Миры скандинавской мифологии. Путеводитель по древнему мирозданию

Девять миров — одно из первых явлений с которым стоит познакомиться перед погружением в большой интересный и жестокий мир скандинавской мифологии.

Здравствуй, дорогой друг. Рад видеть тебя здесь. Меня зовут Гаврилов Кирилл и это мой северный дневник Freinheim. Я увлекаюсь историей, философией и мифологией средневековой Скандинавии. Наполняю свой дневник записями на интересные мне темы.

Сейчас я расскажу тебе о всех девяти мирах скандинавской мифологии. Мой раздел северная мифология славится интересными историями, поэтому устраивайся поудобнее.

В древние времена, когда не было ни одного живого существа. В непроглядной бездне Гинунгап стояли два первейших мира:

  • Муспельхейм — мир огня и света
  • Нифлхейм — мир холода и мрака

Однажды, первейшие миры соприкоснулись. Из яростного огня и спокойного хлада родилось первое бесполое существо — великан Имир. Имир стал прародителем всего живого. И боги и великаны и мы, люди — все обязаны своим рождением этому существу.

Более подробно о сотворении девяти миров я рассказывал в Легенде об Имире, а сейчас я кратко поведаю тебе самую суть.

Всего миров в скандинавской мифологии — девять. все они, кроме древнейших Муспельхейма и Нифлхейма были созданы богом Одином и его братьями Вили и Ве. Располагаются миры вертикально на трех больших уровнях — по три мира в каждом:

Верхние миры — небесные:

  1. Асгард — мира асов
  2. Ванахейм — мир ванов
  3. Альвхейм — мир светлых эльфов

Средние миры — земные:

  1. Мидгард — мир людей
  2. Ётунхейм — мир великанов
  3. Муспельхейм — мир огня

Нижние миры — подземные:

  1. Свартальвхейм — мир карликов цвергов
  2. Хельхейм — мир смерти
  3. Нифлхейм — мир тьмы и холода

Cвязывает их гигантское Мировое дерево — Иггдрасиль. Сейчас я расскажу тебе о каждом мире подробнее, а начну я сверху вниз.

Верхние миры

На самом верху, среди гигантских ветвей и зелёных листьев мирового ясеня, располагаются три священных верхних мира — обители скандинавских богов и светлых альвов или эльфов. Миры великие и недоступные.

I. Асгард

Не все знают, но скандинавские боги издавна разделились на два лагеря:

  1. Асы — их принято считать суровыми воинствующими богами.
  2. Ваны — более мирные боги плодородия.

К асам относятся такие известные боги как Тор — громовержец, Тюр — бог воинской храбрости, Бальдр — бог весны и красоты и многие другие. Во главе асов стоит Один всеотец.

  • Для удобства у меня есть списки всех богов и существ скандинавской мифологии.

Асгард — мир принадлежащий асам. Большой и светлый мир, с высокими горами, зелеными равнинами и открытыми плоскогорьями. Именно в Асгарде расположены чертоги главных божеств. На самой высокой горе этого мира располагается легендарная Вальхалла.

В Асгарде боги живут и занимаются ежедневными делами, проводят собрания и решают важные вопросы, защищаются от нападений великанов и чудищ.

Окружает мир асов большая стена, которую возвел великий строитель. С другими мирами Асгард соединяет радужный мост Биврёст и охраняет его Хеймдаль — страж богов.Постоянно подвергается обитель асов нападениям со стороны великанов и чудовищ. Но не преступны его стены, пока стоит на страже Тор со своим молотом.

II. Ванахейм

Ванахейм — мир ванов, богов плодородия. Готов поспорить, не отыщешь ты полей урожайнее, земли живее и воды чище чем в Ванахейме. Воздух здесь такой свежий — что не растения, не животные не знают болезней.

Живут здесь ваны — боги плодородия. Занимаются они землей, домашними животными и дикими зверьми. Существуют они с природой в дружбе и согласии, а всего их пятеро:

  • Ньёрд — старый седовласый владыка морей, отец Фрейра и Фрейи.
  • Фрейр — бог урожая, плодородия, покровитель лета, брат близнец Фрейи.
  • Фрейя — богиня красоты и любви, именно она обучила асов колдовству, сестра близнец Фрейра.
  • Гулльвейг — колдунья, давным-давно поссорившая ванов и асов.

III. Альвхейм

Альвхейм или Льюсальвхейм — мир светлых альвов или эльфов. Высокие изящные создания, великие музыканты поэты и художники. Способные мастера и волшебники. Правит ими Вёлунд — небесный кузнец. Предметы выкованные в его кузнице — настоящие произведения искусства.

Открытые светлые луга Альфхейма сменяются густыми тёмными лесами из громадных деревьев на которых и селятся эльфы. Нигде не встретишь ты таких необычных растений и животных, как здесь. Всё красиво и изящно в этом мире.

В самой скандинавской мифологии упоминаний и сюжетов связанных с эльфами совсем немного. Зато существует огромное количество норвежских и исландских сказок на эту тему. О самых известных из них я поведаю тебе в большом грядущем разделе моего дневника, который будет называться «сказки и рассказы».

Девять мифических миров. Как представляли себе Вселенную древние скандинавы?

Примечательно, что в структуре Вселенной нет излишнего нагромождения, все девять миров несут свою функциональную нагрузку. Кажется, выбрось один мир — и нарушится стройная картина, созданная и переданная из поколения в поколение сказителями.

Как же представляли скандинавы возникновение жизни?

В бездне, которой было дано имя Гинунгап, изначально существовало два мира: мир огня и света — Муспельхейм, и мир холода и мрака — Нифлхейм. Однажды эти миры встретились. Огненные искры сыпались на вечную мерзлоту, при этом образовалась вода, которая взрастила семя жизни, замороженное в толще льда. Так родилось первое живое существо — великан Имир, давший жизнь первым богам — Одину, Вили и Ве.

Лоренц Фрёлих, «Убийство Имира» Источник: ru.wikipedia.org

Появившись на свет, боги начали свою деятельность, в результате которой появилось ещё семь миров. Все девять миров располагаются в пространстве не хаотично, они, согласно своему назначению, находятся на трёх уровнях: верхнем (небесном), среднем (земном), нижнем (подземном).

  • На верхнем уровне располагаются небесные миры: Асгард (мир богов-асов), Ванахейм (мир богов-ванов), Альвхейм (мир светлых эльфов).
  • На среднем: Мидгард (мир людей), Ётунхейм (мир великанов-ётунов), Муспельхейм (мир огня).
  • На нижнем: Свартальвхейм (мир карликов цвергов, или гномов), Хельхейм (мир смерти), Нифлхейм (мир тьмы и холода).

Всё очень логично. Но следует заметить, что в различных источниках встречаются порой различные толкования жизнедеятельности этих миров, хотя существенных расхождений нет. Это не удивительно — сколько времени прошло со времени создания мифов, через сколько уст прошли они. Каждая веха в жизни человека вносила свои поправки, что-то изменялось, что-то отбрасывалось, что-то новое вносилось по мере развития цивилизации.

Изначальная, базовая схема построения Вселенной в скандинавской мифологии осталась. Также осталась и хорошо прослеживается в характерах и поведении богов и существ, населяющих другие миры, сущность человека, живущего в суровых природных условиях.

П. Н. Арбо, «Дикая охота Одина», 1872 г. Источник: ru.wikipedia.org

Как и у людей, так и у богов нет времени на праздность и хвалебные оды. Они высоко ценят храбрость, трудолюбие, силу духа, без которой выжить в северных условиях невозможно.

Кто же населяет мифические миры? Начнём со средних миров.

В центре мифической Вселенной расположен Мидгард — мир людей, он окружён великим морем (океаном). В море лежит громадный змей и никого не выпускает за пределы мира.

