Сюжет
Сюжет игры в некоторой степени созвучен истории Фауста. Разочарованный в жизни Генри Стоф (Henry Stauf – анг., Faust – анаграмма для Stauf), живущий в 1935 году в одном городе, заключает соглашение с чертом, представленным в игре Голосами. Генри – мастер по изготовлению игрушек. Дети, получившие в подарок игрушку от Генри, заболевают и умирают от неизвестного и неизлечимого вируса. Согласно договору с чертом, Генри получает от него вдохновение для своих игрушек, взамен чего нечистый забирает души детей. На окраине города чудаковатый мастер игрушек построил себе виллу, в которую однажды приглашает шестерых гостей.
Гости – это Мартин Бурден, бывший певец, Эдвард и Элинор Нокс, недовольная пара средних лет, Джулия Хейн, вспоминающая свою юность, Брайан Даттон, владелец магазина, и Гамильтон Тэмпл, профессиональный фокусник. Прибыв в особняк, они не находят в доме его хозяина. Вместо этого их глазам открывается инструкция, в которых Стоф просит гостей остаться на ночь и разгадать загадки, обещая исполнения самых заветных грез.
Разгадывая загадки, гости должны найти спрятавшегося в доме мальчика Теда. Злые намерения Стофа постепенно открываются каждому из гостей. Стофф ищет ребенка, которого он хочет превратить в куклу и завершить, таким образом, договор с чертом. Взрослые пытаются спасти мальчика. Но конфликты между гостями приводят к тому, что в живых из них не остается никого… Вся игра происходит от первого лица. Главный герой, в роли которого мы выступаем, это персонаж по имени Эго. Исследуя дом, Эго воскрешает картины прошлого, заманивая игроков все глубже в загадочный особняк…
Полное прохождение. Юлия Семёнова (julia-10), Перепубликация — только с согласия автора и Questzone.ru. 1 Esc — меню. Инвентаря нет. В меню есть карта дома, решенные головоломки в ней отмечаются. В библиотеке лежит книга с подсказками. Если вы не можете решить головоломку, можно сначала получить две подсказки, а на третью загадка будет автоматически решена. Игра нелинейная, головоломки можно решать в произвольном порядке. Головоломки отмечаются черепом с бегающими глазами. Курсор во время решения головоломки превращается в глаз. Если курсор во время решения головоломки превращается во вставную челюсть, у вас есть выбор между двумя ходами. Если вы делаете ошибку, половина головоломок перезапускается сначала. Если вы сами хотите перезапустить головоломку или решить ее позже, отодвиньте от нее курсор, чтобы из глаза он превратился в череп. Курсор — рука скелета указывает направление. Неправильное действие — рука машет слева направо. Маска и вставная челюсть — ролик. В замок Стаффа приезжают 6 гостей. Им предлагают поиграть в игру и разгадать все головоломки, но из замка выйдет только один — тот, кто решит все головоломки и найдет 7-го гостя.
1. Первый этаж, Столовая, головоломка с тортом.
Необходимо поделить торт на 6 одинаковых частей. В каждом куске должно быть два надгробия, два черепа и один пустой квадрат. Все части в одном куске должны соприкасаться друг с другом хотя бы одной стороной. Одно из решений:
2. Первый этаж, Библиотека, головоломка с телескопом.
Необходимо составить фразу, последовательно переходя по перемычкам между буквами. Используются все буквы. Первую букву игра подсказывает — появляется курсор в виде глаза.
Решение: Этот путь ведет в никуда
3. Первый этаж, Кухня, головоломка с банками.
Необходимо составить фразу, переставляя банки. Используются все банки.
Решение: Тут тесно темно верное место ворот смерти
Все остальные двери на первом этаже пока недоступны, поэтому поднимаемся наверх.
4. Второй этаж, Красная спальня, головоломка с ковром.
Необходимо составить фразу из всех букв и знаков препинания. Ходить можно только через 3 или 5 клеток. Первую букву игра подсказывает — появляется курсор в виде глаза. Ходить можно и вперед, и назад, между словами ставить «*».
Решение: Не*везет*мне*в*смерти*повезет*в*любви
5. Второй этаж, Коричневая спальня, головоломка со слонами.
На ковре изображен лабиринт, по которому вы скоро пойдете. Рядом находится головоломка со слонами. Необходимо поменять местами белых и черных слонов, причем надо ходить так, чтобы слон при перемещении не попадал под бой слонов противоположного цвета. Нумеруем квадраты на доске снизу вверх от 1 до 4, слева направо от А до Е, т.е.
A4 B4 C4 D4 E4 A3 B3 C3 D3 E3 A2 B2 C2 D2 E2 A1 B1 C1 D1 E1 Решение: A2-B3, E2-D3, D3-B1, B3-D1, E4-D3, D3-C4, B1-A2, D1-C2, C2-E4, C4-E2, A2-C4, E4-B1, A4-C2, C2-E4, E2-D1, C4-B3, B3-A4, B1-D3, D1-B3, B3-A2, D3-E2, A3-B2, E3-D2, D2-B4, B2-D4, E1-D2, D2-C1, B4-A3, D4-C3, C3-E1, C1-E3, A3-C1, E1-B4, A1-C3, C3-E1, E3-D4, C1-B2, B2-A1, B4-D2, D4-B2, B2-A3, D2-E3
6. Второй этаж, Синяя спальня, головоломка с сердцем.
Необходимо провести кровь от сердца через лабиринт, открывая или закрывая перемычки. Можно использовать не все перемычки.
Одно из решений:
7. Второй этаж, Бильярдная, головоломка с ферзями.
Необходимо установить восемь ферзей так, чтобы они не били друг друга. Ферзей на доске нет, надо нажимать на доске на квадраты, куда вы их хотите установить.
Нумеруем квадраты снизу вверх и слева направо от 1 до 8.
Одно из решений: 1-4 (нижняя строка, четвертый столбец), 2-2, 3-7, 4-3, 5-6, 7-1, 8-5
Прыгаем в бильярдную лузу и попадаем на Кухню.
8. Первый этаж, Кухня.
Головоломка состоит из двух частей — пятнашек и лабиринта. Пятнашки:
Одно из решений: 1-4-5-6-3-2-1-4-5-2-1-4-5-6-3-2-1-4-5-2-1-4-5-6-3-2-1-4-5-6-3-2-1-4-5-6-3-2
Лабиринт: Сначала идем до пятого поворота направо, на левые повороты не обращаем внимание. Далее — прямо мимо перекрестка, направо, направо, направо, налево, направо, прямо мимо перекрестка, направо, налево. Попадаем на лестницу.
9. Лестница, головоломка с гробами.
Необходимо закрыть все гробы. Прохождения не существует, загадка генерируется случайным образом.
Пронумеруем гробы слева направо и сверху вниз. Если открыть или закрыть гроб 1, то меняются 2, 4, 5. Если открыть или закрыть гроб 3, то меняются 2, 5, 6. Если открыть или закрыть гроб 7, то меняются 4, 5, 8. Если открыть или закрыть гроб 9, то меняются 5, 6, 8. Если открыть или закрыть гроб 4, то меняются 1, 7. Если открыть или закрыть гроб 8, то меняются 7,9. Если открыть или закрыть гроб 6, то меняются 3, 9. Если открыть или закрыть гроб 2, то меняются 1, 3. Если открыть или закрыть гроб 5, то меняются 2, 4, 6, 8.
Старайтесь симметрично закрывать или открывать гробы. Когда все будет правильно, после ролика нажмите на череп и идите в Библиотеку. Посмотрите еще один ролик и заберитесь в камин. После лабиринта на втором этаже доступны все ранее закрытые комнаты.
1
The 7th Guest: Дом с привидениями четверть века спустя
Первая половина девяностых годов – «золотой век» для многих жанров компьютерных игр. Авторы ещё не боялись смелых экспериментов, развитие графических технологий позволило достичь новых высот по визуальной части, обозначаемых аббревиатурой «FMV», а появление нового вида носителя CD-ROM позволило решить вопрос с отведением места для сотен мегабайтов этого внешнего великолепия с полной его озвучкой. The 7th Guest стала одной из первых и знаковых CD-игр с использованием видеофрагментов с оцифрованными актёрами, наложенных на трёхмерные интерьеры, пусть и демонстрировавшиеся в дискретно-пререндеренном виде, – и всё это в чистом DOS и на процессоре уровня 386. Появление «юбилейного» переиздания этой игры – хороший повод для ностальгии; правда, если быть точным, то со времени её выхода исполнилось уже не 25, а 26 лет, – но не будем придираться к округлённому подзаголовку.
Жанр Адвенчура / Головоломка Платформы Windows Разработчик Trilobyte Games / MojoTouch Издатель MojoTouch Страничка в Steam Страничка в GOG
Оригинальная «The 7th Guest» была создана двумя молодыми на то время программистами-энтузиастами, Грэмом Девайном и Робом Ландеросом, уволившимися ради такого дела из компании Virgin и основавшими собственную студию, Trilobyte. В качестве соавтора сценария был приглашён опытный уже писатель Мэтью Костелло, работавший в жанре «ужастиков», – в итоге вышедшая в 1993 году игра пусть и не стала легендой и родоначальником поджанра, как её сверстник «Myst», но всё же разошлась тиражом в несколько миллионов экземпляров, снискала как популярность среди игроков, так и похвалы критиков, а также получила полноценное продолжение «11th Hour», вышедшее уже на четырёх CD вместо двух, и духовного последователя, «Clandestiny». После этого пути авторов разошлись: Девайн перешёл в небезызвестную id Software и занялся разработкой «Quake III: Arena», тогда как Ландерос основал студию Aftermath Media и выпустил дорогостоящий (но не очень-то успешный) интерактивный фильм «Tender Loving Care».
Спустя много лет, в 2010 году, второй из пионеров-основателей воссоздал компанию Trilobyte Games, – но занимается с тех пор исключительно воплощением «The 7th Guest» в настольном виде. Тем временем эта игра продолжает вдохновлять не только Роба Ландероса: вот уже не менее пятнадцати лет группа любителей работает над созданием «фанатского сиквела» «The 13th Doll» (выход которого пока что намечен на это лето), а израильская компания MojoTouch, специализирующаяся на мобильных портах и выпустившая год назад «Simon the Sorcerer: 25th Anniversary Edition», а несколькими годами ранее – Android-эксклюзив «The 7th Guest. 20th Anniversary Edition», решила представить и «The 7th Guest: 25th Anniversary Edition» – теперь уже на настольных платформах. Пожалуй, ожидающие полноценного ремейка или хотя бы масштабной авторской переделки на манер «Full Throttle Remastered» [https://itc.ua/articles/full-throttle-remastered-bayker-iz-90-h-v-xxi-veke/] будут разочарованы: перед нами всего лишь немного улучшенное переиздание оригинала, запускающееся на том же самом движке посредством интерпретатора ScummVM и отличающееся некоторыми усовершенствованиями в области интерфейса, музыкального сопровождения (на выбор – три варианта: обновлённый оркестровый саундтрек в лучшем качестве, исходный звукоряд и просто частотный синтез AdLib) и, в меньшей степени, графики (где все новшества сводятся к опциональному использованию фильтров сглаживания и масштабирования).
Напомним вкратце сюжетную завязку игры: некто Генри Стаф, бывший где-то в начале ХХ века бездомным бродягой, после совершённого им убийства встречной женщины неожиданно обретает необыкновенный талант к созданию кукол и игр-головоломок. Быстро разбогатев, он строит себе огромный особняк, наполненный загадками и ловушками, – но после того, как дети, которым покупали его игрушки, вдруг стали по непонятным причинам умирать, Стаф закрывает свой магазин и покидает дом. Последний оказывается заброшенным и овеянным самой дурной славой, однако ближе к концу 1930-х шестеро самых разных гостей входят в его двери – и исчезают там навсегда. Трудно сказать, за кого именно будем играть мы, – ибо перспектива здесь от первого лица, то есть «из глаз» невидимого протагониста, – и даже когда именно происходит это действие, в середине или в конце прошлого столетия, – но и нам предстоит попытаться разгадать все тайны и головоломки Стафа, которыми тот напичкал свой особняк, попутно встречаясь с призраками как самого хозяина, так и шестерых его посетителей, – а также и наиболее загадочного, седьмого гостя.
Игра встречает нас обновлённым главным меню, стилизованным, подобно оригинальному, под доску Уиджа для общения с духами. Сразу стоит выбрать один из поддерживаемых языков, среди которых значится и русский, причём с полной озвучкой: издатели просто-напросто воспользовались пиратской локализацией начала 1990-х, которая, впрочем, отнюдь не дурна по своему качеству. Помимо английской и русской доступны французская и немецкая полные версии, а также несколько вариантов субтитров: последних в оригинале не было ни в каком виде, и это одно из немногих – и очень даже приятных – реальных нововведений «25th Anniversary Edition». Управление также предлагается в двух вариантах, «классическом» и обновлённом, а точнее сказать – упрощённом, в виде фиксированного на точках интереса курсора: советуем выбрать оригинальный режим, в котором этот последний, стилизованный под руку скелета, свободно перемещается по экрану, призывно маня указательным пальцем при возможности переместиться на следующую локацию, а также принимая формы сценической маски (для просмотра FMV-сценки с призраками кого-то из шести наших коллег по несчастью), лязгающей челюсти (в случае присутствия поблизости чего-то странного и сверхъестественного, – как правило, визуализирующегося в итоге более кратким вставным роликом) или просто глазастого черепа – для доступа к одной из многочисленных головоломок.
В любом случае полезные обновления интерфейса отображаются значками по углам экрана: слева внизу это часы, позволяющие прокрутить любой из видеофрагментов или реплик невидимого призрака, – данное действие дублируется также и нажатием «пробела»; в остальных случаях упомянутая клавиша отвечает за подсветку на экране активных точек, – ту же функцию выполняет иконка очков справа вверху; миниатюрная доска Уиджа в левом верхнем углу вернёт нас в главное меню; ну а символ карты внизу справа – для доступа к которой в версии 1993 года нужно было выходить из игры – развернёт перед нами план этажей особняка Стафа с помеченными на нём доступными и уже «освоенными» нами помещениями.
Всего в «The 7th Guest» нас ожидает двадцать с лишним и комнат, и головоломок. Поначалу открыты всего две из них, но по мере решения загадок мы становимся свидетелями новых драматических (а то и пугающих: как-никак, классическая хоррор-тематика «дома с приведениями» обязывает) сценок – и получаем доступ к новым и новым помещениям. Разумеется, самое интересное здесь всё же не «мистический» сюжет, который и не отличается особой глубиной, а те самые головоломки – разнообразные как и по сложности, так и по типу. Привычные «пятнашки» нескольких видов, лабиринты, шахматные задачки, исполнение мелодии из восемнадцати нот на фортепиано путём воспроизведения по памяти нажимаемых призраком одной за другой клавиш, логические комбинаторные загадки, составление английских слов из перепутанных букв… Пожалуй, сегодня все эти вещи оказываются столь же увлекательными, как и двадцать пять с лишним лет назад, несмотря на не самый современный внешний вид. При этом некоторые из них, вроде игры в шарики (подобие «Реверси») с крайне продвинутым искусственным интеллектом, оказываются вовсе и не обязательными для прохождения, – а некоторые подсказки можно при желании получить у Стафа в библиотеке (правда, рискуя при этом получить не самую оптимальную «концовку»).
Стоит также добавить, что в качестве дополнения к «25th Anniversary Edition» прилагаются различные бонусы, включая удалённые сцен и реплики, 15-минутный фильм о создании игры, текст романа Мэтью Костелло на тему её сюжета в формате EPUB, оригинальный сценарий, все руководства и собственно исходную версию игры для Windows, MacOS и Linux, ранее продававшубся и в Steam, и в GOG, но ныне доступную лишь в качестве бесплатного дополнения к переизданию (и только на английском языке). Да, особыми новшествами «The 7th Guest: 25th Anniversary Edition» похвастаться никак не может, – но для тех любителей головоломных адвенчур, которым не довелось провести часы и дни в особняке Стафа в начале 1990-х, его выпуск может оказаться хорошим поводом познакомиться с классикой жанра.
4
Оценка ITC.UA
Плюсы: Улучшенные интерфейс и музыкальное сопровождение, наличие субтитров
Минусы: Отсутствие графических новшеств сравнительно с 1993 годом
Вывод: Классика практически не стареет!