Oddworld: Abe’s Oddysee | |
Обложка американской версии игры для PlayStation | |
Разработчики | Oddworld Inhabitants Digital Dialect (PC) Saffire (Game Boy) |
Издатель | GT Interactive |
Часть серии | Oddworld |
Даты выпуска | PlayStation / 19 сентября 1997 11 декабря 1997 DOS/Windows / 31 октября 1997 23 февраля 2001 29 августа 2008 (Steam) 16 декабря 2008 (GOG.com) Game Boy 1998 |
Жанр | платформер |
Возрастные рейтинги | ELSPA: 11+ ESRB: T — Teens OFLC (A): M15+ USK: USK 12[d] |
Создатели | |
Геймдизайнеры | Лорн Лэннинг (директор) Фрэнк Райан (продюсер) |
Технические данные | |
Платформы | PlayStation, DOS, Microsoft Windows, Game Boy |
Игровой движок | A.L.I.V.E. |
Режим игры | однопользовательский |
Носители | CD-ROM, скачиваемый контент |
Системные требования | Pentium 120 МГц, 16 ОЗУ, 4X привод CD-ROM, DOS или Windows 95 |
Управление | клавиатура, компьютерная мышь или геймпад |
Официальный сайт |
Oddworld: Abe’s Oddysee
— приключенческая видеоигра, разработанная студией Oddworld Inhabitants. Представляет собой платформер, внешне весьма, хоть и отдалённо, напоминающий знаменитую игру Prince of Persia 1989 года. Игра выпущена в 1997 году для Sony PlayStation, DOS и Windows. Игра завоевала множество наград[1]. Представляет собой первую часть из так называемой Oddworld Pentalogy, которая должна была иметь 5 частей (в рамках пенталогии также вышли Oddworld: Abe’s Exoddus, Oddworld: Munch’s Oddysee и Oddworld: Stranger’s Wrath). В 2014 году вышло переиздание игры под названием Oddworld: New ‘n’ Tasty! Дата релиза в Америке — 22 июля, в Европе — 23 июля. Игра была полностью переделана, сохранив все до мелочей, улучшив лишь графическую составляющую. Игра стала полностью трехмерной, а видеоролики значительно улучшены.
Сюжет
Персонажи
Abe’s Oddysee содержит только четырёх именованных персонажей. Протагонист игры — Эйб, раб-мудокон, рождённый в неволе, и не знающий богатой истории и культуры своего народа. Ближе к середине игры, Эйб встречается с Элумом, послушным верблюдоподобным существом. Слово «Элум» произошло от английского Mule (мул) при прочтении наоборот. Неизвестно, означает ли Элум имя конкретного существа или всего вида. Изначально Элум и Эйб должны были жить вместе, но впоследствии разработчики сменили концепцию[2]. Ведущей фигурой в игровой истории является Bigface (Большое лицо), шаман мудоконского народа, носящий большую маску из дерева, в честь которой он и назван. Бигфэйс спас Эйба от смерти и отправил его на испытания в священные пещеры Monsaic Lines, чтобы он обрёл духовную мощь и спас мудоконов с фабрики RuptureFarms.
Главный антагонист игры — генеральный директор RuptureFarms глюккон Моллук. Он не гнушается никакими средствами для того, чтобы добиться успеха и получить как можно больше дохода со своей фабрики. Вследствие активного использования диких животных в мясной промышленности их количество сильно снизилось, что и сподвигло Моллука использовать мудоконов для производства недостающего мяса.
История
Действие происходит на другой планете, название которой не сообщается. Её населяет несколько видов разумных рас и различные виды животных. Пищевая компания RuptureFarms, занимающаяся изготовлением мясных продуктов, начинает испытывать трудности из-за того, что поставила на грань вымирания два основных промышленных вида животных — скрабов и парамитов. Ещё один вид — мичей — истребила. В связи с бедственным положением директор Моллук решает начать выпуск нового продукта, и изготовить его предполагается из фабричных рабов. Об этом случайно подслушивает один из рабов — Эйб, главный герой игры. Эйб является «уборщиком высшего класса» и на момент игры завоевал награду «Служащий года»[3]. Его замечают и отправляют за ним вдогонку слига (цепные слизни-киборги). У Эйба не остается выбора кроме как бежать.
Эйб сбегает с территории RuptureFarms. После побега он обнаруживает, что след на Луне в точности повторяет контуры его руки, что возможно указывает на избранность его расы. После этого Эйб падает с уступа, ударяется головой и теряет сознание. В представшем перед ним видении Бигфэйс велит ему отправиться в священные пещеры и храм мудоконов, чтобы укрепить свою духовную силу. Эйб попадает на родину своих сородичей, знакомится с шаманом и узнает, что скрабы и парамиты являются священными животными. Пройдя через испытания в землях тех и других, он получает способность превращаться в Шрайкулла, божественное существо, сочетающее в своём облике признаки парамитов и скрабов.
С этой силой Эйб возвращается на фабрику, останавливает её производство и уничтожает большую часть руководства. В последний момент его ловят, и приходя в себя, Эйб оказывается связанным, а перед ним предстаёт Моллук, и когда он готовится пропустить Эйба через мясную пилу, Бигфэйс обсуждает со свободными мудоконами в Святилище Monsaic возможно ли спасти Эйба.
Концовки
Всего существует две концовки:
- Если Эйб спас 50 или более мудоконов, освобождённые собратья решают ему помочь. Моллука и его помощника убивает магической молнией, а Эйб теряет сознание. К нему телепортируется Бигфэйс и переносит к ликующей толпе мудоконов.
- Если Эйб спас менее 50 мудоконов, его собратья отказываются ему помочь, и Моллук пропускает Эйба через мясную пилу.
Каноничной концовкой, используемой в последующих частях является хорошая (первая) концовка.
Кроме того, если пройти игру идеально и спасти всех 99 мудоконов, то в конце игры Вашему вниманию будет представлена бонусная видеогалерея, в которой можно посмотреть всё видео из игры.
Как пройти задание «Создание возможностей»
Описание квеста
Расположение Демосфена
На локации Большие Афины, прямо рядом с точкой синхронизации, вы можете встретить солдата, который выдаст вам данное задание. Мужчина просит принести ему три печати полемархов Спарты. Полемархи имеются как у Спарты, так и у Афин. Их можно встретить исключительно на территории крепостей. Этих крепостей в игре много, но для конкретных регионов (например, для Аттики) будет около двух или трех. При этом не все крепости Аттики принадлежат спартанцам, а это значит — вам придется искать эти крепости на иных локациях. Зачищать крепости необязательно: используйте Икара, чтобы отметить все цели, затем, как только обнаружите полемарха, убейте его и заберите печать (при обыске тела). Убив трех полемархов и получив столько же печатей, вернитесь к Демосфену, чтобы получить в награду очки опыта, драхмы и «фиолетовые» поножи.
Игровой процесс
Игра представляет собой двумерный платформер. Игровая территория разделена на отдельные экраны, между которыми можно переходить. Для решения разнообразных игровых головоломок главный герой обладает уникальными способностями, такими как: речь, магия, взаимодействие с окружающей обстановкой (рычаги, мины), использование гранат, камней и кусков мяса, которые можно набрать в соответствующих мешочках. Игрок обладает богатым арсеналом движений, он может красться, ходить, бегать, кувыркаться, подтягиваться, прыгать, приседать. Игра обладает инновационным геймплеем, например в игре очень необычный подход к оружию — присутствует большое его количество, но ни одно из них не работает по системе «выстрелил и убил», каждый раз его приходится применять в сочетании с акробатикой, речью или магией. Нужно обманывать противников и знать, в чём конкретно сила и слабость каждого. Также игра имеет отличную графическую составляющую, опередившую своё время, и большое количество видеовставок.
В игре отсутствует игровой интерфейс. Информация может поступать к игроку различными способами: инструкционные экраны, которые могут быть активированы игроком, прокручивающиеся на заднем фоне сообщения, светлячки, которые могут быть активированы медитацией, наскальные рисунки с подсказками, речь персонажей. У персонажей отсутствуют очки жизни, получение ущерба означает немедленную смерть. Единственное исключение — пчёлы, они убивают игрока только после определённого числа укусов. После смерти главный герой превращается в кучку разлетающихся в разные стороны птиц, которые слетаются в ближайшей контрольной точке и главный герой восстанавливается. При этом весь несохранённый прогресс сбрасывается (убитые враги, спасённые мудоконы и так далее).
Игрок может захватывать медитацией врагов (слигов) и управлять ими. Во время захватывания Эйб становится уязвимым, так как им нельзя управлять, поэтому перед медитацией нужно оказаться в недоступном противнику уголке экрана. Кроме того, враг может убежать за экран и таким образом избежать своей участи. Захваченный слиг может бегать, дёргать рычаги, убивать других противников, открывать голосовые замки, командовать слогами (аналоги собак), но не может прыгать, карабкаться и совершать какие-либо другие акробатические движения. После использования слига можно вернуться в своё тело, при этом слига разорвёт на куски.
Рабов-мудоконов можно спасать через птичьи порталы с помощью медитации — все мудоконы, которые присутствуют на экране и находятся на том же уровне, где и портал, побегут к своему спасению. Между порталом и мудоконами не должны присутствовать ямы, ловушки и мины, так как это будет означать для них смерть. Спасать мудоконов для прохождения игры не обязательно, но для того чтобы получить хорошую концовку, надо спасти, как минимум, 50 из 99 мудоконов, множество из которых спрятано в различных секретных локациях.
По ходу игрового процесса, пройдя царства священных животных Скрабинию и Параманию игрок получит от шамана особую способность — превращаться в полубожественное существо Шрайкулла. Чтобы вновь получать эту возможность по ходу игры, нужно одновременно привести определённое количество мудоконов в особый портал, обозначенный цифрой (необходимое количество мудоконов). Получив «заряд» Шрайкулла, игрок может использовать его один раз на противниках (игра дает недвусмысленные подсказки, где именно это необходимо сделать). Превратившись в Шрайкулла, Эйб уничтожит всё враждебное на экране, после чего вернется в нормальный облик мудокона.
Созданный для игры движок называется A.L.I.V.E. (Aware Lifeforms In a Virtual Environment). Он был высоко оценен за его реалистичность и искусственный интеллект противников[4].
Игровая речь
Игрок обладает уникальной возможностью общаться с игровыми персонажами. Нажатие соответствующей кнопки заставляет героя игры произнести короткую фразу или звук (например, свист), которую слушают другие персонажи. С помощью речи можно управлять дружественными мудоконами, заставлять их идти за вами в другую локацию или ждать в определённой точке. Когда вы управляете слигом, вы можете привлекать внимание других слигов, управлять слогами, заставляя их атаковать противников или просто следовать за вами. Эйбом вы можете общаться со свободными мудоконами (вне фабрики) и произносить пароли, чтобы пройти дальше или чтобы получить определённые способности. Одновременно можно общаться только с одним существом.
Враги, союзники, дикие существа
Основными союзниками для вас являются мудоконы. Мудоконы — гуманоидные существа. Они бывают либо рабами на фабрике, которые слушают игрока, либо свободными коренными жителями своих земель вне фабрики, которые оказывают различную помощь игроку. Свободные мудоконы вооружены рогатками, которые смертельны для игрока. С ними можно начать общение и скопировать серию издаваемых ими свистов, после чего они либо пропускают вас дальше, либо оказывают какую-либо иную помощь. Также среди дружественных персонажей есть Элум, двуногое подобие верблюда, которое можно оседлать. Элум обладает хорошей скоростью и может совершать длинные прыжки. Если спешиться с Элума, он начнёт за вами ходить, пока вы не прикажете ему остановиться. Элум отказывается слушаться ваших команд, если обнаружит поблизости мёд, который он начинает активно поедать. Отвлечь Элума от мёда можно только дикими пчёлами. Они не убьют животное, а только заставят убежать подальше, после чего улетят. Элума можно найти только в определённых локациях, где его можно вызвать звонком в специальный колокол.
Враги в игре, в основном, представлены слигами — существами, похожими на моллюсков с кибер-протезами ног и вооруженных автоматическим оружием. Слиги — единственные существа в игре, которых можно захватывать с помощью медитации. Слиги плохо видят в темноте, что позволяет прятаться от них в тёмных местах. Компаньонами слигов являются слоги — двуногие собакообразные существа, также являющиеся врагами игроку. Слиги командуют слогами и могут заставлять их атаковать других существ. Как и слигов, так и слогов, можно застать спящими, что позволяет незаметно прокрасться около них на цыпочках. Враги могут быть разбужены шумом (взрывы, шаги, речь), либо по игровому триггеру. Некоторые враги спят даже если бегать возле них.
Глюкконы представляют собой главных злодеев. Это высокие существа с головами, похожими на тело осьминога, скрывающие своё тело плащом. Они обладают рудиментарными ногами, и их функцию выполняют руки. Глюкконы в игре находятся на руководящих ролях, они являются крупнейшими капиталистами, владеют фабрикой RuptureFarms и являются хозяевами слигов и рабов-мудоконов. Глюкконы появляются в основном в видеовставках, единственный момент в игре, где их можно увидеть и убить — финальная сцена в зале заседаний.
Дикие животные состоят из скрабов и парамитов. Скрабы — высокие хищные пустынные животные. Они очень территориальны и атакуют любое живое существо, которое заметят. Встретившись друг с другом они устраивают битву, в которой выживает только один из скрабов. Во время их битвы можно безопасно бегать по локации. Парамиты — стайные охотники, живущие в тёмных пещерах лесных регионов. По одиночке они трусливы и убегают от своих противников. Будучи зажаты в угол, яростно защищаются. Если же их больше одного, то они начинают активно атаковать игрока. Парамитов можно отвлечь брошенным куском мяса.
Какая игра из серии Oddworld будет следующей?
В то время, как ремейк самой первой игры Oddworld: Abe’s Oddysee под заголовком New n’ Tasty делает первые робкие шаги в студии Just Add Water, журналист портала VG247 Дэйв Кук поговорил с лидером студии Стюартом Гилрэем и узнал, какая игра будет следующей.
Будь то кризис на мировой бирже или падение доллара, но оригинальная квинтология (пенталогия) Oddworld, задуманная Лорном Лэннингом и Шерри МакКеной, так и не была закончена. После закрытия собственной студии Oddworld Inhabitants в 2005 году казалось, что невыпущенные игры Squeek’s Oddysee, The Brutal Ballad of Fangus Klot и Hand of Odd потеряны навсегда. Но на самом деле эти «потерянные» проекты существуют в той или иной форме — на бумаге в виде записей и зарисовок Лорна, которые пережили трудные для бренда годы.
На первом Xbox существует работающий прототип The Brutal Ballad of Fangus Klot, для Hand of Odd написан огромный дизайн-документ, а остальные игры и план развития серии более-менее уложены ровными слоями в креативной голове Лорна Лэннинга.
Теперь, когда разработка игр Oddworld переместилась из Америки в Великобританию, а студия Just Add Water делает успехи на пути улучшения и переиздания старых игр серии, разработчики JAW приближаются к той точке, в которой все было брошено оригинальной командой разработчиков, и пытаются ответить на вопрос «Что дальше?».
Этот вопрос был задан главе студии JAW Стюарту Гилрэю:
«Ну, у нас есть достаточно объемный документ по Hand of Odd, а также ранний билд The Brutal Ballad of Fangus Klot для Xbox, который запускается и резво бегает. Несколько сотрудников студии знают историю появления Сквика и ключевые события игры про него, так что все более-менее в порядке.
Я бы многое хотел вам рассказать. Одна из тех вещей, которую я хочу все время донести до Лорна — нельзя раньше времени раскрывать все карты и сообщать людям больше, чем им следует знать. Дело в том, что такую информацию можно использовать в качестве инфоповода и поддержки промо-кампании перед выходом будущей игры. К слову, вы увидите эту тактику в действии, когда до выхода New’n’Tasty останется не так много времени.»
New n’ Tasty выглядит отлично даже на той стадии, на которой Дэйв играл в нее в конце 2012 года: помимо великолепной HD графики 2.5D ремейк также имеет несколько тузов в рукаве. Можно с уверенностью сказать, что Oddworld вернулся и на этот раз намерен остаться.
Успех по возвращению игровой серии так вдохновил команду Гилрэя, что они разместили на своем сайте голосование за следующую игру. Результаты были ошеломляющими: первым был HD-ремейк второй игры Abe’s Exoddus, затем шла абсолютно новая игра, и только потом Fangus Klot, Squeek’s Oddysee и Hand of Odd. Это голосование не было создано просто ради развлечения фанатов.
Как объясняет Гилрэй:
«Результаты были впечатляющими, но кое-что в них было очень неожиданным для нас. Сюрпризом стало то, что Squeek’s Oddysee не поднялся в топ, хотя для этого есть все предпосылки. Успех Exoddus был для нас ожидаем, но мы не думали, что игра наберет столько голосов.»
Недавно в сети появилась противоречивая информация о том, что будто бы разработчики не владеют правами на издание и исходным кодом первых двух игр. Стюарт с радостью прояснил ситуацию:
«У нас есть исходный код для Abe’s Oddysee и Abe’s Exoddus, однако нет финальных кодов Oddysee для PSOne и PC. С Exoddus тоже все не так гладко — есть финальный код для PC, но нет кода для PSOne. В общем, полный винегрет!
У нас также есть все те утилиты и инструменты, которые использовались при создании оригинальных игр, но мы значительно их улучшили и внесли некоторые приятные изменения в игру. Например, теперь охранник-слиг снова может заснуть, если вы скроетесь от него и будете вести себя тихо.
Самый большой вызов — передать ремейку ту же атмосферу, что есть в оригинале. Некоторые поклонники недавно разразились комментариями в духе «Они убрали весь мрачняк», так вот уверяю вас — все осталось на своих местах, мы даже кое-где повысили градус мрачности. Просто пока не можем показать эти локации.»
Разработчики JAW значительно расширят оригинальный Abe’s Oddysee и заполнят разнообразные пробелы, которые возникли в связи с техническими ограничениями. Зная, что в руках команды исходный код, можно не волноваться, что история повторится, и игровая серия снова будет заброшена.
Гилрэй поясняет:
«Теперь Oddworld Inhabitants владеют всеми правами на свою интеллектуальную собственность! Даже версии игр для PSOne, которые раньше находились в руках издателей теперь принадлежат Oddworld Inhabitants. Они потратили несколько лет, выкупая права и дожидаясь, пока срок лицензии не закончится сам по себе, чтобы забрать принадлежащее им по праву.
Единственная вещь, которая находится вне нашей юрисдикции — физические копии игр на Амазоне и других сайтах. Покупая наши игры там, все деньги игрок передает Амазону, а нам не достается ни цента. Поэтому мы уповаем на цифровую дистрибуцию и поддерживаем всех, кто решил поддержать нас таким способом.»
С таким карт-бланш на руках разработчики вольны поступать дальше с наследием 90-х, как им заблагорассудится, но наиболее логичным шагом кажется выпуск ремейка Oddworld Abe’s Exoddus.
Стюарт соглашается: «Эту игру будет намного проще сделать, если учесть, что Exoddus это расширение Oddysee, так что нам лишь на руку желания игроков. Интересно, что по прошествии лет мы сталкиваемся с той же проблемой, которая возникла в 97-98 годах — создать еще одну игру на основе уже имеющегося движка и имеющейся игры.»
Желания игроков по созданию совершенно новой игры в серии также были учтены, и Стюарт намекнул, что у Лорна полно идей на этот счет:
«Мы нашли в его записях по-настоящему сумасшедшие идеи, а в его голове их еще больше!»
Напоминаем, выход ремейка Oddworld: Abe’s Oddysee New n’ Tasty запланирован на ноябрь этого года. Игра выйдет на PS3, PS Vita, PC, XBLA.
Примечания
- Oddworld: Abe’s Oddysee Awards
- Ballistic Publishing, The Art of Oddworld: The First Ten Years 1994—2004
, page 46 - Oddworld: Abe’s Oddysee game manual
- Oddworld: Abe’s Oddysee Review for PlayStation — GameSpot
- Тимур Хайдапов.Oddworld: Abe’s Oddysee
(рус.) // «Навигатор игрового мира» : журнал. — 1998. — Январь (№ 01 (009)). — С. 84—85. — ISSN 1680-3264. - Сергей Овчинников.
Обзор
Oddworld Abe’s Oddysee
(рус.) // Страна игр : журнал. — Gameland Publishing, 1997. — Октябрь (№ 09 (17)). — С. 52—54. — ISSN 7157-1000.
Почему разработчик снова выпускает чудо
В первую очередь, разработчики сосредоточились не на возможности срубить деньги по-быстрому с помощью F2P и других механизмов, а на самой игре.
Они поставили перед собой цель — сделать максимально интересный проект для пользователя.
«…мы сосредоточили свое внимание на том, чтобы мир Alto’s Odyssey был настолько волшебным, насколько это вообще возможно…» (Райан Кэш, основатель Snowman, в интервью Red Bull)
Они не стремятся к быстрой выгоде, они создают долгоиграющую вселенную, которая будет продолжать развиваться и в будущем.
«Alto’s Adventure стала началом целой истории для наших персонажей, которую мы сможем рассказывать на протяжении долгих лет».
Игра выглядит бесподобно, у нее отличное музыкальное сопровождение и даже особый режим дзена, который предлагает бороздить ее просторы без ограничений.
И это чистокровный премиум, в котором нет даже намека на встроенные покупки. Словом, мастхэв!
⛷ Alto’s Odyssey в App Store (379 руб.)
Рейтинг поста:
(
5.00 из 5, оценили: 3)