Азиаткий геймдев – чудо, которое понять может далеко не каждый. Странные проекты, совершенно не похожие на игры, зубодробительный хардкор наряду с беспощадным гриндингом, миниатюрные девочки в лифанах и трёхметровым мечом наперевес и эксклюзивы, которые вы больше нигде не увидите. И в тоже время, культовые серии с огромными человекоподобными роботами и Tactical Espionage Action, тазовое жжение из-за утерянных душ и хамоватый охотник на демонов доказывают, что Азия не прочь побаловать и остальной мир своим нестандартным подходом к играм. На iOS порты с PlayStation Portable появляются редко, да и на моей памяти остались лишь два леговских Гарри Поттера да довольно посредственный GTA: Chinatown Wars, вышедший уже бог знает когда. В свете такой ситуации, никто не ожидал порта «psp-шной» инкарнации одной из самых популярных франшиз внутри самой Азии… Monster Hunter Freedom Unite
влетела в AppStore, словно виверна в окно хрущёвки – внезапно и ошеломляюще. Повторюсь, что в странах со странным алфавитом в Monster Hunter (Wii, WiiU, 3Ds) режутся все – школьники, школьницы, домохозяйки, хикки, бородатые дядьки, тентакли, ниндзи, суши, все без исключения. Первая часть вышла ещё в 2004 году на PS2 и с тех пор игра совершенно не менялась, лишь обрастала всякими рюшечками – косметическими и геймплейными. И вот, одна из частей столь необычного тайтла добралась и до экранов iPhone с iPad.
Нокаут в снегах
Сюжет MHFU прост, как бетонная стена – якобы, давным-давно, жили бок-о-бок с людьми кровожадные монстрюги всех мастей. Ясное дело, что ящерки с вивернами и прочими драконами были совсем не прочь полакомиться стадами будущей еды для какой-нибудь деревеньки, а то и самими её жителями, как бы последние не старались кровожадов избегать. Конечно-же, на любое действие находится противодействие и им стали храбрые, но жадные охотники, которые за определённую плату могли не только пищи селянам найти, и мелкую шваль на холодец порубить, но и забраться куда-то высоко в горы и попытаться зарубить какого-то слюнявого ящера, регулярно набегающего на местные «корованы». Со временем, такие охотники стали неотъемлемой частью местного социума и карающей дланью Матушки-природы, усмиряющей слишком наглых её отпрысков.
И вот, вступительный ролик покажет нам сначала будни успешного охотника, а потом – будни полной его противоположности, затерявшейся в горах и получившей не иллюзорных от Тигрекса – дракона c трёхэтажку размером. Брошенного помирать на холоде, нашего героя случайно находит охотник-пенсионер из горной деревни Покке, который сообразил, что хватит уже ему самому впахивать за горцев, пусть вон замёрзший молодняк попотеет. Дав недельку на отходняк, ветеран ставит нашего паренька (или девушку, в зависимости от предпочтений игрока) перед фактом, что теперь он должен охранять беззащитных стариков и детей от всякого рода тираннозавров. В принципе, на этом вся сюжетная линия MHFU и заканчивается, но здесь не она важна…
Ну чем не Скайрим? Пройдя краткое обучение владению 11-мя видами оружия (включая совершенно уникальные, как горн, поражающий нотами и массивнейшую Царь-пушку, которая складывается пополам) игрок будет готов к прорубанию сквозь орды злой живности. Вернее сказать, будет так думать. До первого же босса.
Действительно, MHFU довольно хардкорная игра и требует недюжинной отдачи. Чтобы быть готовым нашинковать парочку горных велоцирапторов, перед отправлением на квест нужно облазить крохотную деревеньку с целью закупки полезными зельями, амуницией, расходниками, тёплым чайком для похода в горы или освежающим Mountain Dew для прогулки по пустыне. Неплохо так же несколько раз заново пройти обучение с некоторыми видами оружия. К слову, разнообразно оно здесь не только на вид, но и кардинально отличается в обращении. Меч и щит – самое банальное, средняя скорость и неплохая защита; Огромный кусок железа, который еле умещается за спиной протагониста (он же Greatsword) – очень медлительный, поэтому универсальным оружием быть не может, но наносит просто колоссальный урон; молот – отличная штука, довольно быстрый (в сравнении), к тому-же оглушает. Всё описанное выше просто лишь на словах, на деле же всё гораздо хуже– иногда даже охота на травоядных превращается в мучение из-за неправильного выбора оружия или клешней. Поэтому новичку довольно трудно быстро сориентироваться в здешней боёвке – ведь важно не только то, чем ты машешь перед носом древних драконов, но и как. Каждое оружие имеет собственные комбо-удары, совмещая которые с беспрерывными перекатами можно попробовать заковырять очередного супостата.
Две игры для PSP. Первая вне Японии не издавалась, и включает в себя англопатч и текстуры из PS3-версии, так что на реальной PSP запустить можно даже не пытаться, только эмуляция, только хардкор. Для не знающих:
Планета Минегард была населена весьма продвинутыми людьми и весьма смертельно опасными драконами и вивернами. Где-то рядом ещё ошивались длинноухие виверниане и целая куча разновидностей всяких полуросликов, самой распространенной из которых является котики, но не об этом речь. Драконы с людьми успешно довели друг друга до грани полного уничтожения, так что теперь дракона днём с огнём не сыщешь, а люди ходят в шкурах по деревнькам. Мы играем за одного из потомков генномодифицированных драконоборцев, способных не получать урона от падения, использовать оверсайзед оружие, съедать 10 кило мяса за секунды и падать на кровать со звуком мешка кирпичей. И мы — новичёк в своем деле, буквально в нижнем белье сменяем уходящего на пенсию охотника на посте сторожа деревни. И вы будете убивать монстров, делать из них костюм и оружие, чтобы убивать ещё более крупных монстров. Если у вас есть друзья, то делать это вы будете в компании до 4х человек, а если вы, как я, то в компании кота/двух(зависит от игры).
Геймплейно это — дарк солс, но с чуть более стеснёнными опциями передвижения. То есть, монстр делает медленные анимации атаки, в которые мы должны втыкать свои медленные непрерываемые анимации атаки. Иногда — делать медленные непрерываемые анимации заточки, съедания барбекю или выпивания поушенов. Оружий целых 12, и особенностей у всех достаточно, консультации умелого охотника и ютуба строго рекомендованны.
Сюжет немного в наличии, но старается процессу не мешать. Диалоги написаны весело, дают полезные советы и немного освещают мир, рекомендую. В общем, процесс однообразный, но выполнен чертовски хорошо. С какой начинать — интересный вопрос. Юнайт — вторая часть, состоит на 50% из новых, интересных монстров, а остальное — кривые монстряки из первой части с легендарно сломанными хитбоксами. Ещё с самого начала игры есть гриндовые моменты, монстры бьют, как грузовик, умение собирать броню для скиллов и получать баффы на кухне необходимо. 3rd — своеобразный ребут серии, все монстры новые, честные, но их мало. Начало игры — поход за пироженными в плане обязательности особой подготовки. Половину голышом с начальным оружием можно пройти. Так как выпуск игры не финальный(3U — финальный), контента меньше, чем в юнайте, последней сложности и многих монстров нет. Рекомендую начать с этой, но есть одно «но» — тренировка не переведена. Мой вариант — пройти обучение в юнайте, посмотреть тутор по оружию на ютубе и играть в 3rd.
А я писал про офигенные оружия, вроде пушкопики как у BRS или секиры-меча-трансформера?
Будни монстролова
Аннигилировать всё живое мы будем на протяжении квестов, цель которых разнообразностью не блещет – собирательство травок или грибов, сокращение поголовья опасных зубастиков на 5, 10, 20 особей и конечно-же охота на особо крупную дичь. Порой, настолько крупную, что на экране она умещается с трудом. Но нашлись и довольно интересные квесты, такие как Treasure Hunting, целью которого является нахождение памятных и ценных реликвий, или-же Event Quests, невероятно сложных, но дразнящих огромной наградой. Перед принятием очередного контракта, необходимо заплатить пошлину, которая в случае неудачного выполнения квеста не возвращается. Добавьте к этому уменьшение награды от каждой неудачной попытки. Просто тихий ужас.
По долгу службы мы побываем в горах, пустынях, лесах – в общей сложности 12 обширных локаций открыты игрокам для исследований. Все они довольно запутаны и имеют большое количество всяких потайных путей к спрятанным секретам, так что изучение небольшого, но разнообразного мирка приносит удовольствие.
Розовая туша позади меня — агрессивная горилла с желудочными проблемами.
Естественно, помимо ловли местной фауны, охотникам придётся свежевать тушки свежеубитых, махать киркой для добычи ценных руд, ловить рыбу и жуков, в общем, вести хозяйство всеми доступными способами. Всё, что загребущие руки нашего охотника смогут унести в деревню, понадобится для создания ценных расходников и оружия с бронёй, без которых никуда. Рецепты для крафта постигаются методом тыка (хотя в ассортименте лавок есть специальные книжка), ожидайте, что в большинстве случаев всё, что вы сможете слепить, будет называться «Garbage», даже если случайная комбинация оказалась верной. Исправить это могут books of combines, которые увеличивают процент успешного создания предмета. Как бы страшно это не звучало, но крафт здесь мера необходимая, так как большинство расходников в ассортименте местных лавок напрочь отсутствуют, а за тот небольшой выбор с нас стянут кругленькую сумму.
Броня-же с новыми пушечками делается у местного кузнеца за довольно народную цену, лишь бы все материалы игрок предоставил. Новые сеты открываются по мере добычи новых частей редких монстров, причём на создание даже одной части брони из пяти придется не раз и не два выходить в поле для шинкования супостатов. Каждый сет уникален по-своему, имеет как недостатки, так и преимущества. Также, при крафте брони есть шанс получения вещью собственного набора скиллов (да, хоть в MHFU и отсутствует классическое понятие прокачки персонажа, всякие плюсики к атрибутам здесь встречаются на каждом шагу). Расширить-же этот набор можно с помощью вставки украшений, которые также крафтятся у того-же мужичка. Интересным является то, что кроме каноничных плюсов к атаке или защите от элементного урона, здесь есть повышение шанса найти редкие предметы, усиление выпиваемых зелий и всё в таком роде, так что в MHFU есть все возможности для создания уникального бойца, стиль игры которым будет вам нравится.
Тот самый Тигрекс, отправивший протагониста отдыхать.
Со временем, если вы не захотите расставаться с красивым режиком или комплектом брони, их можно улучшить. И в отличии от многих проектов с такими-же возможностями, апгрейды здесь действительно ощущаются — радует, что из ржавого куска железа можно сделать действительно мощную штуку, которая будет одним видом испепелять врагов, которых вы раньше не могли заковырять.
И снова об экипировке в целом. Её здесь много. Нет, не просто много, а ЧЕРТОВСКИ много. Из частей только одного вида монстров можно будет собрать по 2-3 сета брони, и ещё больше оружия, каждое из которого улучшается… Заявленные 1500 (заранее прошу прощения, если допустил ошибку) предметов экипировки здесь действительно ЕСТЬ и они совершенно уникальны. Тоже самое касается и расходных материалов, и ресурсов — огромное разнообразие зелий, бомб, стрел, ловушек, чудо-порошков, всего того, без чего успешный охотник обойтись не может.
Суть Monster Hunter в одном арте.
Террариум
Раз уж это обзор MHFU, то нельзя не сказать о живности здесь обитающей. У CAPCOM на лицо мания величия — не остановившись на огромном разнообразии предметов, они приправили всё это таким-же разнообразием разнокалиберного зверья — от мелкого до большого, и просто ОГРОМНОГО, которое ковырять игроки будут по полчаса, а то и больше (если-же конечно, смогут справиться с зубодробительной сложностью). Более двух с половиной сотен монстряков, которых просто необходимо насадить на перо ради очередной зарплаты. И не думайте, что среди такого разнообразия будут попадаться одни и те-же, только другим цветом, нет. Такие здесь сведены до минимума, так что ожидайте того, что к КАЖДОМУ представителю местного зоопарка вам придётся выработать собственную тактику. Динозавры, драконы, виверны, огромные крабы и макаки, существа, не поддающиеся никакому описанию, будут убивать вас снова и снова, снова и снова. И вот как-раз в тот момент, когда нервы игрока находятся на пределе и он готов перестать пытаться пройти очередного чешуйчатого урода в три КамАЗа длиной, игра жалеет бедного и позволяет убить доводящего до белого каления, ящера. В этот момент начинаешь чувствовать себя настоящим царём разбушевавшейся природы, но лишь до следующего босса. Хоть в Monster Hunter и отсутствует полоса экспириенса, игрок приобретает здесь настоящий опыт со временем. Именно это я и имел ввиду, говоря, что игра требует большой отдачи.
Гоп-компания
Франшиза всегда славилась своим продуманным мультиплеером. В своих странствиях, к нам могут присоединиться до 3-х товарищей, что позволит получить ещё большее удовольствие от убийства маленьких Годзиллок. Но не надейтесь на то, что игра от этого станет легче, ведь и сила монстров возрастёт в разы. Это потребует от команды охотников слаженных действий всей команды, грамотного расчёта, когда и что нужно принять вовнутрь/поставить на землю и т.д. В качестве поблажки, гильдия охотников предоставит нам небольшой набор самых необходимых припасов: карту региона, сух пай, минимальный набор зелий. Монстры послабее в мультиплеере примут гораздо более сильную инкарнацию, так что не рассчитывайте на лёгкий фарм недостающих ингредиентов.
Также, во Freedom Unite игрокам разрешили брать в качестве спутника разумных котиков, фейлинов. Они станут верными помощниками, хилыми по началу и грозными в конце. Каждый спутник по ходу выполнения квестов накапливает Skill Points, которые тратятся на изучение важнейших пассивных навыков, открывающихся по мере убийства больших монстров. Более того, каждый из спутников обладает темпераментом, опираясь на который необходимо выбирать нужные умения. Эти мурчащие комки шерсти действительно очень полезны — и монстра ненадолго сагрят, и ресурсы самостоятельно добудет. В MHFU ещё не ввели экипировку для спутников, но может это и к лучшему — тратить драгоценные ресурсы на одёжку боевого котика было бы слишком напряжно.
После удачной охоты на сильное зверьё нам дадут возможность потренироваться на нём снова без риска потерять неустойку.
Кроме верного комрада, в доме охотника будет целая орава котов-поваров, готовящих нужнейшую нямку, повышающую характеристики. Не стоит пренебрегать кошачьей стряпнёй, по началу они, конечно-же, будут готовить не очень хорошо (а это скажется на здоровье и энергии охотника), но с набором опыта вас будут кормить всё более полезными блюдами, укрепляющими тело и дух. Помимо плотного обеда перед квестом, коты приготовят вам рыбу или мясо, которое будет гораздо лучше казённого сух пая, который будет валяться в сундуке. Запомните, голодный охотник — горе в деревне, с пониженной энергией вы и попо не заковыряете.
В деревне нам в распоряжение любезно выдадут маленькую ферму, для ловли всякой живности, выращивания картошечки и грибов, добычи руды. Улучшать ферму нам позволят за Pokke Points, которые зарабатываются посредством выполнения Treasure Hunting-квестов. Как говориться, мелочь, а приятно. Особенно, если вам не хватает для новой кираски куска железа, а идти ради него на квест лень.
Сюжет и геймплей[ | ]
Monster Hunter Freedom, как и вся серия в целом, отличается практически полным отсутствием сюжетной линии, что является нетипичным для жанра ролевых игр, так как сюжет выступает основой для большинства RPG. Игра сводится к тому, что главный герой (мужской или женский персонаж на выбор игрока) хочет стать лучшим охотником на монстров. Нет в игре и возможности развивать параметры выбранного персонажа. Вместо этого ставка делается на собирание различных вещей и материалов, а также на усовершенствование с их помощью оружия, лат и снаряжения.[3]
Игра разделена на несколько основных локаций — город и собственно уровни, где герой сражается с монстрами и собирает различные предметы. В городе расположен дом охотника, где можно сохранить игру, оставить часть вещей в специальном сундуке, почитать советы по игре и, по ходу развития игры, сходить на кухню, где нанятые за игровые деньги повара-коты приготовят еду, временно улучшающую параметры героя. Кроме того, в городе расположены и другие объекты: ферма, на которой можно выращивать растения, рыбачить, добывать руду, собирать мёд и т. п., оружейная лавка, где из собранных материалов делается или улучшается оружие и доспехи, а также уличные торговцы различными предметами.
Кадр из локации «пустыня»
В городе же герой получает задания на выполнение той или иной миссии. Миссии разделены по сложности на несколько уровней и сначала герою доступны лишь некоторые из них. Целью задания может быть — найти определённую вещь, поймать или убить монстра и т. д. За успешное выполнение игрок получает деньги и материалы.
В игре существует много возможностей добывать материалы: их можно взять из убитого монстра, купить, просто подобрать на игровых локациях, поймать удочкой (разные виды рыб), добыть киркой (различные руды), поймать сачком (насекомые). Особо ценные материалы добываются из самых опасных и сложных монстров.
Во время прохождения миссии в левом верхнем углу экрана появляются три шкалы — здоровья, выносливости и качества оружия. Здоровье отбирается, когда герой пропускает удар противника, выносливость уменьшается при беге, а также, когда на выполнение задания затрачено слишком много времени. Для пополнения здоровья и выносливости можно использовать различные снадобья и травы.
Шкала качества оружия меняется по мере его использования. Со временем оружие затупляется и хуже поражает врага, а исправить это можно с помощью специального точильного камня, которым герой может наточить своё оружие. Всего в игре существует 6 основных видов оружия — меч с щитом, двуручный меч, копьё и щит, молот и два клинка. У каждого из них есть свои плюсы и минусы: так, меч с щитом наносят меньший ущерб, но позволяют атаковать быстрее, а молот наносит высокий урон, но им невозможно блокировать удары и так далее.
Рецензии | |
Сводный рейтинг | |
Агрегатор | Оценка |
GameRankings | 7,2/10[13] |
Metacritic | 71/100[14] |
MobyRank | 66/100[12] |
Иноязычные издания | |
Издание | Оценка |
AllGame | 3/5[4] |
EGM | 7/10 |
Eurogamer | 6/10[5] |
Game Informer | 4/10 |
GameRevolution | D+[7] |
GamePro | 4/5[6] |
GameSpot | 6,5/10[8] |
GameSpy | 3,5/5[9] |
GameTrailers | 4,8/10[10] |
GameZone | 7,6/10[11] |
IGN | 7,7/10[3] |
OPM | 4/5 |
Play Magazine | 9,5/10 |
Кроме оружия игрок может покупать или делать латы для своего героя — шлем, наручи, поножи и т. п. Причём купить можно только самое базовое оружие и броню, так как ещё одной отличительной особенностью игры является необходимость делать обмундирование самому, а не просто покупать готовое за игровые деньги. По мере прохождения игры появляется возможность снаряжать героя более прочными латами и более мощным оружием.
Северное сияние
На PSP Monster Hunter Freedom Unite вышла ещё в 2009-ом году, так что не ожидайте от неё каких-то технических изысков. Но, хоть это вам и не мадирн камбат, выглядит всё если не некстгеново, то точно не убого — для порта на iOS разработчики подтянули разрешение и навели лоска на модельки, так что во время игры у игроков не будет складываться впечатление, что они жуют несвежий труп. Время от времени удаётся словить красивые пейзажи, а уж от классной анимации остаются действительно хорошие впечатления.
Что до управления, сравнить его с оригинальным я не могу, но игравшие ещё на зызе говорят, что оно не только не хуже, но даже лучше. Единственное, к чему можно придраться — довольно неудобная камера, как и на PSP, она не двигается по диагонали. А это по началу очень непривычно. Звук… Есть, неплохой. Динамичные композиции во время боя с монстрами и умиротворённые в деревне. Не хватает их только во время исследований локаций. Но, в целом-же, всё отлично и атмосферно.
Критика
В целом, игра была встречена критиками достаточно положительно, бо́льшая часть оценок были выше среднего или высокими, за небольшими исключениями. Так, по данным популярных сайтов-агрегаторов Monster Hunter Freedom получила следующие оценки: 66/100 на сайте MobyGames (по данным 7 рецензий)[12], 7,2/10 на сайте Game Rankings (на основе 44 рецензий)[13], 7,8/10 на сайте GameStats (на основе 25 рецензий)[15] и 71/100 на сайте metacritic (на основе 34 рецензий)[14]. Всего по данным сайта gamrReview было распродано 1,43 млн экземпляров игры, что несколько меньше показателей второй — 2,42 млн и третьей частей — 5,03 млн[16].
Рецензии
- Англоязычный новостной и информационный веб-сайт, освещающий тематику компьютерных игр — IGN, оценил Monster Hunter Freedom в довольно высокие 7,7 баллов из 10. В числе плюсов игры было названо удобное простое управление, в то время как одним из основных минусов — долгие загрузки при смене локации и общая медлительность игры[17].
- В рецензии на другом англоязычном веб-сайте — GameSpot, Monster Hunter Freedom получила оценку 6,5/10 и была названа смесью Phantasy Star Online и Turok с вкраплениями человеко-кошек[18]. По мнению GameSpot, неудачным решением является невозможность заменить оружие в ходе прохождения миссии. Если оружие по тем или иным причинам оказалось неэффективным, то, чтобы заменить его, необходимо прервать миссию, вернуться в город и в своём доме выбрать для участника новое. После чего миссию приходится проходить с самого начала. Не особо удачными были названы также управление главным героем в ходе сражений с противниками и неудобная камера, которую необходимо постоянно контролировать. В то же время, в адрес графического оформления Monster Hunter Freedom претензий в отзыве не высказывается.[8]
- Весьма высокую оценку — 4/5, похождениям Охотника на монстров поставил рецензент американского сайта видеоигр GamePro (), в отзыве которого игра была названа подходящей для ценителей «hardcore role-playing». Monster Hunter Freedom, по мнению рецензента, является очень продолжительной и разнообразной для игры на портативной консоли. Высоко оценено было графическое оформление, а долгие загрузки, по словам автора отзыва, вполне компенсируются красивыми пейзажами уровней. Хорошую оценку получили и музыкальное сопровождение, и разнообразный геймплей.[6]
Вердикт
Monster Hunter Freedom Unite — не просто хорошая игра, она является одним из самых значимых портов на iOS, вставая наряду с X-COM и GTA. Она хардкорна, она огромна, разнообразна и требует недюжинного умения. Колоссальное количество монстров всех мастей и размеров, ещё больше экипировки, невероятное количество квестов, полное прохождение которых займёт не одну сотню часов — всё это Monster Hunter, лучший порт этого года, а возможно, и игра.
MHFU настолько хороша, что у меня кончилась цензурная речь и автору обзора пришлось редактировать моё мнение. © LSDDNK
Присоединяйтесь к нам во Вконтакте, Telegram, Facebook или Twitter.