Когда боги создали мир людей, он был тёмен и холоден, и на земле ничего не росло. Тогда боги взяли искры из Муспельхейма и забросили их на небосвод — так появилось солнце, луна и звёзды. Жизнь в Мидгарде преобразилась: люди начали охотиться, заниматься сельским хозяйством и… воевать.

Мир огня, Муспельхейм расположился южнее Мидгарда, здесь поселились силы хаоса и разрушения. Безжизненная земля, извергающиеся вулканы, потоки раскалённой лавы, огненные и лавовые великаны и чудища — таким видели этот мир древние скандинавы.

Провидцы предрекают, что огненный гигант Сурт, владыка Муспельхейма, со своим войском дожидается Рагнарёка, конца света, чтобы обрушиться на Асгард и уничтожить богов, а также выжечь всё живое в Мидгарде. Но предсказатели говорят, что мир ещё раз восстанет из праха и наступит счастливая и мирная жизнь на земле.

Недалеко от Мидгарда находится Ётунхейм, мир великанов, в котором много высоких гор и гигантских пещер. Считается, что великаны мудры, они видят то, что недоступно даже богам.

В многочисленных народных сказках великаны выступают враждебной и коварной силой по отношению к людям и богам. Ётуны часто проникают в мир людей, принося несчастья и беды. Смелые и находчивые люди хитростью побеждают их. И так продолжается из столетия в столетие.

Переходим на верхний уровень.

В середине Вселенной находится Асгард, пристанище богов-асов. Прекрасные дворцы асов вместе со звёздами кружатся в небе. Также здесь живут герои-воины, павшие в боях.

Кроме асов есть ещё боги плодородия — ваны, обитающие в Ванахейме. Их считают более древними, чем асы. В Ванахейме плодородные земли, чистые реки, озёра и свежий воздух. Ваны занимаются земледелием, домашними и дикими животными. Боги плодородия живут в гармонии с природой. Кроме того они владеют волшебством и магией, которые передают только избранным.

Богиня Фрейя в представлении Йона Бауэра Источник: ru.wikipedia.org

Третий мир верхнего уровня — Альвхейм, или Льюсальвхейм, или Юсальхейм, мир светлых эльфов, находится между Асгардом и Мидгардом. Здесь живут сказочно красивые существа — альвы (эльфы) и феи. Их жилища находятся в густых лесах на огромных деревьях. В Альвхейме водятся необычные животные и растут чудесные цветы

Эльфы очень талантливы, среди них много музыкантов, художников и поэтов. Также они великие волшебники. Их сущность проявляется на уровне мысли. Когда фантазия уводит человека по неведомым тропам в неведомые миры, это жители Альвхейма влекут его за собой. Но в определённый момент они могут оставить человека, и тогда тот упадёт на нашу грешную землю.

И наконец нижний уровень.

Johannes Gehrts, «Хель», 1889 г. Источник: ru.wikipedia.org

Мир смерти, конечно же, находится под землёй. Этим жутким миром правит богиня Хель. Одни источники описывают богиню так: исполинского роста женщина, имеющая половину тела чёрно-синего цвета и половину мертвенно-белого. В других — ещё ужаснее: левая половина лица красная, правая — сине-чёрная, тело ниже пояса покрыто трупными пятнами. Возле богини сидит громадный пёс Гарм, охраняющий мир мёртвых.

В царство Хель попадают все умершие люди, кроме воинов, которых забирают в Асгард девы-воительницы.

В давние времена люди верили, что во время Рагнарёка безобразная богиня поведёт армию мертвецов на асов.

Мортен Эскиль Винге, «Тор сражается с гигантами», 1872 г. Источник: ru.wikipedia.org

Мир льда, Нифльхейм, располагается севернее мира людей. В его вечной мерзлоте хранится семя жизни, возможно, и не одно — ведь одно уже было использовано, когда Один с братьями создавали вселенную. После Рагнарёка жар огненных полчищ вновь растопит лёд, потечёт полноводная река и жизнь снова возродится.

Последний мир Свартальхейм — мир тёмных эльфов, или гномов, находится между Мидгардом и Хельхеймом. Этот мир боги создали в числе последних. Как-то они увидели, что в остатках великана Имира копошатся черви. Один из братьев хотел их уничтожить, но Один сказал, что превратит их в подземных человечков, которые будут собирать в недрах золото и драгоценные камни, а также заниматься кузнечным и ювелирным делом. Чтобы чёрные эльфы не вышли из подземелий, Один сделал так, что на солнечном свету они превращались в камни. Вот поэтому гномы показываются только в сумерках и боятся солнечных лучей.

Многочисленные пещеры, шахты и лабиринты Свартальхейма днём и ночью наполнены звуками кузнечных молотов и кирок — это трудятся неутомимые чёрные эльфы, низкорослые, длиннобородые существа.

Объединяет эти девять миров Дерево Вселенной — священный ясень.

Иггдрасиль — мировое дерево в германо-скандинавской мифологии Источник: ru.wikipedia.org

Древние люди, населявшие Скандинавию, были торговцами, ремесленниками, кузнецами, фермерами. И это нашло отражение в повседневной жизни обитателей девяти миров. Перечитывая скандинавские мифы, погружаешься в особую атмосферу запредельного. В определённый момент начинаешь чувствовать связь тех давних времён с настоящим и видеть в жителях мифических миров черты характеров и нравы людей, создавших эти мифы и верящих в них.

Теги: Скандинавия, скандинавская мифология, вселенная, возникновение жизни

Средние миры

От светлых верхних миров, спускаемся к его стволу. К мирам более близким и постоянным. Именно вокруг ствола Иггдрасиля расположились средние миры. Миры не такие величественные, но не менее значимые. Именно здесь — на земном уровне, согласно скандинавской мифологии, живем мы — люди.

IV. Мидгард

Старый добрый Мидгард — мир смертных. Ежедневная людская суета в больших городах и крепостях. Размеренная спокойная крестьянская жизнь на окраинах. Постоянные междоусобицы между жаждущими власти и земель ярлами. Политические интриги, морские набеги и путешествия, бесконечная торговля и грабежи. Всё как обычно — это наш мир.

Стоит Мидгард посреди других миров, окружен он великим морем. А в море том лежит Мировой змей — Ёрмунганд. И несдобровать тому кто захочет уплыть далеко в море на краю мира.

V. Ётунхейм

Мир скандинавских великанов Ётунов. Большая холодная страна высоких гор, каменных крепостей и гигантских пещер. Часто Ётунхейм называют Утгардом. Правит здесь огромный и сильный великан Трим.

В скандинавских мифах Тор и Локи часто посещают Утгард в своих приключениях. А здешние великаны постоянно норовят пробраться в Асгард и заполучить его богинь и его сокровища.

VI. Муспельхейм

Царство огня — нет мира жарче и опаснее. Выжженная земля, бездонные провалы и трещины, реки лавы и пробужденные вулканы. Посреди большого раскаленного поля стоит великан Сурт — огненный правитель Муспеля.

Во время Рагнарёка поднимет он свой гигантский меч, позовет за собой своих сыновей — огненных и лавовых чудищ и великанов. И двинется войско огня на Асгард.

География

Асы создали Мидгард из переносицы Имира. По большей части он до сих пор покрыт водой: единственный его континент окружен океаном и рекой. Как мы увидим в дальнейшем, границы между мирами чаще пролегают по воде, чем по суше. Береговая часть континента изрезана фьордами, а в океане рассеяно множество небольших островов. На суше ландшафт достаточно разнообразен: горные хребты и гряды холмов чередуются с долинами и плоскими низменностями.

Те, кто воспринимает Мидгард как центр системы миров, утверждают, что он окружен четырьмя мирами: Муспелльхейм, Ванахейм, Нифльхейм и Йотунхейм располагаются от него, соответственно, к югу, западу, северу и востоку. (По одним источникам, к северу от Мидгарда помещается Нифльхейм, по другим — Йотунхейм. Спиральная модель позволяет совместить две эти точки зрения.) При этом Иггдрасиль в данной модели миров проходит через центр Мидгарда.

С точки зрения тех, для кого Девять миров обвивают Иггдрасиль спиралью, дело обстоит немного сложнее. На севере океан сужается до узкого протока — соленой реки Эливагар, которая отделяет Мидгард от Йотунхейма. С западной окраины Мидгарда можно попасть в Ванахейм, если подняться по ходу спирали и перейти на противоположную сторону Древа. На юге за океаном лежит темный лес Мюрквид, переходящий в земли Муспелльхейма. На востоке же, спустившись по спирали вниз, путник попадет на территорию Свартальвхейма и Нидавеллира, формально расположенных ниже Мидгарда, но не непосредственно под ним.

На практике, в какую бы сторону от побережья мы ни направились, довольно скоро перед нами встанет стеной гигантское тело Змея Мидгарда, Йормунганда. Этого Великого Змея, отпрыска Локи, сестру-брата Хелы и Фенрира, Один навеки привязал своими чарами к границе Мидгарда. С его стороны это не просто некий акт изысканной жестокости: Змей стал живым носителем магии, защищающей мир людей. До тех пор, пока он обвивает Мидгард кольцом живой плоти, в этот мир не могут проникнуть никакие мало-мальски серьезные чары, так что хрупкие смертные находятся в безопасности и роковое вмешательство враждебных превосходящих сил им не грозит. О том, от каких именно ужасов защищает их Змей, ходит немало слухов, но что из этого правда, а что — нет, знает, наверное, только Один. Кроме того, поговаривают, что Змей не только не впускает магию в Мидгард, но и не выпускает ее наружу, однако и это — всего лишь догадки.

Нижние миры

Среди корней Мирового дерева, собрались три подземных мира. Тёмные, далекие и опасные.

VII. Свартальвхейм

Огромные подземные пещеры и катакомбы пропитанные копотью многочисленных кузниц и оружейных мастерских. Темнота отступающая под светом раскаленного железа, масляных фонарей, светящихся кристаллов и бесконечных искр.

Мир тёмных альвов — подземных карликов или цвергов. Низкорослые длиннобородые крепкие воины и мастера. Нет кузнецов и ювелиров искуснее и аккуратнее. Что не дом — то мастерская доспехов, кузница или плавильня.

Бесконечная сеть шахт, рабочая суета и постоянный звон кузнечных молотов и тяжелых кирок — вот вам весь Свартальвхейм.

VIII. Хельхейм

Смерть, тишина и могильный холод. Большая каменная крепость — обитель мертвых. Богиня Хель забирает в свое царство всех умерших от старости, болезни и голода.

Большие высокие стены окружают её дворец. Тяжелые железные решетки закрывают двери и окна. Ледяным туманом зовет она свои пустые покои. Огромная решетка закрывающая проход в царство богини смерти Напастью зовется.

Сидит подле неё огромный пёс — Гарм. Охраняет пёс царство мертвых. Есть у богини слуги-мертвецы Бездельник и Лежебока. Любые приказы выполняют они для Хель.

Так и правит Нижним миром Хель — богиня смерти. Забирает она к себе людей умерших от болезни, старости и голода. И с каждым днем все больше и больше растет войско мертвецов. Как и сила её.

Ульвдалир и Исетур

В северной части Мидгарда, неподалеку от границы с Йотунхеймом, есть особое место под названием Ульвдалир — Волчьи долы. Слово «волчьи» в этом названии связано не с настоящими волками и не с йотунами-вервольфами, а с людьми, к которым пристало клеймо «волчьей головы», то есть с изгоями. Здесь кочуют банды разбойников, не имеющие ничего общего с Робин Гудом и его веселыми лесными братьями. Это изголодавшиеся, жестокие и опасные люди. Но где-то в Ульвдалире скрывается тайный вход в Хельхейм, поэтому некоторые путешественники сюда все же забредают. Спрашивать у изгоев, как найти этот вход, бесполезно: даже если они и не убьют вас на месте, они ничего вам не скажут, потому сами что ничего об этом не знают. В лучшем случае они посмеются над вами и предложат отправить в Хельхейм более коротким путем.

Кроме того, у границы с Йотунхеймом высится крепость Исетур. Боги построили ее для слежки за йотунами, чтобы те не собрали войско и не вторглись в Мидгард. Поначалу там поселился Тор, но вскоре крепость ему наскучила и командование перешло к отряду наемных двергов из племени Ивальди. На деле эти дверги почти ничего не предпринимают для защиты границы, а точнее — свободно пропускают любого йотуна, у которого найдется чем заплатить. Но, по-видимому, завоеванием Мидгарда йотуны совершенно не интересуются: внимание их сосредоточено на Асгарде. Если вам по какой-то причине понадобится углубиться в Волчьи долины, лучше всего нанять для защиты несколько двергов Исетура, но для этого придется раскошелиться, так что запаситесь заранее золотом или серебром.

Путеводитель по Девяти мирам. Льоссальвхейм. АЛЬФХЕЙМ

Raven Kaldera (c) Перевод: Анна Блейз (с)

Льоссальвхейм, или просто Альвхейм, граничит с Асгардом, располагаясь от него к югу. Это одно из множества «эльфийских королевств» — особой группы миров, которые в тот или иной период вписались в несколько различных космологических систем. Каждый эльфийский мир вполне самодостаточен, хотя путешествовать между ними легко: например, из Альвхейма можно без труда попасть в мир кельтских ши. Природу и устройство этих миров, степень проницаемости их границ и географию их распределения между различными космологиями странствующие духовидцы изучали на протяжении многих лет — и по большей части тщетно. До сих пор все это во многом остается эльфийской тайной.

Альвы (этим термином я удобства ради буду обозначать не только скандинавских альвов, но и кельтских ши, и прочие разнообразные эльфийские расы) испокон веков вдохновляли смертных. Многие люди попадали в эльфийские миры случайно — и зачастую, как гласят предания, это для них кончалось плохо. Известно немало предостерегающих сказок о людях, которые уходили в страну Волшебного народа на считанные часы, а по возвращении обнаруживали, что все, кого они знали, уже мертвы или превратились в седых стариков. Или же сам человек, вернувшийся из мира эльфов, мгновенно старился и умирал. Так или иначе, подобные шутки со временем очень характерны для эльфийских царств.

Обитатели

Мидгард — родной дом людей, обитающих в Девяти мирах. За его пределами люди встречаются нечасто: обитатели и условия остальных восьми миров их пугают, хотя в некоторых особенно интересных и опасных местах подчас все же можно столкнуться с человеком из Мидгарда, отправившимся на поиски приключений. Например, Свипдаг знаменит тем, что совершил путешествие через весь Йотунхейм в поисках великанши, предназначенной ему в жены. Но все же по большей части люди Мидгарда ведут тихую сельскую жизнь в небольших поселках и почти никогда не покидают насиженных мест — разве что кто-нибудь отправится свататься в соседнюю деревню. В предгорьях обитают скотоводы, охотники и собиратели, но основное население этого мира — земледельцы. Крупных городов в Мидгарде нет, да и маленьких — совсем немного.

Согласно легенде, Один как-то раз вселил своего сына Хеймдалля в тело человека (или, точнее сказать, эдакого сверхчеловека) и отправил жить среди людей, чтобы, с одной стороны, влить в их жилы немного божественной крови, а с другой — чтобы у самого Хеймдалля появилась какая-то личная заинтересованность в защите смертных. В этой человеческой жизни Хеймдалль под именем Риг сочетался с женщинами разных сословий и, по преданию, положил начало трем потомственным сословным категориям. У современного человека из нашего мира идея генетически обусловленной классовой принадлежности вызывает неприязнь, но я обнаружил, что очень многие обитатели Мидгарда твердо убеждены в ее справедливости и, более того, используют ее как оправдание своему характеру и поступкам. Пытаться спорить с ними на эту тему бесполезно.

Кроме того, в Мидгарде живут некоторые йотуны, альвы и дверги, по тем или иным причинам отдавшие предпочтение именно этому миру. Здесь же во множестве обитают хульдры — духи природы, внешне похожие на людей, хотя и очень маленькие. Хульдры селятся внутри высоких холмов, под землей, но все же выше уровня окрестной равнины. Они подобны «маленькому народцу» нашего мира — «человечкам», которые, вопреки распространенному мнению, отнюдь не родичи альвов, а духи стихий, по своей природе стоящие ближе к ландветтир — духам территорий. Хульдры трудолюбивы и застенчивы; как правило, они занимаются своими делами и не вмешиваются в жизнь других народов, но иногда все же захватывают в плен людей, которые вырубают священные для них леса или каким-то иным образом портят особо драгоценные для них красоты природы. Хульдры сведущи в траволечении и в отдельных редких случаях могут делиться своими познаниями с людьми. Как явствует их самого их названия, они поклоняются и служат богине Хольде.

Хульдры женского пола иногда принимают облик женщин обычного роста и соблазняют смертных мужчин, но в этом маскараде, как правило, всегда обнаруживается какой-то изъян: похоже, они просто не могут воспроизвести облик человека в точности. В лучшем случае все ограничивается странностями в поведении и беспорядком в одежде; в худшем — при ближайшем рассмотрении обнаруживаются лишние конечности или хвосты. Ходят рассказы о женщинах-хульдрах с коровьими хвостами или ослиными ушами. Если вам понравится какая-нибудь местная женщина, но возникнет опасение, что это хульдра, попросите ее поклясться богиней Хольдой, что она не причинит вам вреда и не попытается вас похитить, и посмотрите, что будет. Если вы ей достаточно симпатичны, она может и впрямь дать такую клятву. Если же она откажется, бегите без оглядки.

Альвы и их наследие

Альвы (их также иногда называют альты или попросту эльфы), населяющие Альвхейм, похожи на людей, но в отличие от последних потенциально бессмертны (то есть не стареют) и обладают магией. Существует ложное предположение о том, что в ранних эддических текстах альвы противопоставлялись асам. Это заблуждение, вероятно, было навеяно упоминанием некой изначальной войны, в которой, однако, противниками асов выступали не альвы, а ваны.

Также сегодня в Интернете можно найти многочисленные отсылки к неким поздним мифам, в которых якобы упоминается о том, что альвы были созданы Одином и его братьями из червей, что поедали гниющий мозг Имира. Несмотря на колоритность этой гипотезы, нет ни одного текста, который мог бы подтвердить ее.

В эддических текстах часто упоминаются темные альвы (гномы), тогда как об альвах из Альвхейма сказано очень мало. В «Песни о Вёлунде» упоминается собственно Вёлунд, как великий кузнец и князь альвов. Известны и другие имена альвов: Альв, Ингви, Фьалар, Фрости, Эйкинскьяльди, они упоминаются в «Старшей Эдде», как предки некоего Ловара, который, по всей видимости, был человеком. Предположительно, это косвенное указание на межвидовые союзы (в данном случае – между альвами и людьми), которое впоследствии могло дать толчок к развитию соответствующей фантастической традиции, которая не теряет своей популярности по сей день.

Советуем почитать:

  • Хермод Храбрый – сын Одина
  • Асгард
  • Пророчество Грипира
  • Вафтруднир – мудрый великан
  • Хати и Сколль
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: