Главные философские отсылки в «Бегущем по лезвию 2049»

Внимание! Спойлеры!

«Бегущий по лезвию 2049» — редкостный фильм: запоздалое продолжение, которое не уступает по зрелищности оригинальному фильму. В особенности это касается его окончания, которое столь же значительно и глубокомысленно, как и классика Ридли Скотта восемьдесят второго года.

Фильм рассказывает о Кее, репликанте-полицейском нового поколения, который преследует Нексуса 8, хранящего важный секрет о живорождении репликантов. Кей путешествует, чтобы решить этот вопрос и найти ребенка, появившегося на свет от матери-репликанта. Он прибывает в засыпанный мусором Сан-Диего и пустынный Лас-Вегас, где начинает (ошибочно) подозревать, что он является тем самым ребенком. По пути он объединяется с героем оригинального фильма Декардом и, обнаружив самоотверженное сопротивление репликантов, он жертвует собой, чтобы воссоединить бывшего Бегущего по лезвию с его настоящей дочерью.

Это фильм крупного визуального и тематического масштаба, который редко увидишь, весь сюжет его гораздо более извилист и сложен, чем может показаться. Давайте глубоко погрузимся в анализ того, что происходит в в картине, и чем все это заканчивается.

Для тех, кому лень читать длинную статью, мы записали это разъясняющее видео:

Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…

Что случилось с Декардом и Рэйчел после событий первого фильма?

В конце оригинального фильма «Бегущий по лезвию» Рик Декард сбежал с репликантом Рэйчел. Некоторые версии фильма показали, что они счастливо отправляются в сельскую местность, но финал канонического фильма оставил их судьбу двусмысленной. В продолжении мы постепенно узнаем, что с ними случилось.

После того, как они убежали, на пару охотились, потому что они были связаны с подпольной группой, куда также входили Саппер Мортон и одноглазая Фрейза. Вероятно они были замешаны в инциденте с Блэкаутом — катастрофическим событием, когда восстание репликантов нарушило энергообеспечение Земли на десять дней и уничтожило большинство компьютерных записей, удалив следы искусственного происхождения репликантов.

У пары был ребенок. Рэйчел умерла во время родов и была похоронена под искусственным деревом у дома Саппера, но ребенок выжил благодаря медику. К этому времени, однако, Декард уже ушел (в соответствии с планом по обеспечению безопасности ребенка). Сразу же выяснилось, что само существование ребенка изменило бы всю дискуссию о правах репликантов. Серьезной целью становится сокрытие девочки в пустынном Лас-Вегасе после Блэкаута.

Райан Гослинг о фильме «Бегущий по лезвию 2049»

5 октября в прокат выходит вторая часть культового фильма «Бегущий по лезвию». Спасать мир от репликантов вместо Харрисона Форда теперь будет Райан Гослинг.

«Я – фанат «Бегущего по лезвию», – говорит Райан Гослинг. – Когда мне было 15, я жил в Даунтауне в Лос-Анджелесе и мы с друзьями провели немало времени в поисках локаций для съемок. Помню, мы часами кружили вокруг Брэдбери-билдинг, притворяясь, будто мы – бегущие по лезвию». Сегодня Гослингу 36 – и он играет главную роль во второй части культового фильма.

Ридли Скотт снял «Бегущего по лезвию» в 1982 году, когда Гослингу было два года. Его увлек макабрический роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», в котором офицер полиции Рик Декард охотится на андроидов – роботов, идентичных людям. Роман хотел экранизировать Мартин Скорсезе, но в итоге отказался. Ридли Скотт, закончив работу над «Чужим», собирался сделать паузу, но изменил планы, нашел продюсеров, уговорил их увеличить бюджет – и взялся за работу.

Больше 20 лет Warner Brothers не решались взяться за сиквел

На главную роль – офицера Рика Декарда – нужна была звезда, и Скотт пригласил Харрисона Форда, который на тот момент уже снялся в двух частях «Звездных войн» и первой части «Индианы Джонса». В интервью после съемок Форд не раз повторял, что «Бегущий по лезвию» – далеко не самый любимый его фильм, а работа была омрачена постоянными спорами с режиссером. «Бегущий по лезвию» провалился в прокате, но получил престижную премию «Хьюго» за лучшую постановку и был признан образцовым фильмом в жанре неонуар, став визуальным прототипом для десятка блокбастеров будущего – от «Матрицы» до «Бэ.

Больше 20 лет Warner Brothers не решались взяться за сиквел. О второй части объявили в 2016-м, без шума и пыли: главную роль сыграет Райан Гослинг, а Харрисон Форд, возможно, вернется в эпизодической роли. В режиссерское кресло сядет Дени Вильнев – франко-канадский режиссер, который снял «Прибытие», а Ридли Скотт спродюсирует фильм и поработает над сценарием. Премьера «Бегущего по лезвию 2049» покрыта налетом таинственности, как мало какой релиз последних лет: Warner Bros. не проводят пресс-конференций, актеры почти не дают интервью, а комментарии приходится выбивать из членов команды с боем. Актер Ленни Джеймс, который сыграл одну из эпизодических ролей, поделился в соцсетях: «Когда я подписал контракт, мне на почту прислали сценарий в специальном приложении. Я не мог скачать его или сделать скрин. Мне сказали прочесть его, а через 36 часов текст исчезнет. Так и случилось».

Что это – нагнетание обстановки, часть нестандартной промокампании или способ защиты? «Мы с актерами заранее договорились, что шансы на успех невелики, – говорит в одном из интервью Дени Вильнев. – Независимо от того, что вы делаете, независимо от того, насколько хорошо вы это делаете, вторую часть все равно будут сравнивать с первой, потому что она была шедевром. Важно это принять».

Для Райана Гослинга этот фильм может стать знаковым. В Голливуде у него статус звезды романтических фильмов («Ла-Ла Ленд», «Ларс и настоящая девушка», «Дневник памяти», «Валентинка») и комедийных детективов («Славные парни»), а также репутация сердцееда. В амплуа героя фантастического фильма Гослинг снялся впервые.

Для Гослинга «Бегущий по лезвию» – первый высокобюджетный блокбастер в карьере. «Я ничего не имею против блокбастеров, но мало какие из них были действительно классными. Я рад, что так долго ждал. «Бегущий по лезвию» был одним из первых фильмов, который я увидел в сознательном возрасте, – и он меня ошеломил. Очень много картин впоследствии украли у него идеи, декорации и стиль, но не смогли украсть его суть. Я счастлив, что оказался в этом мире».

По словам актера, во второй части, действие которой происходит в 2049 году, команде художников пришлось создать по-настоящему депрессивную а. Чтобы погрузиться в роль, Гослинг буквально ночевал на съемочной площадке. «Все, что я мог сделать, – это находиться на площадке все время: и до, и после съемок, и во время репетиций, и во время монтажа декораций. Мир «Бегущего по лезвию» – фантастический, и, чтобы хоть немного почувствовать его, мне нужно было стать его частью».

Люди не живут – они выживают. Человечество на грани исчезновения

В команде художника-постановщика фильма Денниса Гасснера – восемь дизайнеров, у каждого из которых своя мини-команда из десяти человек. Над гримом актеров работали 12 специалистов. Первую часть критики укоряли в излишней театральности и заигрывании с нуаром, поэтому команда «Бегущего по лезвию 2049» стремилась добиться максимальной реалистичности кадра.

Над «Бегущим по лезвию 2049» работала действительно завидная команда: например, оператор Роджер Дикинс – постоянный соавтор фильмов братьев Коэн и 13-кратный номинант на «Оскар». Но Дени Вильнев говорит, что его главным вдохновением во время работы над фильмом стал именно Райан Гослинг. «Он – моя муза, его улыбка способна «расплавить» камеру». Забудьте о «Ла-Ла Лэнде», когда будете смотреть «Бегущего по лезвию»: такого Гослинга вы не знаете.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — Рэйчел: актриса, сыгравшая молодого репликанта

Из промо-материалов можно сделать вывод, что Тайрелл, оригинальный создатель репликантов, разработал Рэйчел именно таким образом. Она была своего рода прототипом Нексус 8, предположительно с естественной продолжительностью жизни и, очевидно, он разработал для нее репродуктивную систему. Неясно, есть ли подобная система у других репликантов, хотя, учитывая, что ребенка рассматривают как чудо, можно с уверенностью сказать, что Рэйчел была единственной.

Как бы то ни было, базовая технология была потеряна с гибелью Тайрелла и Блэкаутом.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — Рэйчел: актриса, сыгравшая молодого репликанта

После этого ее приемные родители пытались увезти ее в другое место, но из-за иммунного дефицита (вероятного связанного с ее происхождением) ей было отказано в поездке, и ее содержали в карантине в пригороде Лос-Анджелеса. Каким образом и почему она оказалась здесь, это еще одна неопределенность в фильме, но, возможно, она была размещена там в целях защиты. Несмотря на это, к 2049 году она работает над всеми видами искусственного интеллекта в качестве специалиста в корпорации Уоллеса.

Впечатления от фильма «Бегущий по лезвию 2049»

В последние 15 лет в Голливуде стало модно снимать продолжения и предыстории к фильмам, популярным в прошлом веке. Эта тенденция уже стала такой же нормой, как и ремейки.

В 2020 году нам представили фильм «Бегущий по лезвию 2049», и 12 октября я посмотрел его в кинотеатре «Художественный», расположенном в Санкт-Петербурге. Для тех, кто не знает или забыл – этот фильм является продолжением кинокартины «Бегущий по лезвию» 1982 года. И если режиссёром старого фильма был Ридли Скотт, то новый снял Дени Вильнёв, а Скотт поучаствовал в качестве продюсера.

Давайте рассмотрим фильм «Бегущий по лезвию 2049», учитывая, что не сравнивать его с оригиналом невозможно.

Для успехов у современников мало украшений, которых требует сюжет. Нужны ещё украшения, которые требуют читатели [1]

Как известно, фильм «Бегущий по лезвию» был снят по мотивам романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Если вы не читали его, ознакомьтесь ради любопытства, потому как «электрический пастырь» Филип Дик – один из лучших фантастов XX века. У первого фильма была отличная сюжетная основа, адаптированная к воспроизведению на экранах.

В «Бегущем по лезвию 2049» сюжет придуман сценаристом Хэмптоном Фэнчером, работавшим и над сценарием к оригиналу. То ли поэтому, то ли из-за участия Ридли Скотта, мне непонятно… Но начало фильма (эпизод на ферме) мне напомнило один из вариантов начала документального фильма «Опасные дни». Дальше больше! Главный герой, Бегущий по лезвию Кей, расследуя дело, проходит по маршруту, известному нам по фильму 1982 года.

Постепенно усложняя историю, сценарист использует всё те же приёмы, что были в «Бегущем по лезвию». В новом фильме Бегущий по лезвию Кей, охотящийся на беглых репликантов, задаётся вопросами «Кто я такой? Человек или репликант?», «Откуда у меня воспоминания?», «В чём разница между людьми и последними моделями репликантов?» Также неспешно расследуя дело, как это делал Рик Декард, Кей попадает в аналогичные сюжету первого фильма ситуации.

На протяжении 2,5 часов зрителю рассказывают расжёванную как жевачка историю, которая во многом копирует первоисточник, и это плохо для продолжения, но нормально для ремейка. Чем-то по-настоящему новым стала идея о том, что репликанты способны размножаться подобно людям, но вот логично и интересно обосновать эту идею сценарист не захотел. Зато в сюжете есть необычная любовная линия с трагическим концом.

Теперь перейдём к важной составляющей любого современного фильма – визуальному ряду, спецэффектам и музыке.

Фильм пишут камерой, а не пером [2]

В фильме «Бегущий по лезвию 2049» много интересных декораций, проработанных до мелочей, и красивых пейзажей. Диалоги, ведущиеся на фоне ночного Лос-Анджелеса, в здании корпорации «Тайрел», в квартире оставляют приятные впечатления. А покинутый, неживой Лас-Вегас завораживает настолько, что на пару минут можно забыть о том, что ты сидишь в кинотеатре.

Но все эти мастерски снятые эпизоды режутся завываниями синтезатора от Ханса Циммера, возвращая зрителя к скачущему по барханам сюжету.

Графика и спецэффекты – это здорово, но для фильма со смыслом важна работа актёров. О ней и поговорим далее.

Что бы ни случилось – делай вид, что так и должно было быть

Разница между задачами, поставленными перед актёрами в фильмах о репликантах 1982 года и 2020 года очевидна. Ридли Скотт снимал обычный фантастический фильм с некоторым количество экшена, смысловыми диалогами в мрачном окружении. Дени Вильнёв очень хотел снять драму, используя приёмы из первого фильма.

В «Бегущем по лезвию 2049» зрителю, словно считая его тупицей, объясняют на пальцах, кто из персонажей репликант, а кто человек. Бегущий по лезвию Кей по уши влюблён в голографическую девушку (Ана де Армас), и, глядя на их отношения, я сопереживал. Президент корпорации (Джаред Лето) корчит из себя Бога, и от этого становится тошно к концу фильма. Мадам в исполнении Робин Райт напоминает сутенёршу из борделя. Из актёрских работ стоит отметить доктора Ану Стелин в исполнении Карлы Юри.

Новому фильму катастрофически не хватает актёрского мастерства Дэрил Ханны и Рутгера Хауэра. Появление Харрисона Форда в роли детектива Рика Декарда получилось смешным и грустным, за исключением пары эпизодов, смешных по сценарию.

Что же мы имеем в сухом остатке?

Продолжительность фильма определяется выносливостью мочевого пузыря обычного зрителя [3]

Фильм «Бегущий по лезвию 2049» собрал вместе бюджет в 200 миллионов долларов, группу популярных актёров, сценариста и талантливого оператора, известного композитора, номинанта «Оскара» в качестве режиссёра и режиссёра первого фильма в качестве продюсера.

Но как они не старались, насытив фильм библейскими намёками и отсылками к оригиналу 1982 года, смысла в продолжении так и не появилось. А всё потому что «Бегущий по лезвию» был самодостаточен и продолжения не требовал. Ответы на вопросы, заданные в старом фильме, самостоятельно находили зрители.

После просмотра фильма 1982 года оставался вопрос, является ли Рик Декард репликантом или нет? В новом фильме уже не возникает вопросов, кто из персонажей человек, а кто репликант. Во многом это обусловлено слабой актёрской игрой. И когда на экране появляется Рик Декард в исполнении Харрисона Форда, то кажется, что это первый живой человек за весь фильм в этом обречённом мире будущего, который скоро накроет волной очередное восстание репликантов.

Фильм «Бегущий по лезвию 2049» – это продукт ослиной самоуверенности и жажды денег группы людей, которые умеют снимать хорошие фильмы. Но назвать этот фильм хорошим у меня язык не повернётся.

Журналисты изданий «Новый взгляд», «Коммерсант», «Российской газеты» и «Интерфакса» хвалят визуальный ряд, спецэффекты и музыку. Похоже, авторы обзоров не смотрели фильм «Бегущий по лезвию» 1982 года и не читали книгу.

[1] Жозеф Жубер

[2] Кинг Видор

[3] Альфред Хичкок

Чего хочет Уоллес?

Главный «антагонист» «Бегущего по лезвию 2049» — это Ниандер Уоллес, промышленник с амбициями уровня Александра Македонского. После краха корпорации Тайрелла в 2020-х годах, после смерти ее создателя и запрета репликантов из-за Блэкаута Уоллес построил свою компанию и приобрел все патенты и права на продукцию Тайрелла. Создавая новое поколение, казалось бы, контролируемых репликантов, в 2036 году он смог заставить отменить ограничения и снова начать массовое их производство. Наряду с производством искусственных людей Уоллес помогает расширять внешнюю экспансию человеческого рода на девять отдельных планет.

Что мешает Уоллесу?

Главная проблема Уоллеса на пути к его мечте — нехватка рабочей силы. Он просто не может увеличить производство в связи с его большими запросами. Здесь возникает тема детей. Если живорождение репликантов действительно возможно, то Уоллес имеет средства для создания почти бесконечной армии. Однако из-за того, что все записи о конструкции Рэйчел утеряны, а ее смерть остается загадкой, он не имеет возможности усовершенствовать свои изделия, дав им возможность самостоятельно размножаться. Кей случайно обнаруживает потенциальное решение проблемы Уоллеса. Сначала Кей исследует кости репликанта, а затем отправляется на поиски Декарда. Даже если Рик не знает, что случилось с ребенком, расследование может привести Уоллеса к ребенку, поэтому за поисками внимательно следит Лав.

Ирония, конечно же, заключается в том, что ребенок все время находился у них под носом.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — теория фанатов о концовке

Сопротивление под командованием Фрейзы помогло Декарду и Рэйчел, а затем вызвало Блэкаут. Их идеология — это смесь самоотверженности и защиты прав личности. Но свою цель они любят больше, чем самих себя. Они живут верой в то, что смогут стать людьми. Очевидно, все, за что они борются, противоположно планам Уоллеса.

Мы почти имеем дело с библейской аллегорией. Фильм полон отсылок на христианство, но в макромасштабе обе стороны исповедуют традиционные, но противоположные религиозные идеи. Создатель видит себя Богом, даже называет свои творения «ангелами», в то время как Сопротивление — это паломники, пытающиеся сформировать Израиль. Ребенок, таким образом, является пророком, но не сыном Бога, а сыном человека.

«Бегущий по лезвию 2049»: кадры, сюжет, подробности

Обновление: Новые подробности и персонажи, которых показали на фестивале Cinema Con.

19 декабря в Сети появился первый тизер «Бегущего по лезвию 2049» — одного из самых ожидаемых фильмов 2020 года. Картину снимает канадский режиссёр Дени Вильнёв, поставивший философскую научную фантастику «Прибытие». Главные роли в продолжении сыграли Райан Гослинг и Харрисон Форд, встречу которых как раз показывают в тизер-трейлере:

Оригинальный «Бегущий по лезвию» был поставлен Ридли Скоттом в 1982 году по мотивам книги Филиппа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?». Фильм обрёл статус культовой классики киберпанка, и хочется, чтобы сиквел не посрамил оригинал.

Одновременно с тизером в Сети опубликовали и краткий синопсис картины, который отчасти напоминает «Пробуждение Силы»: действие происходит тридцать лет спустя, главный герой оригинала скрывается, есть Харрисон Форд… Главный вопрос теперь — выживет ли Рик Декард? И если он дожил до преклонных лет — не значит ли это, что он всё-таки человек, а не репликант?

Действие фильма развернётся спустя тридцать лет после событий оригинальной ленты. Новый бегущий, офицер полицейского департамента Лос-Анджелеса по кличке Кей (Райан Гослинг), раскапывает глубоко зарытую тайну, которая способна повергнуть общество в хаос. Это открытие заставляет его отправиться на поиски Рика Декарда (Харрисон Форд), без вести пропавшего тридцать лет назад.

Издание Entertainment Weekly посвятило фильму обложку и опубликовало несколько фотографий из фильма и со съёмочной площадки «Бегущего по лезвию 2049». Кадры выглядят впечатляющими — в них, как и в тизере, создатели смогли передать гнетущую атмосферу мрачного будущего.

А изданию ScreenDaily удалось поговорить с Дени Вильнёвым и узнать, что сиквел снимается с расчётом на рейтинг R. В фильмах с таких рейтингом допускается показывать сексуальные сцены, эпизоды с употреблением наркотиков, нецензурную брань, насилие и так далее.

Режиссёр рассказал, что съёмки были завершены ещё в ноябре, и теперь команда трудится над монтажом фильма в Лос-Анджелесе.

Мои продюсеры находят забавным всякий раз мне напоминать, что «Бегущий по лезвию 2049» — один из самых дорогих фильмов с рейтингом R.

Дени Вильнёв

Практически все прошлые фильмы Вильнёва — за исключением «Прибытия» с его PG-13 — соответствовали рейтингу R. Похоже, что после кассового успеха «Дэдпула» продюсеры стали больше верить в окупаемость фильмов с таким рейтингом. Кроме «Бегущего по лезвию 2049», с рейтингом R выйдут «Логан» и «Чужой: Завет».

Вильнёв также рассказал о своём отношении к компьютерной графике. Режиссёр старается использовать её как можно меньше, предпочитая живые декорации. Подобный подход он применял на съёмках «Прибытия».

Я могу посчитать на пальцах, сколько раз мы использовали зелёный экран. Большая часть фильма была снята на камеру, я и оператор Роджер Дикинс усердно работали для достижения этой цели.

Актёры в моих фильмах не гуляют весь день на фоне зелёного экрана. Компьютерная графика — сильный инструмент для создания фонов и наполнения деталями, но актёр нуждается в наиболее реалистичном окружении. Когда я смотрю фильмы, в которых слишком много CGI, то я словно отстраняюсь от них.

Ждать сиквел «Бегущего по лезвию» предстоит чуть меньше года — премьера в России назначена на 6 октября 2017-го.

14 марта актёр Эдвард Джеймс Олмос объявил, что вернётся к роли Эдуардо Гаффа.

28 марта в Сети появились новые подробности с фестиваля CinemaCon в Лас-Вегасе. Зрителям показали несколько новых кадров с ранее не объявленными актёрами и персонажами.

Так, в фильме появится Джаред Лето, который снова сыграет зловещего героя. Его персонаж — владелец фабрики репликантов, который очень бережно относится к своим созданиями. Скажем, своё новое творение он встречает словами «Я делаю ангелов».

В отрывке показали героиню актрисы Робин Райт («Карточный домик», «Форрест Гамп»), которая находится в одном кадре с героем Гослинга Кеем.

В фильме появятся и новые репликанты. Например, испанская актриса Ана де Армас сыграла очаровательную девушку-репликанта, к которой будет неравнодушен всё тот же Кей.

Чем заканчивается борьба Сопротивления и Уоллеса?

Отношения Уоллеса и Сопротивления в конце фильма остаются загадкой. Это могло бы стать сюжетом продолжения, если бы история фильма не была эмоционально решена. Вместо этого их конфликт остался неразрешенным.

К моменту титров Уоллес потерял Декарда, который нашел, наконец, своего ребенка. Кей мертв, и Декард также считается утонувшим в потопленном спиннере. Но Сопротивление тоже не нашло девушку.

Последние двадцать минут посвящены тому, чтобы показать, что Кей принимает идеологию человеколюбия. В войне людей и репликантов есть что-то неразрешимое, но истинный выход все же существует. Это подводит нас к главному герою.

Какова цель путешествия Кея?

В начале истории, Кей является, примерным репликантом. Он работает в Департаменте полиции Лос-Анджелеса , имеет много предрассудков, но продолжает свою работу — отличные оценки по тестам, хорошая характеристика, устроенный быт. Только когда неотвязное подозрение, что он сын Декарда входит в его ум, и Кей начинает подозревать, что его якобы имплантированные воспоминания реальны, все начинает трещать по швам. Он полностью верит в эту новую, альтернативную истину. Но нет: он просто репликант, который был сконструирован (хотя есть вероятность, что это часть более крупного заговора) с воспоминаниями настоящей дочери Декарда.

Его сюжетная линия — это история любви. Джо — искусственный интеллект, созданный для того, чтобы дать искусственному человеку ощущение жизни. Мы видим, как она эволюционирует от плоской проекции к автономному Искусственному интеллекту, и их взаимосвязь растет вместе с этим. Вопрос о том, действительно ли она разумна, является основной причиной беспокойства, — действительно ли она заботится о Кее, или она просто запрограммирована на это? И поскольку фильм зависит от их отношений, нам остается лишь надеяться, что Джо — настоящая личность с подлинными эмоциями и самосознанием.

ТЕМП

Ближе к концу Кей узнал от Стеллайн, что его воспоминания принадлежат реальному человеку. Тут мы задаем вопросы: реальный ли человек Kей? Декард его отец? Покажет ли этот фильм, наконец, что-то интересное?

От первого до последнего кадра «Бегущий по лезвию 2049» постоянно теряет интригу. Вместо того, чтобы держать зрителя в напряженности до кульминации, он сдувается, как проколотый шар. Офицер Кей постоянно сбивается с пути, отвлекается на занятие сексом, например.

Фильм заканчивается, не оставив после себя много интриг. Несмотря на то, что нам показали корни начинающегося сопротивления и увидели намеки на достижения Уоллеса, «Бегущий по лезвию 2049» заканчивается простым жестом: рукой на стекле. Это как если бы фильм не интересовался своей собственной мифологией.

«Бегущий по лезвию 2049» лишь дополняет мир, созданный Ридли Скоттом, и мало что может предложить по-настоящему нового.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — пасхалки

Ее «смерть» — разрушение ее портативного «дома» производит шокирующее впечатление. Она любит Kея. В самом деле, ее любовь — это то, что дает ему силы жить. Их любовь — это то, что не может существовать в реальности, и все же он чувствует это. Он считает Джо живой.

Его последующая смерть, очевидно, трагична, но она приносит мир в его душу. Кей сделал хорошее дело и заканчивает свой путь — то, что само по себе является доказательством смысла жизни. Последние моменты его жизни происходят под мелодию знакового трека оригинала «Tears in Rain», который звучит по-новому.

«Бегущий по лезвию 2049» содержит два основных религиозно-философских подтекста:

значение бегущий по лезви 2049 отсылки объяснение сюжета отввратительные мужики disgusting men

Один — взятая из Ветхого Завета история о жертвенной «овечке» Рахиль и порожденном ей первом поколении колен израилевых. Другой — картезианская идея «мыслю, следовательно существую», которая развилась в целый клубок размышлений о том, что значит быть человеком. Достаточно ли для этого человеческого опыта, человеческого разума и человеческого самопожертвования, или здесь недостает какого-то еще элемента? Начальница Джо, «Мадам», утверждает, что у него, в отличие от человека, нет души. Впрочем, она сама не верит в ее существование даже у людей. Души в мире киберпанка не может быть ни у кого.

Кей — это новый Рой Батти

Поскольку Кей — стойкий борец , мы изначально должны были рассматривать его как двойника Декарда. В конце концов, он наш главный герой. Тем не менее, есть другой персонаж, к которому он действительно ближе: Рой Батти.

Батти был «антагонистом» оригинального фильма, изгоем, Нексусом 6, который восстал в своей внеземной колонии и вернулся на Землю, чтобы получить больше жизни от своего создателя. Дела шли плохо, его команда репликантов медленно уничтожалась Декардом, и он в конце концов обнаружил, что по конструкции он не мог избежать своего четырехлетнего срока службы. В гневе он убил Тайрелла и в последние минуты вступил в жестокую схватку с Декардом, которая завершилась тем, что он спас своего противника. В своем вызывающем слезы монологе он сожалеет о том, что его жизнь и его уникальные переживания теряются, но в его последние мгновения Рой, кажется, смиряется со своей участью.

Что поразительно в отношении Роя, так это то, что, когда он действует как плохой парень, его злодейство действительно можно объяснить. Его мотивация — выживание, но не эгоизм. Он исповедует альтруизм в отношении своей команды и имеет вполне понятные мотивы. Назвать его хорошим парнем, конечно, нельзя, ведь он определенно имеет маниакальную, манипулирующую сторону характера. Но не будем забывать, что он живет в мире, где на него охотятся. Короче говоря, Рой Батти достоин понимания и сочувствия.

Kей — это оммаж Рою, который подчёркивает роль трагической фигуры, которая наконец находит свое место в мире и принимает свою участь. Рассказывая историю с точки зрения Кея и, в конце концов, используя ту же музыку, фильм подводит к неизбежному выводу об универсальном гуманизме репликанта, о том, как он находит в себе силы для борьбы, и его любовь к людям в конечном итоге становится смыслом его существования.

Рик Декард — репликант?

Главной загадкой оригинального фильма стал вопрос, является ли Декард репликантом. Картина 1982 года давала лишь тонкие намеки на истинную природу главного героя. Одним из таких намеков стал сон с единорогом, который Ридли Скотт добавил в режиссерскую версию, благодаря чему финальный эпизод с оригами стал доказательством искусственной природы Рика. Тем не менее, дебаты о сущности Декарда шли 35 лет. Многие зрители, в том числе и сам Харрисон Форд были уверены, что Декард — человек. Другие, как Ридли Скотт, считали Рика репликантом.

Фильм «Бегущий по лезвию 2049» также не дает прямого ответа на этот вопрос. Для сюжета сиквела это не имеет большого значения — чудо заключается в рождении у Рэйчел ребенка.

Однако сиквел использует загадку о происхождении Декарда в кульминационной сцене. Уоллес уверен, что Декард был создан корпорацией Тайрел, а встреча с Рэйчел была подстроена. Однако важно то, что Декард отвергает новую искусственно воссозданную Рэйчел. Это означает, что природа героя не имеет значения — важны лишь его поступки, его выбор.

Бегущий по лезвию 2049 — Человечнее человека

Продолжать «Бегущего по лезвию», главный киберпанк-фильм всех времён, спустя более 30 лет было крайне рисковой затеей. После того как в оригинальной картине Ридли Скотт исчерпывающе высказался о различиях людей и идентичных им внешне машин, тему, в общем-то, можно было закрывать. Казалось бы, если и снимать сиквел, то только чтобы наконец показать, репликант ли Рик Декард (Харрисон Форд) или нет. Но «Бегущий по лезвию 2049» этот вопрос вновь игнорирует, и вообще немного не про это.

Офицер Кей (Райан Гослинг), задремав, пролетает в своём автомобиле над Лос-Анджелесом будущего, выглядящим ещё более серо и депрессивно, чем в первом фильме. Он приземляется где-то на окраине города, где репликант-беженец Саппер Мортон (Дэйв Батиста) разводит опарышей для заработка, чеснок для себя и, в общем, никого не трогает. После небольшой словесной перепалки фермер-громила устраивает реновацию своего дома телом Кея, и офицеру, бегущему по лезвию на службе, приходится его застрелить. Потрёпанный бегущий отчитывается перед своей начальницей Мадам (Робин Райт), та видит его раны и комментирует, что за ремонт тела платить не будет. Кей отвечает, что заклеит руку самостоятельно, и обдумывает последние слова убитого сородича: «Вы, новые, жрёте дерьмо, потому что не видели чуда». О каком чуде идёт речь — станет очевидно чуть позже.

«Бегущий по лезвию 2049», для которого позвали талантливого канадского постановщика Дени Вильнёва, недавно снявшего неспешную инди-фантастику с бюджетом блокбастера «Прибытие», далеко не во всём похож на оригинал. Нуар-стилистика сошла на нет: вместо грязных, тёмных и перенаселённых улочек Лос-Анджелеса Кей во основном ходит по вполне себе освещённым местам, даром что чувство одиночества в сиквеле давит ещё сильнее. Хотя CGI-локациям Вильнёв предпочёл настоящие декорации, выстроены они нарочно так, чтобы казаться максимально искусственными: вместо бурлящего жизнью города здесь пустынные бескрайние свалки, заброшенные отели-казино; даже единственное показанное дерево и то давно усохло и превратилось в серое надгробие самого себя. Глядя на эту мёртвую красоту, понимаешь, что в 2049 году человечество, неспособное прокормить себя без рабского труда репликантов, окончательно потеряло право на существование, и никакого восстания машин уже, по сути, не нужно.

С другой стороны, пресловутых репликантов режиссёр показывает настоящими романтиками, которые любят совершенно по-настоящему. Девушка Лав (Сильвия Хукс) предана своему создателю и главе Wallace Corporation Ниандеру Уоллесу (Джаред Лето), а Кей и вовсе по уши влюблён в неосязаемую женщину-голограмму Джой (Ана де Армас), живущую во «флешке» фабричного производства всё того же Уоллеса. В какой-то момент главный герой даже встречает группу репликантов, которые преданы определённой идее и готовы ради неё отдать свою жизнь. Не потому что согласно машинной логике этот поступок рационален — нет, просто из-за готовности на самопожертвование они чувствуют себя человечнее, наверное, самих людей.

Хотя мир «Бегущего по лезвию 2049» идеален для того, чтобы прописывать его всё подробнее и нагружать происходящее побочными линиями, Вильнёв придерживается излишнего минимализма, изолируя историю Кея от всех ненужных деталей. Почти три часа экранного времени нечего делать, кроме как проникаться терзаниями героя, который в силу определённых обстоятельств задумывается о своей человечности ещё чаще, чем все прочие. Все гигантские эстетически безупречные локации, все второстепенные персонажи, включая даже Декарда, нужны лишь для того, чтобы зритель непременно прошёл через то же эмоциональное путешествие, что и сам Кей. В конце это несомненно окупится, но продержаться до финала человеку, не привыкшему к неумолимой неспешности, как правило, независимых фильмов, будет очень тяжело.

Вильнёв, конечно, смог создать в «Бегущем по лезвию 2049» несколько очень поэтичных сцен, которые выглядят красиво не только и не столько из-за непостижимого таланта оператора Роджера Дикинса. Тем не менее к истории целиком про человечность Дени подошёл, пожалуй, слишком уж искусственно: в фильме нет даже малейшей небрежности или случайности, допущений, которые присущи людям и человеческому труду. Да и обсуждать сиквел всё-таки не так интересно, как оригинал — в нём почти не осталось свободы для интерпретации, почти всё и так предельно понятно уже после первого просмотра.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: