим за ней по рангу Крестом «За выдающиеся заслуги».

​Герои Перл-Харбора Кеннет Тейлор и Джордж Уэлч в 1942 году - Двое над Перл-Харбором | Warspot.ru

Дальнейшая судьба героев сложилась по-разному. Уэлч, сражаясь после Перл-Харбора на истребителях P-39 «Аэрокобра» и P-38 «Лайтнинг», к сентябрю 1943 года довёл счёт своих воздушных побед до 16, после чего его свалила с ног малярия. Выйдя из госпиталя, на фронт Уэлч больше не вернулся, а стал весной 1944 года лётчиком-испытателем . Здесь он стал ведущим испытателем опытного истребителя XP-86, в будущем — грозного «Сейбра». Погиб Джордж Уэлч 12 октября 1954 года в испытательном полете на истребителе F-100 «Супер Сейбр».

Судьба его напарника Кеннета Тейлора сложилась менее захватывающе, но более удачно. Сбив над Гуадалканалом ещё один японский самолёт достоверно и один предположительно, он был ранен в бою в декабре 1943 года. Вернувшись в США, герой Перл-Харбора до конца войны тренировал молодых лётчиков. В отставку бригадный генерал Кеннет Тейлор ушёл в 1971 году, после чего ещё долгие годы работал в страховом бизнесе. Умер бывший лётчик в 2006 году. За несколько лет до смерти, вспоминая 7 декабря 1941 года в интервью журналистам, он сказал: «Я не был тогда сильно напуган, и позвольте мне сказать вам, почему: я был очень молод и слишком глуп, чтобы понять, что подвергаюсь огромной опасности…»

Про это

Неудивительно, что столь грандиозный игровой проект, как «Ил-2 Штурмовик», повлек за собой буквально взрыв интереса к военной истории, к авиатехнике и вооружению, к тактике боевых действий авиации. Появились комьюнити виртуальных пилотов, не только совместно участвующих в онлайновых боях, но и связанных дружбой в реальной жизни. Малая, но заметная часть интернета стала полем горячих дискуссий на эти темы, и местом, где можно найти ответ на любой вопрос. Естественно, выход «Перл-Харбора» вызвал новую волну дискуссий, где обсуждались и летные характеристики «японцев» и тонкости посадки на авианосец, и сотни других вещей. Рассказ о «Перл-Харборе» был бы неполным без упоминания наиболее популярных сайтов, посвященных проекту. Это форум «Ил-2 Штурмовик» на сайте 1С, и широко известный среди «вирпилов»

«Авиафорум», где «Перл-Харбору» посвящен один из важнейших разделов сайта. Так же серию «Ил-2 Штурмовик» активно обсуждают и на нашем форуме.

«Ил-2 Штурмовик», «Ил-2 Штурмовик — Забытые сражения», а теперь и «Перл-Харбор» в рейтинге авиасимуляторов вторые места не занимают по определению. Однако же в общем рейтинге игр их, что называется, и не видно. В чем дело? А все просто. Проект «Ил-2 Штурмовик» — и «Перл-Харбор», теперь неотъемлемая его часть — неисчерпаемы и требуют от геймера столько знаний и настоящих летных навыков (это не шутка!), что не каждому это по плечу. Если про многие великолепные игры так и хочется сказать — Ars melior vita (искусство лучше, чем жизнь), к проекту «Ил» это не относится. «Ил» — это самая настоящая жизнь и «Перл-Харбор» — новая эпохи в этой жизни.

Плюсы:

  • Великолепная графика.
  • Высочайшая степень реализма
  • Достоверная реализация авиатехники
  • Возможность интеграции всех частей игры в одих «сверх-симулятор»

Пёрл-Харбор

Панорама Пёрл-Харбора. Слева в глубине остров Форд. На переднем плане аэродром Хикем, за ним Гонолулу и рейд городского порта

7 декабря 1941 года состоялось нападение японского флота на американские военно-морскую и воздушную базы в Пёрл-Харборе (Гавайские острова), в результате чего Соединённые Штаты Америки вступили во Вторую мировую войну, а военные теоретики смогли воочию убедиться в том, какую силу отныне представляла авиация не только в сухопутных, но и в морских сражениях. Скрытое соперничество между Японией и США развернулось сразу по окончании Первой мировой войны. После поражения Германии и революции в России именно Япония и США оказались главными силами в тихоокеанском регионе.

Отношения между двумя странами постепенно накалялись на протяжении 1930-х годов, в основном из-за агрессивной политики японцев в Китае. Летом 1940 года после поражения Франции в войне с Германией японские войска начали продвижение во французские колонии в Индокитае главным образом для того, чтобы отрезать воюющий Китай от поставок оружия и снаряжения. Такие действия вызвали обеспокоенность Вашингтона, и США было установлено эмбарго на экспорт в Японию самолётов, металлорежущих станков и авиационного бензина. Тем не менее, Соединённые Штаты продолжили снабжать японцев нефтью, считая прекращение поставок сырья крайней мерой, которая могла бы спровоцировать Токио на более решительные действия.

Однако в июле 1941 года экспорт нефти всё же прекратился — отчасти из-за возросших нужд самих американцев, а японцы стали подвергаться более жёсткому давлению со стороны США. Учитывая ограниченность нефтяного запаса страны, у японских политиков оставался небогатый выбор: принять американские условия и с позором уйти из Китая либо решиться на войну с противником, который обладал значительно более мощным потенциалом. Одержала верх вторая точка зрения. Уже с начала 1941 года японцы начинают разрабатывать планы превентивного удара по США для того, чтобы нейтрализовать морские и воздушные силы американцев в тихоокеанском регионе и обеспечить себе свободное продвижение в «Южный ресурсный регион», как японцы называли Юго-Восточную Азию, где находились британские, голландские и французские колонии.

Авторами японского плана нападения на базу Пёрл-Харбор, расположенную на острове Оаху, стали командующий японским флотом Исороку Ямамото и полковник Минору Генда, который находился под впечатлением от успешного британского налёта на базу итальянского флота в Таранто в ноябре 1940 года, когда 12 устаревших торпедоносцев смогли повредить и потопить три линкора противника. Согласно замыслу энтузиаста авиации Генда, основными целями японского налёта на базу Пёрл-Харбор должны были стать американские авианосцы. Потребовалось несколько месяцев для сбора разведывательной информации, тренировки пилотов и подготовки техники.

Японским инженерам пришлось разработать специальную модификацию торпеды с деревянными стабилизаторами, пригодными к использованию на мелководье (глубины в гавани Пёрл-Харбора колеблются от 6 до 15 метров — в таких условиях японские торпеды стандартной модели зарывались в дно), но даже после её введения лётчикам потребовалось немало времени, чтобы опытным путём определить правильную скорость и высоту полёта, а также угол для сброса торпед. Пикирующие бомбардировщики должны были атаковать американские корабли бронебойными бомбами, однако расчёты показали, что даже самые тяжёлые бомбы весом в 250 килограмм, состоявшие на вооружении японской авиации, были не в состоянии пробить палубы американских линкоров. Было решено использовать в атаке морские 365-мм снаряды. На снаряд наваривалось хвостовое оперение, в результате чего он превращался в 800-килограммовую бомбу. Ещё одной проблемой стала недостаточная дальность плавания японских кораблей: для сопровождения эскадры, которая должна была действовать против Пёрл-Харбора, предусматривалась целая группа танкеров, несмотря на то, что дозаправка в открытом море впоследствии оказалась непростой задачей.

Окончательный план нападения и начала войны был утверждён только 5 ноября. 26 ноября соединение японских кораблей под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо покинуло базу на острове Итуруп в Курильском архипелаге. Главной ударной силой эскадры должен был стать 441 самолёт, расположенный на палубе одного из 6 авианосцев, которые шли в сопровождении 2 линкоров, 2 тяжёлых и 1 лёгкого крейсера. В операции также участвовало 6 подводных лодок, которые доставили к Гавайям 5 минисубмарин, предназначенных для скрытой атаки американского флота. Поход проходил при полном радиомолчании; было предпринято несколько попыток дозаправить корабли, однако только две из них увенчались успехом. 6 декабря эскадра оказалась в 600 милях от острова Оаху, и именно тогда экипажам кораблей было зачитано обращение императора Японии об объявлении войны США, а на мачте флагманского авианосца «Акаги» был поднят флаг «Z», который развевался на броненосце «Микаса» в Цусимском сражении с русским флотом в 1905 году.

К 6 часам утра 7 декабря японская эскадра находилась в 230 милях от Оаху. Авианосцы развернулись против ветра, и боевые машины первой волны начали подниматься в воздух. Этому предшествовал разведывательный полёт двух гидросамолётов, который подтвердил расположение основных сил американского флота в бухте Пёрл-Харбора. Чуть ранее японцы также получили информацию об отсутствии на кораблях США противоторпедных сетей. Первая волна самолётов, поднявшаяся в воздух в 6:15, состояла из 183 машин: 89 бомбардировщиков Nakajima B5N (Kate), из которых 40 были вооружены торпедами, а 49 — бронебойными 800-килограммовыми бомбами; 51 пикирующего бомбардировщика Aichi D3A (Val) и 43 истребителей Mitsubishi A6M2 Zero. Во главе первой ударной группы летел полковник Мицуо Фучида, который имел исключительное право использовать радиосвязь. Фучида вёл самолёты, ориентируясь на пеленг радиостанции в Гонолулу и используя её как радиомаяк. Радиостанция транслировала гавайскую музыку, а также передавала прогноз погоды, что было весьма на руку приближающимся японцам.

Первая волна японцев подошла к Оаху с севера, так как именно на севере остров не контролировался патрульными самолётами американцев. Тем не менее, японская армада была обнаружена американской радарной станцией, находившейся на северной оконечности Оаху. Однако американцы приняли японцев за группу бомбардировщиков B-17, которые в тот же день должны были прибыть на остров. Внезапности удара способствовало и то, что налёт произошёл в воскресенье и многие из американских военнослужащих находились в увольнении. В 7:53 Мицуи Фучида дал радиосигнал: «Тора, тора, тора!» — сообщая о том, что противник захвачен врасплох, и атака началась. К сожалению японцев, они не обнаружили в гавани трёх американских авианосцев, которые несколькими днями ранее ушли в море, и поэтому с усиленной мощью набросились на линкоры. В результате 4 линейных корабля было потоплено, а ещё 4 — повреждено. Особенно досталось двум линкорам: «Аризоне», на котором из-за попадания бомбы взорвались снарядные погреба, и «Оклахоме», который перевернулся и затонул. Одновременно группа пикировщиков атаковала базу гидросамолётов на острове Форд, расположенном в бухте, уничтожив 24 из 33 размещённых там летающих лодок, еще 6 были повреждены так сильно, что не подлежали восстановлению.

На Оаху находилось несколько американских аэродромов: Хикем, Уилер, Беллоуз, Канэохе и Халейва. В 7:55 Хикем атаковали 17 пикировщиков Aichi D3A и 9 истребителей Mitsubishi A6M2 Zero, расстреливая всё подряд: ангары, машины, самолёты, дороги. В разгар нападения над базой появилось 2 группы по 6 бомбардировщиков B-17, которые завершали дальний перелёт из Калифорнии. Готовясь к посадке, они попали под огонь японцев. B-17 пришлось садиться в разных частях острова, но многие из них были уничтожены уже на земле. В это же время атаке подвергся и аэродром Уилер, положение на котором усугублялось тем, что начальник наземной обороны базы, опасаясь диверсий, приказал поставить все самолёты в линию перед ангаром. При этом вооружение с самолётов было снято и хранилось отдельно. Ряд истребителей P-40 представлял собой идеальную мишень и под японскими бомбами быстро превратился в огромный костёр.

С аэродрома в Халейва удалось взлететь двум лейтенантам: Джорджу С. Уэлшу и Кеннету М. Тейлору. Ночь накануне молодые офицеры провели в клубе за игрой в покер и танцами, но с началом атаки оба сумели быстро подготовить к вылету свои Р-40С Tomahawk и подняться в воздух. В скоротечном воздушном бою им удалось уничтожить несколько японских самолётов. При этом во время второго вылета машина Тейлора была повреждена японцами и он совершил вынужденную посадку. Уэлш на повреждённом и наспех отремонтированном истребителе взлетел в третий раз в сопровождении лейтенанта Джона Дейнза на P-36 Hawk. Дейнзу не удалось уничтожить кого-либо из японцев, однако сам он был сбит и погиб от огня американской зенитной артиллерии. Этот же огонь повредил и самолёт Уэлша, который с трудом дотянул до аэродрома. Всего навстречу японцам в воздух смогли подняться 8 американских пилотов, шестеро из которых сбили как минимум по одному противнику.

Спустя час после начала налёта на Пёрл-Харбор обрушилась вторая волна японских самолётов: 54 бомбардировщика Nakajima B5N (Kate), 78 пикирующих бомбардировщиков Aichi D3A (Val) и 35 истребителей Mitsubishi A6M2 Zero — всего 167 машин. Ударам подверглись база в Канэохе, Хикем, остров Форд, верфь ВМФ, линкоры и доки. К 9:45 вторая атака также подошла к концу, и японцы начали возвращаться на свои авианосцы. Как только первые самолёты начали садиться на палубы, возник вопрос о необходимости третьей атаки. Мнения среди японских командиров разделились: Фучида и Генда требовали произвести ещё один налёт для того, чтобы уничтожить склады топлива и торпед, электростанцию и сухие доки. По мнению Честера Нимица, будущего командующего Тихоокеанским флотом США, третья атака японцев могла бы нанести американцам существенный урон и продлить войну, по крайней мере, ещё на 2 года.

Однако командующий японской эскадрой Тюити Нагумо воздержался от нападения. Его поддержал Исороку Ямамото. Причин было несколько: во-первых, элемент внезапности был потерян, а сопротивление американцев усилилось. По этой причине две трети японских потерь пришлись на вторую волну. Во-вторых, местонахождение американских авианосцев было неизвестно. В-третьих, подготовка третьей атаки потребовала бы дополнительного времени, и возвращаться самолётам пришлось бы уже в темноте, а опытом совершения ночных посадок на авианосцы в то время обладал только британский флот. Однако главную роль сыграло мнение Нагумо о том, что флот США и так уже надолго нейтрализован. Он не хотел рисковать первоначальным успехом и усугублять японские потери ради сомнительной возможности окончательного разгрома американцев.

К тому же, потери последних действительно были высоки: из 402 американских самолётов 188 были уничтожены и 159 повреждены. Кроме повреждённых и потопленных линкоров, было повреждено 3 крейсера, 3 эсминца, минный заградитель и гидроавианосец. 2388 человек погибли, и 1247 были ранены. Почти половина погибших пришлась на экипаж взорвавшегося линкора «Аризона». Японцы потеряли 15 пикировщиков, 9 истребителей, 5 торпедоносцев, одну подводную лодку класса «И» и 5 минисубмарин; 55 лётчиков и 130 подводников.

Обсудить материал можно здесь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: