Friday the 13th: The Game | |
Разработчики | IllFonic (до сентября 2018) Black Tower Games |
Издатель | Gun Media |
Часть серии | Пятница, 13-е |
Дата анонса | 2015 |
Дата выпуска | 26 мая 2017 |
Жанр | Survival horror |
Возрастные рейтинги | ACB: R18+ — Restricted 18+ ESRB: M — Mature PEGI: 18 RARS: 18+ USK: 18 |
Создатели | |
Продюсеры | Шон Каннингем, Рэнди Гринбэк |
Геймдизайнеры | Том Савини Уэс Келтнер Ронни Хоббс |
Программист | Даниэль Гарсиа |
Художник | Шейн Стонман |
Композитор | Гарри Манфредини |
Технические данные | |
Платформы | Windows PlayStation 4 Xbox One |
Игровой движок | Unreal Engine 4 |
Режимы игры | однопользовательский, многопользовательский |
Носитель | цифровая дистрибуция |
Управление | клавиатура, мышь или геймпад |
Официальный сайт |
Friday the 13th: The Game
(с англ. — «Пятница, 13-е: Игра»)— компьютерная игра в жанре Survival horror, разработанная американской компанией IllFonic и изданная Gun Media. Игра основана на франшизе с тем же именем, принадлежащей New Line Cinema. Выход игры состоялся 26 мая 2017 года на Microsoft Windows, Xbox One и PlayStation 4.
Геймплей
Местом действия игры является вымышленный лагерь «Хрустальное Озеро» из серии фильмов «Пятница, 13-е». События разворачиваются в 1980-е годы.
В многопользовательском режиме в одной сессии могут играть восемь человек. Один из игроков (выбранный случайно) будет управлять Джейсоном, в то время как другие, вожатые лагеря, будут пытаться скрыться от убийцы. Джейсон обладает повышенным слухом и отличным зрением, а также он имеет возможность телепортироваться в различные места по желанию игрока (в зависимости от образа Джейсона, убийца будет ходить или бегать).
Разновидности убийств Джейсоном
Джейсон может совершить несколько убийств за матч. Перед матчем вы можете экипировать Джейсона различными видами убийств (до 4-х штук), которые вы разблокировываете в разделе Customize. Больше убийств можно приобрести с помощью очков “Customization Points“, которые вы приобретаете с опытом, повышая уровень. Эти убийства могут быть выполнены только после того, как Джейсон поймал игрока при помощи правой клавиши мыши.
Убийства у объектов
Убийства, которые Джейсон может выполнять, используя окружающую среду и объекты. После того как вы поймали игрока правой клавишей мыши, подойдите к месту убийства, отмеченному кружком и взаимодействуйте с ним нажав Е. Убийства у объектов не только жестокие, но и вознаграждают игрока более высокими очками опыта для прокачки уровня.
Ловушки и метательные ножи
Джейсон также имеет доступ к двум инструментам: метательные ножи и медвежьи капканы. Метательные ножи могут быть полезны, чтобы нанести урон игрокам на расстоянии при преследовании, в то время как ловушку нужно устанавливать заранее, что позволяет задерживать игроков не накоторое время. Логичнее всего использовать капканы в часто посещаемых местах и проходах игроков, а метательные ножи применять при нападении на игроков через окна и препятствия. Метательные ножи можно найти на карте. В капкан могут попасть как игроки, так и Джейсон.
Боевая стойка Джейсона
Джейсон может принимать боевую стойку для более эффективной борьбы с игроками, что позволяет блокировать удары и совершать атаки противникам. Игроки так же могут использовать защитную боевую стойку это дает больше гибкости, а также возможность увернуться от входящих атак.
Разрушение объектов
Джейсон может уничтожать различные объекты на карте, что помогает ему находить игроков, пугать их и препятствовать их побегу. Вы можете разрушать радиоприёмники, которые создают посторонние шумы. Для быстрого прохода в строения, можно проламывать двери и стены. Разрушение электрических щитков позволяет отключить освещение в целых секциях лагеря, что повышает чувство страха игроков. Окна могут быть уничтожены, что причиняет дополнительный урон игрокам, пытающимся использовать их для побега. Раненые игроки уже не могут перелазить через разбитые окна.
Персонажи
Вожатые
- ЭйДжей Мэйсон
- Адам Паломино
- Брэндон Уильсон
- Чад Кенсингтон
- Дебора Ким
- Эрик Лачаппа
- Дженни Майерс
- Кенни Риделл
- Тиффани Кокс
- Ванесса Джонс
- Митч Флойд
- Фокс
- Шелли Финкелстейн
- Виктория Стерлинг
Другие
- Джейсон Вурхиз
- Томми Джарвис (вызывается через рацию)
- Памела Вурхиз (голос, озвучивает Дженифер Энн Бартон)
Разработка и дополнения
Первоначально игра имела название Slasher Vol. 1: Summer Camp
. История отличалась от той, которой выйдет в итоговой версии. После нескольких встреч и переговоров с режиссёром фильма «Пятница 13-е» Шоном Каннингэмом, Gun Media успешно приобрела права. Игра приобрела название
Friday the 13th: The Game
. На Kickstarter и BackerKit разработчикам удалось привлечь около 1,1 млн. долларов став 106-м по успешности краудфандиновым проектом всех времён.
11 июля 2020 года разработка игры была официально приостановлена из-за судебных разбирательств на владение авторских прав о франшизе «Пятница 13». Разработчики сообщили, что продолжат совершенствовать игру и поддерживать игровые сервера, но нового контента выпускать не смогут. Также они сообщили, что даже после завершения суда, они не будут создавать новый контент, будет лишь проводиться работа над выделенными серверами и устранение багов в игре.
В сентябре 2020 года Gun Media объявила, что игра сменила студию-разработчика. После окончания контракта с IllFonic, поддержкой игры займётся токийская студия Black Tower Games, которая уже помогала предыдущей команде с некоторыми картами[1].
Дополнения
На игровой выставке PAX West 2020 было представлено новый платный пакет одежды — Spring Break 1984 Clothing Pack (с англ. — «Весенние каникулы 1984»). В игру для главных героев были добавлены купальники и купальные костюмы. Дополнение вышло 21 сентября 2020 года в цифровом магазине Steam.
9 сентября 2020 года вышло обновление, добавляющее в игру эмоции наподобие танцев, жестов и так далее. В дополнение к обновлению, 7 октября вышло дополнение, включающее в себя больше анимаций, расширяющих выбор эмодзи под названием Emote Party Pack 1 (с англ. — «Набор эмоций для вечеринки»)
Friday the 13th: The Game: Обзор
Актуально для платформы: Джейсон Вурхиз — мужик в хоккейной маске с мачете, подрабатывавший тамадой на пятничных корпоративах американских подростков. Умение организовывать яркое кровавое шоу превратило парня в настоящую икону ужасов 80-х. Казалось бы, слава Джейсона осталась позади. Однако идёт 2017-й год, а разработчики из IllFonic
и
Gun Media Friday
собирают более миллиона долларов во время краудфандинговой кампании
Friday the 13th: The Game
.
«Да говорю же, занято!»
Где деньги?
Однако то, как авторы распорядились доверенными им деньгами, вызывает множество вопросов. «А чем вы, собственно, занимались последние два года?» — центральный среди них, и возникает он уже на этапе знакомства с главным меню. Одиночная кампания отсутствует. Обучение представлено в текстовом виде. В мультиплеере нет ни рейтинговых матчей, ни какого-либо разнообразия режимов. То есть можно сыграть в одном-единственном формате либо со случайными соперниками, либо с друзьями.
И если отсутствию «сингла» и режимов можно найти теоретическое оправдание (мало ли, может, там такая новаторская механика, что и не нужны они), то игнорирование создателями интерактивного обучения жутко напрягает. Попадая в игру, не понимаешь ни что тебе делать, ни куда идти. Потом только догадываешься, что прежде всего нужно было обстоятельно изучить текстовый «туториал». Ну кто в наше время знакомит пользователей с геймплеем таким образом?..
Сразу после запуска первого матча догадываешься, что неприятные сюрпризы только начинаются. Дешевизну проекта выдаёт криво поставленная, зато каноничная для «Пятницы» завязка: восемь молодых любителей палаток и свежего воздуха собрались вокруг костра в лесном лагере. И тут без всяких предисловий, без какой-нибудь подводки появляется Джейсон Вурхиз и наносит несовместимую с жизнью травму отбившемуся от стада пареньку. Наши «герои» демонстративно ужасаются и с отвисшей до земли челюстью разбегаются кто куда… Этот идиотский, никчёмно поставленный зачин, в котором никто не говорит ни слова, нужно будет наблюдать абсолютно перед каждым матчем.
То есть игра, в которой напрочь отсутствует сюжет, успевает навязать вам следующую самоидентификацию: «Я сказочно умный американский подросток, который при виде опасности убежал за пару километров от своих друзей и теперь бредёт обратно, чтобы спасти их и себя». Понятно, что в фильмах детишки тоже не отличались особой сообразительностью, но посвящать единственный нарративный момент диагностированию идиотизма героев — это слишком.
Творение IllFonic
— дешёвый фансервис, сколоченный из знаковых моментов фильма, на скорую руку соединённых тем, что в элитных девелоперских кругах называется «уникальным геймплеем». Создатели, возможно, и являются воинствующими фанатами «Пятницы», а цели их могли быть искренними и благими. Но видит покойная мама Джейсона, они совершенно не понимают, чем интерактивные развлечения отличаются от кино. Здесь недостаточно собрать в одном кадре хоккейную маску, топор, прячущихся детишек и их расчленённые тела. Видеоигровая адаптация хоррор-фильма — задача, с которой и более профессиональным представителям геймдева справиться непросто.
Кого бы вы испугались больше?
Фарс на Хрустальном озере
Дальнейшие события игровой сессии, если смотреть на них с точки зрения здравого смысла, напоминают школьную забаву «Казаки-разбойники», только казачок тут один. Однако поклоннику фильмов о Джейсоне сразу станет ясно, что местный геймплей — это развёрнутая во временной плоскости одного матча сюжетная линия разных картин серии «Пятница, 13-е». То есть пользователи здесь прячутся, вооружаются битами, пытаются вызвать полицию. Только если в фильмах эти действия последовательно сменяют друг друга, задавая атмосферу и выстраивая композицию, то здесь каждый из игроков одновременно с другими реализует какую-то маленькую историю, которая на пару секунд воскрешает ту самую атмосферу и даёт почувствовать тот самый ужас. Однако эпизод заканчивается, и ты остаёшься ни с чем — в хорроре, который претендует на статус страшного и ужасного, прежде всего должен присутствовать выверенный темп.
Вот представьте: убегаете вы от Джейсона. Силы на исходе, маньяк уже дышит в спину. В отчаянии запрыгиваете в окно дома. Через мгновение входная дверь начинает трещать от ударов топора преследующего вас злодея. Вроде всё здорово, но вдруг враг останавливается. Вы смотрите в окно — а он, забыв о вас, уже ковыляет за другим пробегающим мимо «разбойником». Последний выписывает круги около толстого дерева, а Джейсон беспомощно пытается его достать.
Затем парочка возвращается обратно к дому, из которого вы наблюдаете шоу. Картина повторяется: тинейджер запрыгивает в окно, а убийца вновь долбится в дверь. И опять прекращает. На этот раз к громиле подбежала озорная девчонка и бросила под ноги петарду, от которой того настиг десятисекундный ступор. Шалунья тоже запрыгивает в окно, и вы втроём закатываетесь от смеха над убийцей-неудачником.
Подобный карнавал происходит в каждом матче — атмосфера триллера рассыпается, саспенса нет, ужас превращается в комедию. Понятно, что это издержки асимметричного мультиплеера. Но, во-первых, как уже было сказано, разработчики обделили нас одиночной кампанией, на которую можно было переложить ответственность за «правильный» ужастик, а во-вторых, многопользовательский режим мог быть куда более продуманным.
Заливать топливо в лодку ещё никогда не было так весело!
Пять минут спустя
Итак, ситуация на начало матча следующая: выжившие приходят в себя в разных частях лагеря, а Джейсон стартует в своей лачуге. Если с планами на жизнь маньяка всё более-менее понятно, то у его жертв спектр задач довольно широк. Однако все они сводятся к одному — выжить. Чтобы спастись, подростки должны выполнить последовательность действий на карте. Так, чтобы завести машину, нужно отыскать бензин и починить двигатель, а чтобы вызвать полицейских, придётся восстановить связь. Однако задачи различаются лишь формально. На практике 90 % времени ты рыскаешь по округе в поисках вещей.
Детишек восемь, а Джейсон один — с большой долей вероятности в следующем матче нам предстоит заниматься всё тем же: искать предметы. Игр через пять понимаешь, что бегать от маньяка просто надоело. Единственные яркие моменты геймплея — это встречи с Вурхизом, которые довольно часто заканчиваются фатально. Да, ты можешь красться на корточках, тихонько закрывать за собой двери, обыскивать каждый домик и двигаться к своей победе. Но это дико скучно, в этом монотонном процессе нет ничего интересного.
Чтобы добавить остроты, придать действию немного пикантности или хотя бы элементарно ускорить его, начинаешь без стеснения бегать, привлекая внимание Джейсона. Если маньяк великодушно обратит на жертву внимание, зрение персонажа начнёт сбоить, заиграет нервная музыка, и тогда вы испытаете желанный прилив адреналина. Последующая гонка от смерти — это единственная ценность Friday the 13th
. И если вам пришлось познакомиться с топором Джейсона, то после гибели будьте добры десяток минут наблюдать за метаниями своих коллег. Иначе опыт не получите.
Выжившие беззащитны, а Джейсон почти бессмертен (его убийство — самый сложный сценарий победы для подростков), поэтому ни о каком силовом противостоянии маньяку в большинстве случаев речи идти не может. Попали в поле зрения убийцы — остаётся только бежать и прятаться. Множество объектов на локациях интерактивны: мы можем залезть в окно, юркнуть под кровать, затаиться в шкафу. В этих эпизодах мощнее всего выстреливает скудная хоррор-обойма «Пятницы»: когда ты, затаив дыхание, лежишь под кроватью, а в метре от тебя ступают тяжёлые ноги Вурхиза, действительно начинаешь ощущать себя героем-бедолагой из фильмов своего детства.
Вот почему страшные парни в кино всегда знают, где прячется их жертва.
Доживём до понедельника
Игра за Джейсона куда более увлекательна. У маньяка есть способности, которые позволяют почувствовать себя настоящим злодеем — всесильным и непобедимым. Тут и телепортация, и подсветка жертв, и усиление слуха — основного средства нахождения человечины. Громила может разрубать двери, бросать ножики, останавливать машины. Но самое интересное начинается, когда Джейсон выслеживает врага и берёт курс на его уничтожение. Тушка сначала бежит быстрее нашего героя, но силы покидают её, и скоро беззащитное тело, истерично размахивая какой-нибудь сковородой, полным отчаяния взглядом смотрит в глаза своей судьбе…
Пространства для таких весёлых гонок здесь достаточно. Территория локаций довольно большая — её хватает для того, чтобы парочка выживших могла включить стелс-режим, поселиться в деревенских туалетах и заставить Джейсона выть от одиночества. Карт всего несколько, они крайне однообразны и схожи не только по сеттингу (леса и домики), но и структурно. Территориальные различия никак не сказываются на логике геймплея: везде персонажи выполняют одни и те же действия — перебегают из одной постройки в другую в поисках нужных вещей.
Стоит признать, что баланс сил всё же выдержан неплохо. У детишек множество способов противостоять Джейсону. Особенно в группе: при хорошем командном взаимодействии можно быстро отыскать необходимые предметы, а также дать отпор убийце с помощью всяких капканов, бейсбольных бит и даже ружья.
По мере набора опыта игрок открывает новых персонажей, каждый из которых имеет свои характеристики. Кто-то меньше шумит, кто-то сильнее бьёт, кто-то бегает шустрее. Различия не столь существенны, однако для правильного распределения ролей довольно важны.
Ночь, улица, капкан, мачете…
Приблизившись к подростку, Джейсон может схватить его, после чего перед носителем хоккейной маски встанет нелёгкий выбор: что сделать с телом? Изящно расплющить голову, сжечь в камине, расчленить… Анимаций «фаталити» много, а дополнительные приёмчики можно открыть по мере набора очков опыта. А ещё засидевшиеся в Friday the 13th
игроки могут собрать коллекцию Джейсонов из разных частей франшизы, каждый из которых отличается оружием и предпочитаемой казнью. В общем, фансервис обеспечен полностью.
Графическое исполнение в целом не коробит. Но чем дольше играешь, тем больше недостатков подмечаешь. В частности, хуже всего пришлось персонажам: они анимированы из рук вон плохо. Детишки открывают рты, словно щелкунчики, натужно выпучивают глаза, изображая страх, их движения топорны и неуклюжи. Способность Джейсона к телепортации вообще выглядит и ощущается как какой-то баг. Ну неужели нельзя было анимировать момент его исчезновения и появления какой-нибудь вспышкой или дымкой?
Из мёртвой хватки Джейсона почти невозможно освободиться.
И это не тот случай, когда претензии к графике имеют второстепенное значение. В проекте, где всё ориентировано на создание атмосферы, подобным мелочам нужно было уделить максимум внимания. Когда у твоего персонажа настолько холодное выражение лица, что легче поверить в то, что он член команды зомби-подкрепления для Джейсона, а не испуганный подросток, хочется крикнуть шагающему за тобой убийце: «Хорош топорами махать, мы из одной банды!»
***
Friday the 13th: The Game
вышла очень сырой во всех отношениях. Её механика недостаточно интересна и, что ещё хуже, слабо реализована. Игра просто недоработанная, и это ощущается в любом аспекте её дизайна, в отсутствии львиной части необходимого для любого проекта контента. Иногда ей удаётся выдать напряжённые моменты и пощекотать нервы, но большую часть времени геймплей сводится к однообразным и монотонным действиям. Разработчики взялись за очень амбициозную и сложную задачу и провалились.
Плюсы:
фансервис обеспечен на все сто; иногда случаются яркие ситуации.
Минусы:
сырость во всех аспектах; игра вышла явно недоработанной.
Рецензии и награды
Рецензии | |
Сводный рейтинг | |
Агрегатор | Оценка |
Metacritic | (PC) 61/100[2] (PS4) 61/100[3] (XONE) 53/100[4] |
Иноязычные издания | |
Издание | Оценка |
Destructoid | 6.5/10[5] |
Game Informer | 6/10[6] |
GameRevolution | [7] |
GameSpot | 4/10[8] |
GameZone | 5/10[9] |
IGN | 6.9/10[10] |
PC Gamer (US) | 75/100[11] |
Polygon | 4/10[12] |
Игра получила смешанные обзоры. На сайте Metacritic версия для PlayStation 4 и имеет среднюю оценку 61/100[2][3], для Xbox One — 53/100[4].
Рецензент издания GameSpot Питер Браун осудил консольную версию за то, что они «неиграбельны» и раскритиковал малое количество карт и плохую анимацию персонажей[8]. А журналист издания IGN Дэймон Хэтфилд наоборот похвалил элементы во время игры за Джейсона, но при этом раскритиковал геймплей за вожатых[10].
Награды
Список наград и номинаций Friday the 13th: The Game | |||||||
Год | Награда | Категория | Номинант | Результат | Ссылка | ||
2017 | 35th Golden Joystick Awards 2017 | Лучшая независимая игра | Friday the 13th: The Game | Победа | [13] | ||
Лучшая мультиплеерная игра | Friday the 13th: The Game | Номинация |
Примечания
- Friday The 13th: The Game сменила разработчика
- ↑ 12
Friday the 13th: The Game for PC Reviews. Metacritic. Проверено 2 июня 2020. - ↑ 12
Friday the 13th: The Game for PlayStation 4 Reviews. Metacritic. Проверено 2 июня 2020. - ↑ 12
Friday the 13th: The Game for Xbox One Reviews. Metacritic. Проверено 2 июня 2020. - Cooke, Caitlin
Review: Friday the 13th: The Game. Destructoid (June 5, 2017). Проверено 5 июня 2020. - Marchiafava, Jeff
A Killer Formula That Suffers Massive Casualties — Friday the 13th: The Game — PlayStation 4. Game Informer (June 2, 2017). Проверено 2 июня 2020. - Kozanitis, James
Friday the 13th: The Game Review – You Can Run but You Can’t Win. Game Revolution (May 31, 2017). Проверено 31 мая 2020. - ↑ 12Brown, Peter
Friday The 13th: The Game Review. GameSpot (June 2, 2017). Проверено 7 июня 2020. - Onder, Cade
Review: Friday the 13th: The Game is one of the biggest disappointments of 2020 so far. GameZone (May 30, 2017). Проверено 30 мая 2020. - ↑ 12Hatfield, Daemon
Friday the 13th: The Game Review. IGN (June 1, 2017). Проверено 1 июня 2020. - Valle, Tyler
Friday the 13th review. PC Gamer (May 31, 2017). Проверено 31 мая 2020. - Goslin, Austen
Friday the 13th: The Game review. Polygon (June 5, 2017). Проверено 5 июня 2020. - Бунчук, Анастасия
Победители Golden Joystick Awards 2020, которых вы сами же и выбрали (рус.). Stopgame.ru (17 ноября 2017). Проверено 20 ноября 2017.
Примечания[ | ]
- Friday The 13th: The Game сменила разработчика
- Friday The 13th: The Game лишилась прав
- ↑ 12
Friday the 13th: The Game for PC Reviews
(неопр.)
. Metacritic. Дата обращения 2 июня 2020. - ↑ 12
Friday the 13th: The Game for PlayStation 4 Reviews
(неопр.)
. Metacritic. Дата обращения 2 июня 2020. - ↑ 12
Friday the 13th: The Game for Xbox One Reviews
(неопр.)
. Metacritic. Дата обращения 2 июня 2020. - Cooke, Caitlin
Review: Friday the 13th: The Game
(неопр.)
. Destructoid (5 июня 2017). Дата обращения 5 июня 2020. - Marchiafava, Jeff
A Killer Formula That Suffers Massive Casualties — Friday the 13th: The Game — PlayStation 4
(неопр.)
. Game Informer (2 июня 2017). Дата обращения 2 июня 2020. - Kozanitis, James
Friday the 13th: The Game Review – You Can Run but You Can’t Win
(неопр.)
. Game Revolution (31 мая 2017). Дата обращения 31 мая 2020. - ↑ 12Brown, Peter
Friday The 13th: The Game Review
(неопр.)
. GameSpot (2 июня 2017). Дата обращения 7 июня 2020. - Onder, Cade
Review: Friday the 13th: The Game is one of the biggest disappointments of 2020 so far
(неопр.)
. GameZone (30 мая 2017). Дата обращения 30 мая 2020. - ↑ 12Hatfield, Daemon
Friday the 13th: The Game Review
(неопр.)
. IGN (1 июня 2017). Дата обращения 1 июня 2020. - Valle, Tyler
Friday the 13th review
(неопр.)
. PC Gamer (31 мая 2017). Дата обращения 31 мая 2020. - Goslin, Austen
Friday the 13th: The Game review
(неопр.)
. Polygon (5 июня 2017). Дата обращения 5 июня 2020. - Бунчук, Анастасия
Победители Golden Joystick Awards 2020, которых вы сами же и выбрали (рус.). Stopgame.ru (17 ноября 2017). Дата обращения 20 ноября 2020.