War Dogs / «Парни со стволами»

если Вы ищете фильм про торговцев оружием см. Dogs of War (фильм 2016)

Стройплощадка, наденьте каску!
Эта статья сейчас в процессе написания. Автор планирует нечто объёмное и застрачивает сюда текст по частям. Пожалуйста, дождитесь завершения работы, и только потом редактируйте: не создавайте неудобства себе и автору.
«Посвящается Джорджио, Кристиану, Шлее. Большому Марку и Черному Джонни. И всем другим в безымянных могилах. Мы делали все, что могли…»
« На всю страну монаршим криком грянет: «Пощады нет!» — и спустит псов войны»
— Шекспир

«Псы войны»

— роман Фредерика Форсайта, опубликованный в 1974 г. Главные герои — наемники, нанятые английским промышленником Джеймсом Мэнсоном для свержения президента одной из африканских стран и установления там марионеточного правительства.
Обложка британского издания книги

Сюжет[править]

Главного героя — Карло «Кота» Шеннона, вернувшегося с очередной войны в Африке, нанимает некий мистер Смит для того, чтобы он, якобы провел разведку и собрал данные по безопасности президентского дворца республики Зангаро, которого намерены свергнуть «молодые офицеры» (естественно состоящие в контакте с неким «консорциумом бизнесменов», которые хотят вложиться в развитие страны). Шеннону контракт не очень нравится и он решает проверить заказчика, которым оказывается Джеймс Мэнсон — крупный магнат-горнодобытчик. Но тем не менее он соглашается на контракт. Шеннон прибывает в страну и понимает, что никаких «офицеров» не существует, а сама страна представляет собой типичную африканскую помойку с поехавшим отморозком во главе. Тем не менее, он добывает нужные данные и, по возвращении, составляет отчет, где предлагает нанимателям провезти захват президентского дворца силами небольшого наемного отряда. Мэнсон же узнает, что СССР собирается послать в Зангаро геолого-разведывательную экспедицию и сроки очень ограниченны.

Шеннон получает «добро» и аванс, собирает команду наемников и начинает подготовку к операции, попутно наводя справки о своих нанимателях и в чем их выгода при перевороте в Зангаро. Как оказывается, в горах Зангаро были обнаружены залежи платины, которые Джеймс Мэнсон решил прибрать к рукам, свергнув президента Кимбу и поставив на его место полковника Боби. Шеннон со своей командой покупают у бывшего солдата вспомогательных частей СС пистолеты-пулеметы «МП40», по поддельным документам приобретают патроны в Испании и минометы и гранатометы в Югославии, по гражданским каналам покупают лодки и снаряжение, а также корабль для доставки их к месту операции.

После захвата президентского дворца, Кот разделывается с сумасшедшим диктатором… А после — и с прибывшим на его место марионеткой-полковником. Выясняется, что всё это время Кот поддерживал контакты со своим предыдущим нанимателем — неудачливым, но либеральным и идеалистичным африканским политиком, который намерен построить в Зангаро суверенное демократическое государство вместо загнивающего Бантустана. Английского корпоративного куратора выгоняют взашей, советским геологам запрещают въезд в страну, новый президент намеревается продавать платину за рубеж на своих условиях, за полную цену, и развивать внутреннюю промышленность.

В коротком эпилоге описывается судьба выживших наёмников из команды Кота. Сам Шеннон, страдающий раком лёгких, остаётся в Зангаро, чтобы обучать солдат новой президентской гвардии. Спустя несколько месяцев, когда болезнь начинает прогрессировать, он уходит в джунгли и пускает себе пулю в сердце.

Настольные игры: BoardGamer.ru

Dogs of War — игра о шляпах. По крайней мере, таково было мое первое впечатление, когда я открыл коробку. В состав игры входят внушительные миниатюры, каждая из которых представляет наемника, Пса Войны, за которых вы собственно и играете. По каким-то причинам все они носят шляпы. Очень, очень большие и пышные шляпы. К счастью, когда вы сквозь шляпы разглядите игру, то она окажется весьма интригующим евро с тематикой и глянцем традиционного варгейма. Это прекрасный образец того, как игровая механика работает в унисон со своей темой. И самое главное, — кому могут не понравиться миниатюры с обалденными шляпами?

Я бы хотел начать свой обзор с нескольких мыслей о теме и атмосфере в настольных играх. Тема — это основная история, которая связывает элементы механики игры вместе. В некоторых играх тема — как салатный соус, нечто, что добавляется в смесь в небольших количествах и по большому счету не важно. Это вовсе не критика, в таких замечательных играх с превосходной механикой как Splendor и Dominion, тот факт, что вы ювелир или герцог имеет крайне малое значение. В других играх, наоборот, тема преобладает над механикой. В таких играх, как XCOM и Betrayal at the House on the Hill, механика оставляет желать лучшего, зато темы и атмосферности хоть отбавляй. В промежутке между этими крайностями есть несколько настоящих жемчужин, в которых тема синергична механике. К примеру, в Android Netrunner и Dead of Winter.

Что приводит меня к более глубокой и детализированной истории, которая есть в некоторых играх. Многие игроделы просто не заморачиваются. Некоторые берут ее из интеллектуальной собственности, на которой они основаны — такие как Battlestar Galactica и Game of Thrones. А в некоторых дизайнеры создают предысторию игрового мира и распространяют ее онлайн или в руководстве к игре. Dogs of War как раз из последних. Она описывает Войну за Наследство в оригинальном стим-панк мире Гравосе. Король Этельред умер, и шесть великих домов воюют, дабы править, когда уляжется пыль.

Однако, вы не играете за один из этих шести домов, вы выступаете в качестве третьей стороны — так называемых Псов Войны. В одиночку каждый из шести великих домов равен другому, и каждый их бой закончится ничьей. Одержать верх они могут только с помощью армии наемников. В качестве Пса Войны вы стремитесь набрать как можно больше влияния по ходу Войны за Наследство. Вам не важно, какой из домов победит, и кто станет королем, вы просто хотите быть одним из влиятельнейших людей во всем Гравосе.

За всеми этими декорациями скрывается глубокая и продуманная евро-игра. По сути, это игра на размещение рабочих, где вы размещаете своих капитанов и солдат на разных полях боя и получаете за это награды. Каждый раунд, представляющий собой один год войны, все дома случайным образом сталкиваются друг с другом в трех битвах. Каждая из сторон в этих битвах предлагает шесть случайных наград, на которых вы размещаете капитанов. Механика крайне проста. Каждый год у вас есть несколько капитанов и немного денег на солдат. По очереди вы размещаете капитана и одного солдата на одну из сторон в бою, ваш вклад дает соответствующей стороне некое преимущество, зависящее от того, какого солдата вы послали в бой. И, наконец, вы получаете ту выбранную награду, на которую выставили своего капитана. Так повторяется до тех пор, пока у все не закончатся капитаны и/или солдаты.

Хотя Dogs of War использует столь простую механику, она оказывается полна нюансов и стратегий. Во-первых, награды за битвы. Деньги крайне ценны в этой игре, каждый год вы получаете всего 3 монеты, и на них особо не разгуляешься. Расставляя своих капитанов на правильные позиции, вы можете увеличить свой капитал либо бесплатно получить войска, снижая тем самым расходы. Во-вторых, очки. В конце каждого раунда в каждой битве определяются победители. Если у вас есть капитан на стороне победителя, вы получите столько очков, сколько капитанов выступало на стороне проигравшего дома. А тот, кто послал больше всего капитанов в помощь победителю, получит бонус: от денег или солдат до дополнительного капитана на следующий раунд.

Однако большинство очков принесут жетоны влияния в конце игры. Как и большинство наград в игре, они получаются путем поддержки домов в битвах. Поддержи дом капитаном и солдатом — получи пару жетонов влияния этого дома. Каждая победа увеличивает влияние дома на специальном треке. Одержи решительную победу, разгромив дом противника, и получи сразу два очка, в то время как он потеряет одно. В конце игры каждый жетон влияния принесет очки в зависимости от положения соответствующего дома на треке. У вас куча жетонов Дома Хакетов, который лидирует на треке? Что ж, каждый из этих жетонов принесет вам по 4 или 5 очков. Поддержали не ту сторону, — и все собранные вами жетоны Дома Бастиани заставят вас потерять по одному очку!

Воистину любопытная механика получения очков. Упорное противостояние принесет вам кучу очков в случае победы, но не особо далеко продвинет дом, который вы поддержали. С другой стороны, убедительная победа сильно продвинет дом на треке влияния, но вряд ли кто-то будет поддерживать проигрывающую сторону. Зачем, если это просто даст вам больше очков? Так же дилемму вызывает порядок хода игроков. Если вы ходите первым, значит вы можете выбирать самые «вкусные»награды. Быть может, вы очень хотите больше жетонов влияния, а может даже бесплатную боевую машину.

Многие награды доступны, только если вы предоставите определенного солдата. Дом Харлоу не осыпет вас золотом, если вы пошлете им обычного пехотинца. Нет, им нужен как минимум рыцарь. Итак, ходить первым выгодно с точки зрения лучших наград. Однако, у этого есть серьезный недостаток, — ходя первым, вы делаете свои ставки раньше всех, вы первыми выкладываете своих солдат. Ходя последним, вы можете выбирать лучшую битву и посылать туда лучшего солдата. Так что, хоть вы и не получите лучшую награду, вам проще манипулировать результатами битв ради своей выгоды.

А еще есть карты тактики, самый большой источник сюрпризов в Dogs of War. Как и все остальное в этой игре, они получаются как награда за участие в битвах. Каждый ход, прежде чем сыграть капитана и содлата, вы можете использовать карту тактики. Некоторые из них довольно простые: позволяют вам усилить солдат или получить немного монет. Зато другие действительно меняют правила игры и дают выкидывать забавные фокусы. К примеру, «Оппортунизм» дает вам удвоенную награду за участие в битве, но снижает силу вашего солдата до нуля. Хотите кучу жетонов влияния побеждающего дома? Сыграйте оппортунизм, правда тогда вы рискуете проиграть бой. «Предательство» позволяет вам нарушить правила игры и сменить сторону в конфликте. Обычно, выступая на одной стороне, вы не можете помогать сопернику. И если ваша сторона проигрывает… ничего не поделаешь, если только у вас не припрятано на такой случай Предательство.

Третья карта «Выжидание» — одна из самых странных и крутых карт из всех, что я видел в настольных играх. Ее эффект очень прост — пропустите ход. Обычно пропуск или потеря хода в настольных играх — это крайне неприятная вещь. Здесь же возможность сходить после ваших оппонентов крайне желательна. Она позволит вам сделать очень неожиданный маневр. Представим, что вы ходите первым, и все оппоненты ждут вашего шага, дабы знать вашу ставку и противостоять вам в битвах. Вы же играете «Выжидание» и из добычи превращаетесь в охотника — теперь вы видите все ставки, и вам проще реагировать.

Здесь так много взаимосвязанных мелочей. У каждого Пса Войны свои уникальные способности, например, Безымянный Завоеватель добавляет по 2 урона в каждой битве, в которой принимает участие, в то время как капитаны Ворона Бури не дают победных очков победившей стороне. Все эти мелкие детали в совокупности создают невероятно тематический опыт. Dogs of War — одна из тех редких жемчужин, в которой тема и механика работают в практически идеальном единстве. Даже то, что капитаны и солдаты произвольно меняют сторону конфликта, это вполне правильно. Что снова возвращает меня к сеттингу.

Тема, в которой Великие Дома выбивают дурь друг из друга, в то время как наемники и другие сторонние силы просто помогают, может подойти множеству существующих игровых миров. Очевидный пример — Игра Престолов. Дом Хакеттов запросто мог быть Домом Тиреллов, а Ворон Бури — Варисом. Да, у Dogs of War собственный мир, собственная стим-панк вселенная. Она амбициозна и похвальна, но, к сожалению, чувствуется навязываемой. Из 36 страниц книги правил только 10 действительно посвящены разъяснению правил игры. Все остальное — карты Гравоса, детальные истории каждого из Псов Войны, информация о каждом доме и всех важных участниках. Все это интересно и неплохо написано, но по какой-то причине просто раздражает. Особенно то, что первые две страницы правил это письмо, написанное мелкими корявыми буковками. Вы еще даже не поняли, о чем игра, а в вас уже вбивают сеттинг!

Конечно, игра не хуже от того, есть это или нет, и, возможно, тут я очень несправедлив. Но в игре очень мало того, на что можно пожаловаться. Лично мне поле кажется однообразным и скучным, другим же оно понравится своей простотой и элегантностью. Что важнее, оно не вяжется с остальными прекрасными компонентами игры. У каждого игрока есть эти замечательные (с огромными шляпами) миниатюры, и они ставят их на скучное бежевое поле. Так же, возможно, есть проблемы с балансом, хотя, может быть, просто надо привыкнуть и выучить все уникальные особенности персонажей.

Сложность написания обзора на Dogs of War в том, что я просто хочу снова и снова в нее играть. Каждый раз, как я в нее играю, я нахожу что-то новое, новый вариант стратегии или новый интересный трюк. Я хотел отутюжить каждую механику, проработать все возможные стратегии и строго протестировать игровой баланс. Но для игры такой глубины это заняло бы месяцы. Все, что я знаю на данный момент, это что Dogs of War мне действительно нравится. Я могу жаловаться на навязываемый сюжет и на тусклое поле, но я знаю, что буду играть снова и довольно часто.

Персонажи[править]

Прототипы главных героев — Теффи Уилиамс, Марк Госсенс и Арман Янарелли

Команда наемников[править]

  • Карло Альфред Томас «Кот» Шеннон
    — Англичанин, выросший в Ирландии. Служил в Королевской Морской Пехоте. Командир отряда наемников. Ветеран войн в Катанге и Биафре. Спокойный, расчетливый, при этом может проявлять верность до конца своему нанимателю. Прототип — Тэффи Уильямс.
  • «Малыш» Марк Вламинк
    — Фламандец огромного роста и буйного характера. Рос в церковном приюте, пока одним ударом не убил настоятеля, который замахнулся на него розгами. Затем была череда детдомов и колоний для несовершеннолетних, а 17 он завербовался в бельгийские десантные войска. Участвовал в освобождении Стенливилля, после чего дезертировал и примкнул к наемникам Катанги. Реальный прототип — «Большой» Марк Госсенс. Погиб в Биафре.
  • Курт Земмлер
    — немец. Воевал в гитлер-югенде на Западном фронте. Потом поступил в Французский Иностранный легион и воевал в Индокитае под командованием Роже Фолька и Алжире — под командованием полковника Родена. После демобилизации отсидел два года в тюрьме, потом решил подзаработать на торговле оружием, но был кинут своим партнером и бежал, став наемником. Реальный протоип — Рольф Штайнер.
  • Жанни Дюпре
    — африканер из семьи фермеров. Служил в десантных войсках. Дослужился до капрала, но был разжалован в рядовые за драку. Затем дезертировал, отсидел полгода в военной тюрьме, после выхода из которой завербовался на войну в Катанге. Прототип неизвестен.
  • Жан-Батист Лангаротти
    — Корсиканец. Воевал в Алжире под командованием генерала Массю. Затем был членом ОАС, сидел в тюрьме. После освобождения, завербовался в отряд Шеннона. Прототип — Арман Янарелли.

Остальные персонажи[править]

  • Джеймс Мэнсон
    — крупный горнодобытчик, хозяин «Мэнсон Консолидейтед». Родился в Родезии, в молодости работал в шахтах, однако быстро смекнул, что так денег не заработаешь. После чего стал спекулировать валютой на бирже и торговать алмазами на черном рынке. Сколотив небольшое состояние, переехал в Лондон и основал свою горно-добывающую компанию. Жесткий и беспринципный, однако очень дальновидный, бизнесмен, не гнушающийся ничем для достижения своих целей.
  • Саймон Эндин
    — глава службы безопасности «Мэнсон Консолидейтед», через которого велись все переговоры с Шэннноном. Вырос в Ист-Энде.
  • Мартин Торп
    — финансист «Мэнсон Консолидейтед»
  • Жан Кимба
    — президент Зангаро с манией величия и параноидальной шизофренией. Слышит « божественные голоса», пытает людей
  • Антуан Боби
    — бывший командующий армией при Кимбе. Впал в немилость и бежал. Был завербован Эндином и готовился возглавить марионеточное правительство
    Застрелен Шенноном в конце
    .
  • Генерал
    — предыдущий наниматель Шеннона. Помогает людьми, а в последствии, берет власть в Зангаро в свои руки. Прототип — генерал Оджукву, лидер Биафры.
  • Джули Мэнсон
    — дочь Джеймса Мэнсона. Молодая манекенщица.
  • Шарль Ру
    — французский наемник. Ветеран войны в Катанге, где проявил себя, как классический генерал Фейлор, за что справедливо впал в немилость к Майку Хоару и с карьерой было покончено. Позиционирует себя как «авторитета среди парижских наемников», но только на словах — ни на что кроме как на нескольких подручных его авторитета не хватает. Возомнил, что Шеннон лишил его выгодного контракта, за что пытался его убить, однако
    быстро передумал, когда ему прислали голову его подручного
    Реальный прототип — неизвестен.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: