Arx Fatalis: Советы и тактика


Arx Fatalis
РазработчикArkane Studios
ИздателиJoWooD Dreamcatcher Interactive и Nival Interactive
ЛокализаторNival Interactive
Дата анонса21 июня 2001[1]
Даты выпускаPC
  • 28 июня 2002 г.
  • 8 ноября 2002 г.
  • 12 ноября 2002 г.
  • 30 мая 2003 г.

Xbox

  • 23 декабря 2003 г.
  • 13 февраля 2004 г.

Steam

  • 3 апреля 2007 г.
Версия1.21
ЖанрыAction / RPG
Возрастные рейтингиESRB: M (Mature)
Создатели
ГеймдизайнерRaphael Colantonio
Технические данные
ПлатформыWindows, Xbox, Linux, Mac OS X, FreeBSD
Режим игрыоднопользовательский
НосителиCD, DVD
Системные требования 500 МГц Intel Pentium CPU,
  • 64 МБ ОЗУ,
  • Видеокарта с 16 МБ RAM,
  • 4X CD-ROM drive,
  • DirectX 8.0,
  • 750 свободного места на диске,
  • Windows 95/98/2000/ME/XP (WIN)
Управлениемышь, клавиатура, геймпад (для версии Xbox)
Официальный сайт

Arx Fatalis

(лат. Цитадель судьбы[2]) — компьютерная ролевая игра от первого лица, разработанная французской студией Arkane Studios, вышедшая в ноябре 2002 года, считается дальнейшим развитием идей
Ultima Underworld
. В России официально издана под названием
«Arx Fatalis. Последний бастион»
, из пиратских изданий наиболее известно
«Ужасы крепости Аркс»
.

В начале 2011 года компания Bethesda Softworks

, подразделением которой на настоящий момент является
Arkane Studios
, открыла исходные коды игры под лицензией
GPLv3
.[3][4]

Игровой мир

Мир, в котором происходит действие игры, носит название Экзоста.

На планету упал загадочный метеорит, и спустя несколько лет Солнце Экзосты начало постепенно, но неуклонно угасать, и с каждым днём становилось всё холоднее. Практически никто не догадался о связи этих событий.

Жители Экзосты поняли, что нужно искать другое убежище. На время все расы (люди, гоблины, тролли, гномы и другие) забыли о вражде и объединили свои усилия чтобы приспособить для жилья громадные шахты гномов, где можно укрыться от вечного холода и тьмы. С помощью магии удалось создать в шахтах подобие биосферы и перенести туда всё необходимое для жизни. Во время работ люди впервые встретились с таинственной расой женщин-змей, которые во многом помогли своими магическими и алхимическими знаниями, и крысолюдей, неуловимых убийц, привыкших жить под землёй, в канализациях и заброшенных шахтах. Со временем все расы смогли обустроиться и привыкнуть к жизни под землёй, и уже родилось поколение, которое никогда не видело поверхности. Редкие новости приносила лишь Гильдия путешественников, горстка отчаянных смельчаков, разработавших способы противостояния холоду. Они странствуют по поверхности, перенося товары от одного подземного города к другому.

Со временем все расселились по своим закоулкам многоуровневой системы тоннелей: люди обосновались на самом верху, поближе к поверхности, и тому, где когда-то было Солнце, чуть ниже расположились добродушные глупые тролли, чью неимоверную силу и тугодумие смогли приспособить хитрые изворотливые гоблины, живущие рядом: обманом и ложью они заставили троллей работать на себя, добывая в шахтах драгоценные камни для них, отбирая за бесценок камни у троллей, чьи способности в торговле были очень плохи. Гоблины смогли нажиться, ничего не делав, лишь присматривая за троллями.

Под шахтами троллей расположена крепость женщин-змей, таинственной расы, которая сильно помогла людям в их становлении под землёй. Сами себя они называют Сёстры Эдерней (в других переводах — Сёстры Эдернеум). Кроме главного героя никто и никогда не был в их крепости. Змеи практически всегда перемещаются по Арксу с помощью телепортов, а для обратной связи одна из них живёт при дворе. В крепости Эдерней помимо обычного телепорта расположен ещё и телепорт, ведущий в неизвестность, можно видеть, как из него выходит женщина-змея.

Ещё ниже, в сырых и малоизученных глубинах, обитают гнусные крысолюди, или, иначе, крысюки. О них мало что известно кроме того, что они способны бесшумно передвигаться, оставаться незамеченными даже в слабой тени и мастерски уходить от преследования, когда ловкостью и проворством, когда магией. Лишь изредка люди спускались на их уровни, чтобы нанять для особо важных поручений и убийств, которые становились тем чаще, чем больше времени проходило с момента переселения.

На самых нижних ярусах подземелья жили гномы — мифическая раса, технический прогресс которой поражал воображение ещё до катастрофы с солнцем. Именно гномам принадлежали чертежи землеройных машин, автоматических прессов и прочей техники. Когда переселение было завершено, они не захотели жить по соседству с другими расами, избрав научные изыскания в недрах земли, и с тех пор о них никто больше ничего не слышал.

Однако не всё шло так хорошо, как в первое время: со смертью короля расы даже под землёй не оставили своих низменных желаний и помыслов, снова начались интриги, заговоры, войны и убийства. Неудивительно, что ещё до переселения под землю настало время для Войны Магов — наиболее разрушительной войны за всю историю человечества. Маги противоборствующих сторон обменивались разрушительными заклинаниями, уничтожая целые замки движением руки, призывая на помощь полчища демонов, воскрешая орды мёртвых и странствуя между мирами. Со временем, чтобы хоть как-то обезопасить себя и свести к минимуму ситуации, когда оба мага погибали под действием разрушительных заклинаний друг друга, было изобретено принципиально новое заклинание, высасывающее всю ману противника, без которой он не мог больше творить заклинания. Теперь Война утратила свою разрушительность, но не потеряла своей бессмысленности: маги, одновременно читающие заклинание лишения маны больше ничего не могли противопоставить друг другу. Тогда женщины-змеи преподнесли королю Покселлису, отцу нынешнего короля Аркса Ланшира, артефакт, состоящий из двух колец, позволяющих защитить мага, носящего их, от высасывания маны. Таким образом всеми было признано главенство мага, носящего кольца и неприкосновенность его власти. Со временем всё утихло в королевстве людей, одно из составных колец осталось у людей, второе же хранилось у Сестёр Эдерней, дабы быть уверенными в том, что люди не будут больше использовать магию в столь бессмысленном занятии.

Через несколько лет после коронации Ланшира, уже после окончательного переселения под землю, была убита его жена, королева Флоренс, похищена новорождённая принцесса, исчезло кольцо-артефакт. Спустя 20 лет был убит верховный маг, пытающийся просить помощи в Нодене, измерении Богов; убийцу так и не смогли поймать, но маг успел кое-что передать про некий тайный культ, поклоняющийся демону Акбаа, про его скорое пришествие, про дисбаланс в астральном мире и про пришествие Хранителя в мир людей, которому суждено спасти его от неминуемой гибели или погибнуть вместе с ним.

Рассказ старца • Рассказ капитана стражи • Пророчество старца

Рассказ старца

Вокруг седовласого старца в бедной одежде, устало сидящего в кресле, собрались дети, полные нетерпеливого любопытства. Самые младшие перешептывались с приятелями и хихикали, но все притихли, когда старик своим скрипучим голосом начал рассказ. «Итак, дети, — начал старец, — мир, в котором мы живем, не всегда был таким, как сейчас. Давным-давно все люди жили не в твердыне, а на поверхности земли. Над их головами было что-то, что они называли синим небом, в котором летал кристально-белый дым, который назывался облаками».

Недоверчивый шепоток детей заставил старца на мгновение прерваться.

«Вам лучше поверить мне! Прекрасное солнце некогда согревало весь мир своими волшебными лучами. Люди могли выращивать овощи без всякой магии, благодаря плодородной почве и солнцу. Тогда гоблины, тролли, драконы и демоны жили так далеко от людей, что люди почти не встречались с ними. Но все достижения нашей цивилизации погибли вместе с погасшим солнцем. Один день неузнаваемо изменил мир. Тень ночи навечно накрыла Аркс. С того проклятого дня смертельный холод властвует на поверхности. Все живое там погибло или бежало в глубины матери-земли, подобно нашему народу. Эти древние шахты гномов стали домом для всех, кто смог спастись от ледяной смерти. Пришла тьма».

Возгласы изумления и недоверия сопровождали рассказ старца. Рассказчик помолчал, давая слушателям поразмыслить о его истории, а затем продолжил:

«С того рокового дня лишь члены Гильдии путешественников перебирались от убежища к убежищу в поисках выживших. Здесь, внизу, установилось равновесие. Каждая раса выбрала себе подходящий ярус и стала жить обособленно. Сегодня мы выращиваем пищу с помощью магии; без магии мы зачахли бы много лет назад».

«Часть нижних ярусов принадлежит гоблинам и крысюкам, которые питаются отбросами и прочей дрянью, а также тем, что крадут у людей. Ланшир Справедливый — добрый и воистину справедливый король, защищающий нас от зла, скрывающегося за стенами нашей твердыни. Вы живете здесь и счастливы, поскольку не знаете иной жизни. Послушайте меня и вообразите, как прекрасна жизнь снаружи, под лучами солнца, а не в туннелях и пещерах, освещенных лишь факелами и заклинаниями магов!»

Словно в ответ старику пламя факелов вдруг затрепетало, и стены почти погрузились во тьму. Лишь небольшой круг света остался посреди комнаты. Испуганно поглядывая на дрожащее пламя, дети придвинулись поближе друг к другу, ища тепла и поддержки.

«Но теперь появилась возможность спастись! — неожиданно воскликнул старик. — Могущественный бог, обладающий силой, способной изменить наше существование, вернуть нам солнце. — Вздохнув, старик примолк ненадолго. — Но это уже другая история. Сейчас я слишком устал, оставьте меня одного. Тихо, тихо, сорванцы, придете в следующий раз…»

Рассказ капитана стражи

«Папа, папа! Сегодня я слышал истории про троллей и гоблов. Расскажи мне о них, папа! Старик еще говорил что-то про драконов… они в самом деле бывают? Пожалуйста, папа, расскажи!»

«Ладно, сын, я знаю: пока я не расскажу, ты не утихнешь. Только они называются гоблинами, а не гоблами, запомни!». Капитан стражи мягко подтолкнул сына к стульям, стоявшим вокруг старого деревянного стола, и сам уселся рядом с мальчиком.

«Королевство Аркс — дом людей, — начал капитан свой рассказ. — Мы живем под властью и защитой короля, доброго и мудрого Ланшира. Маленькие люди, которых ты временами встречал на рыночной площади, зовутся гномами. Они умелые мастера и могут сделать и починить все, что угодно. Обычно они дружелюбны по отношению к людям. Торговые отношения между нами существовали очень долго. Позже, по-видимому, случилась какая-то ужасная ошибка — и все изменилось. Я не видел гномов очень долго, они ушли подальше от других рас, на нижние ярусы подземелья».

Капитан отпил из своей кружки, накрыл ладонью маленькую руку сына и продолжил: «Теперь о троллях. Они живут ярусом ниже нас, скрываясь от людей. Они высокие, как каменные колонны и очень, очень сильные. С другой стороны, они не слишком ловкие, к тому же безобразные. На другом ярусе нашего убежища живут гоблины, безобразные, подлые существа. Они пользуются глупостью троллей ради своей выгоды. Вот почему тролли иногда работают и сражаются вместо гоблинов. Сами гоблины очень агрессивны, и говорят, что они нападают на людей и похищают их. Конечно, такого никогда не случается рядом с городом с тех пор, как мы начали охранять наших людей. Теперь стоит упомянуть о сестрах Эдерней. Ходят слухи, что у этого ордена магов, состоящего из женщин-змей, есть прекрасный храм несколькими ярусами ниже нашего. Я никогда не видел ни одной женщины-змеи, но говорят, что они прекрасные и могущественные волшебницы».

После очередного глотка вина капитан помрачнел: то, о чем он собирался говорить, ему не нравилось… «Я не уверен, что ты достаточно взрослый, чтобы слушать об этом, но никто не может быть слишком юным для того, чтобы научиться отличать добро от зла, рядящегося в одежды добра и соблазняющего нас. Существует культ, называемый культом Акбаа. Эти люди — безумцы, последователи злобного бога Акбаа. Они убивают других людей без всякой причины и делают другие ужасные вещи. Их главу, верховного жреца, зовут Исербиусом. Запомни: он очень опасный человек, берегись его, милый сын, берегись! Илсиды… никто из нас не знает, откуда они берутся. Я слышал, что они непревзойденные воины, обладающие великим мастерством и силой».

Капитан посмотрел на сына и увидел слезы, стекавшие по его щекам. «Эй, не тревожься, сынок: никакой Илсид не одержит верх над твоим отцом, верно? К тому же могущественные Силибы, управляющие всей жизнью во Вселенной, не позволят нам погибнуть, понимаешь? Они пришлют кого-нибудь нам на помощь, и Акбаа придется худо!».

Эти слова вернули улыбку на лицо мальчика, но тут же он сладко зевнул. Отец подхватил его своими сильными руками и отнес, засыпающего, в постель.

Пророчество старца

«А-а-а, снова вы, ребятня… Итак, сегодня я расскажу вам о могучем Акбаа». Вновь дети сели возле старика, в круге света от горящих факелов, и вновь готовы были ловить каждое слово, сказанное старцем.

«Как я уже рассказывал вам в прошлый раз, из стен, окружающих нас, нет выхода. Снаружи лишь холод, одиночество и смерть. В то время, когда мир на поверхности погибал, и все расы бежали в подземелье, между разными расами были заключены договоры о мире и помощи. Однако сейчас старые правила и договоры уже не действуют. Постоянно случаются стычки между гоблинами, троллями и людьми. В эти дни хаоса тьма и ложь поселились среди нас. Бог смерти желает властвовать над всем сущим и помочь нам. Ну, кто помнит его имя, а?». После этого вопроса на несколько мгновений воцарилась тишина, которую нарушил сынишка капитана стражи: «Акбаа?».

«Верно, сынок, Акбаа…» — старик повторил это имя столь грозным тоном, что детей охватил трепет. Казалось, стены отзываются эхом на каждое слово.

Система магии

В Экзосте есть множество различных школ магии, но игроку доступна лишь одна из них, наиболее распространённая в Арксе — магия Эдерней. Колдующий направляет магическую энергию путём начертания в воздухе соответствующих рун мышью. В определённых сочетаниях руны составляют заклинания.

Магическая система основана на комбинировании 20 рун в определённом порядке. Для заклинания используется от 2 до 4 рун. Каждая руна представляет собой магическую команду. Например, руна огня — «Йок» — используется для сотворения всех заклинаний, имеющих отношение к огню.

Существует 10 кругов заклинаний, и только мудрейшие из магов могут творить заклинания высших кругов. Новые заклинания автоматически появятся в вашей книге заклинаний, как только для них будет собрана соответствующая комбинация рун. Но нужно помнить, что даже при наличии нужных рун заклинания высших кругов появятся в книге только при хорошо развитом навыке магии.

Заклинания мгновенного действия, такие, как «Огненный шар» и «Поиск ловушек», действуют сразу же после сотворения. Заклинания длительного действия, такие, как «Невидимость» или «Телекинез», постоянно требуют притока маны и действуют до тех пор, пока у персонажа не закончится магическая энергия. При сотворении заклинаний целевого действия, таких, как «Паралич» или «Смятение», необходимо указать цель, на которую будет обращено заклинание.

В игре задокументированы не все заклинания: помимо официальных 41 игроками было найдено ещё несколько заклинаний. Также в игре существуют Слова Силы — коды, служащие, скорее всего, для отладки. Они наколдовываются путём рисования мышью стилизованных букв типа MAX, POM и т. д. При активации Слов Силы меняется внешность главного героя, а вокруг его тела появляется светящийся красный ореол.

Свитки

Свитки содержат в себе подготовленные заклинания. Прочитав свиток, игрок не тратит ни времени на начертание рун, ни магической энергии. После использования свиток исчезает. Свитки можно купить в лавках или найти во время странствий. Цвет ленты на свитке обозначает, заклинание какого круга записано в нём.

Подготовка заклинаний

Быстро чертить руны в бою проблематично, поэтому для удобства предусмотрено запоминание трёх заклинаний, которые могут быть в любой момент активированы горячими клавишами.

Расы Экзосты

Кроме людей, в шахтах Аркса обитают ещё и другие расы, стараясь относительно мирно сосуществовать друг с другом и налаживать торговые сообщения.

Гоблины

Самая многочисленная раса, во многом благодаря высокой плодовитости. Глупы, но считают себя хитрыми. У Гоблинов есть свой язык, но большинство говорит на примитивном диалекте речи людей. Они всегда пытаются подловить на чём-нибудь собеседника, чем немало того раздражают. Гоблины лживы, трусливы и крайне ленивы. Союзниками людей они были лишь единожды во всей истории — во времена великого соглашения, когда помогали им строить подземное королевство, на время забыв о своей агрессивности. Но стоило работе завершиться, как они вернулись к старому образу жизни. Ни на какую мирную деятельность, кроме мелких спекуляций, гоблины не способны. Гоблинами управляет вождь. Живут они во всех пещерах Аркса, а их столица находится на третьем ярусе.

Тролли

Эта раса родственна гоблинам, но сильно от них отличается. Тролли слабовольны, медлительны, по своей природе не агрессивны, а скорее наоборот, доброжелательны. Обладают чудовищной силой и легендарной выносливостью. Обмануть тролля легко, но если на этом попасться, то вряд ли есть шансы выжить. Гнев троллей вошёл в поговорки. Они преимущественно работают на шахтах гоблинов, добывая для них самоцветы.

Крысолюди

Или крысюки. Общаются между собой писком и шипением. Давно утратили всяческий контакт с людьми. Раньше жили в канализациях городов. Сейчас же обитают в основном на седьмом ярусе. В бою крысюки чрезвычайно ловки, могут телепортироваться на небольшие расстояния, могут становиться невидимыми, пользуются отравленным оружием, могут метать его, и являются одними из лучших наёмных убийц.

Женщины-змеи (Сёстры Эдерней)

Одна из самый загадочных рас Экзосты. Они невероятно искусны в магии и даже считают, что они имеют отношение к возникновению магии как таковой. Научили людей выращивать под землёй скот и растения. Сами Сёстры представляют собой женщин с длинным змеиным хвостом вместо ног. Кожа змеиной части тела покрыта чешуёй. Руки и пальцы непропорционально длинные. Мужчин у них никто никогда не видел, и неизвестно как они размножаются. Верховодит ими Королева-мать. Их крепость находится на шестом ярусе.

Гномы

Лучшие кузнецы и техники, знатоки горнорудного ремесла. Перебрались под землю раньше остальных рас. Аркс расположен в одной из самых грандиозных шахт гномов. Сами же они ушли ещё глубже под землю и давно не появлялись во владениях людей. Большая часть гномов была убита Чёрной тварью, на которою они наткнулись, раскапывая одну из пещер в поисках мифрильной руды. Есть ли выжившие — неизвестно.

Arx Fatalis: Советы и тактика

Первый «босс» — демон в храме. Чтобы его победить, нужно встать на камень, который является подставкой для метеора. Демон все равно нечувствителен к магии, так что не обращайте внимания на то, что метеор высосет вашу ману. Демон будет тупо толкаться у ваших ног (он не подумает подняться, а достать вас, когда вы встали чуть повыше, не сможет). Замахивайтесь и рубите дурачка со всей силы. Торговка Мария сообщит, что ее дочка Шани исчезла. Все очень просто — идем в пещеры к озеру, находим там дерево, как бы обвитое толстым канатом, и ждем за ним. После небольшого in-game movie применяем все доступные спеллы, только бы убить всех ПЯТЕРЫХ жрецов. После этого (если успели) идем в конец коридора, где видим факел. Дернем за него и… откроется тайный храм акбаистов. Там мы увидим насмерть перепуганную девочку. Вернемся к Марии и она даст нам немного healing potions и СТОЛЬКО ЭКСПЫ, что вам и не снилось. (около 9000)

Дальше — веселее. В гробнице приколачиваете мумий до того, как что-нибудь сделаете. Ручаюсь вам — при первой же попытке дернуть за рычаг они встанут. Если их заранее пригвоздить колом к полу — останутся лежать. Также в гробнице открывайте все двери (советую к этому времени собрать 3-4 набора отмычек и хоть немного прокачать соотв. скилл. Также советую открыть дверь за паутиной (увидите, когда пройдете по длинной комнате с 3мя проходами (в них постоянно кидаем перед носом камень или череп, если интуиция не даст увидеть ловушки) — пройдя по тайному ходу, вы обнаружите, как торговцев из пещер грабят гоблины. Убьем нечестивцев и получим все сокровища братьев на халяву. В гробнице открываем ВСЕ двери и склепы любой ценой. Найденное стоит того.

Как бить лича в храме. Не вижу ничего сложного — применяем ИЗГНАТЬ НЕЖИТЬ и припираем его в угол (лучше заранее заклинание заучить). Даже не пикнет. Кастованная им нежить вам не помешает.

Когда пойдете к женщинам змеям, заберитесь по лестнице в пещере чуть повыше. Увидите сверху крысочеловека. Зажмите меч на максимум и атакуйте, спрыгнув на него сверху. Получите кинжал и экспы (а так он вас пырнет и убежит).

Реальный манчкинизм — проходим квест в гоблинском дворце, а потом убиваем всех гоблинов. Тролли за это на нас обидятся, но ничего — идем к банкиру в городе и тибрим у него одну книженцию (можно и не одну :-)). Дадим книжку королю троллей и получим за это также немало экспы.

После выполнения сюжетного квеста (разрушения метеорита) возвратите Крагоз (или Зогарк) дочери короля. Обратно она отдаст вам Щит Старшего, который, я полагаю, важнее бестолкового колечка.

Кстати, если прокачать скилл мастерства, то на перегонном аппарате в замке короля можно гнать себе хилл-пошионы или загонять их за деньги. Кастовать камнями на оружии и луке смысла не вижу, все равно хорошие мечи будт попадаться часто, а под конец вообще получите магический меч с бесконечным ресурсом. В принципе, можно (я как-то пробовал) применить сердце голема на оружии — дает какой-то эффект. Также эффект дает чеснок (не помню какой эфф.)

Наконец, оружие против илсидов и босса-червяка. Первые и последний бьются с файербола. Количество — смотря вашему уровню. Илисдов еще можно бить такой штукой (забыл название), которая медленно раскаляет его (он краснеет), а потом он сгорает. Заклинание высокоуровневое, но действует наверняка. В храме Акбаа — незаменимо. (в последнем задании)

Бестиарий

Гигантские крысы

Наиболее часто встречающиеся в шахтах монстры. Будучи голодными, агрессивны и нападают на людей. Их жареные рёбрышки часто употребляет в пищу местное население.

Пауки

Раскидывая свои паутины по всем шахтам, они являются довольно неприятными монстрами, поскольку их укус отравляет. Маленькие паучки не особо опасны, но в Арксе также есть и их старшие братья — гигантские пауки бирюзового цвета, убить которых достаточно сложно, а укус может прекратить земное существование любого зазевавшегося путника.

Летучие мыши

Повсеместно обитают в пещерах, не представляют особой опасности для жизни путешественника, доставляя лишь мелкие неприятности своим присутствием.

Големы

Создания магов. Представляют собой статую из твёрдых материалов, вроде железа и глины. Оживляют их при помощи светящихся кристаллов ярко-жёлтого цвета, которые называют сердцами големов. Сердца големов также являются сильными алхимическими ингредиентами, использующимися в зачаровании.

Драконы

Людям о драконах почти ничего не известно. Однако во всех трактатах, упоминающих драконов, отмечается, что у каждого дракона 4815 чешуек, ни более, ни менее. Присутствующий в игре Ледяной дракон четвероногий, с крыльями, растущими из спины.

Зомби

Никто не знает, что и кто принуждает мертвецов вставать из своих могил, но некая магия всё же заставляет их покидать гробы и охотиться в склепах в поисках тепла и крови. Зомби будет восставать снова и снова после смерти, пока им в грудь не воткнуть деревянный кол. При атаке отравляют игрока.

Мумии

Так же, как и зомби, относятся к восставшим мертвецам и обитают в склепах, но после убиения они не возрождаются. Владеют магией, могут парализовывать противника. Боятся огня и отлично горят.

Личи

Самые опасные и самые редкие среди восставших мертвецов. Могут накладывать проклятия, рассеивать магию, замедлять течение времени и парализовывать свою жертву. Часто охраняют тайники и сокровищницы.

Демоны

Не имеют постоянного вида и формы, приходят в мир через порталы, открываемые магами. Вызов демона чреват огромной тратой магической энергии, равно как и его присутствие, на которое мана также расходуется. Призванным демоном можно управлять.

Гигантские черви

На седьмом ярусе находится гигантский червь размером с автобус. Убив червя, в его останках можно найти меч и человеческие кости.

Черная Тварь

Существо обитающее в королевстве гномов.Судя по записям одного из гномов Чёрная тварь и место её обитания было обнаружено во время раскопок мифрила, Однако тварь оказалась весьма агрессивной и плотоядной и через какое то время она убила большую часть гномов. Бессмертна, убить можно только с помощью лавовой ямы.

Незадействованные существа

В файлах игры есть модель осы или пчелы. Кроме того, одним из недокументированных заклинаний можно призвать гигантскую крысу либо, при очень высоком навыке магии и включенных словах силы, демонессу, атакующую игрока. Убив крысу (демонессу), можно получить немало очков опыта, а во втором случае ещё и меч с комплектом брони (включая лучший в игре шлем).

Arx Fatalis — ролевая игра в удивительном фэнтези мире Аркс

  • 1
  • далее >

Жанр:

ролевая игра
Создатели:
Arkane Studios, JoWood
Издатель в России / Локализация:
1С / Nival
На что похоже:
Morrowind
Системные требования:
300MHz, 64Mb, 3D уск. 16Mb (
желательно:
450MHz, 128Mb, 3D уск. 32Mb)
Мультиплеер:
нет
Сколько CD:
один

Глава 1. Arx Fatalis. Спасаем очередной мир.

Приключения в мире Аркса начинаются с тюрьмы гоблинов. Именно там приходит в сознание АмШегар (безымянный). Кто он и что он на самом деле становится понятно при выполнении различных миссий. В самом начале в познании игрового мира помогает обучающая программа. Немного освоившись становится понятно, что в игре возможно использовать массу предметов, сочитая их друг с другом, нагревая, перемалывая, смешивая, выпаривая, накладывая на них магические наговоры. Подземелия Аркса представляют собой разветвленный многоярусный лабиринт, причем, для исследования одного яруса приходится то спускаться ниже, то подниматься на верхние ярусы. Здесь нет пустых коридоров, в каждом кроется тайна: то кнопка от тайной двери запрятана в стене, то стена настолько ненадежна, что её можно проломить своим телом, а порой по уступам в стенах можно подняться или спуститься в тайные проходы.

Как и в любой ролевойигре профессиональный рост персонажа идёт в соответствии с приобретаемым опытом. Опыт даётся за: нахождение скрытых областей (тайников), продвижении по ходу сюжета (например когда АмШегар узнаёт кто он на самом деле он ощущает мощный всплеск окружающей его энергии — уровень!), выполнение квестов (квест выполняется любым подходящим для вас способом), а также убийство противников. Но в Арксе, как в никакой другой игре важен опыт игрока, а не только опыт персонажа. Умение сражаться и колдовать, даёт более значимое преимущество нежели сам урон причиняемый оружием или заклинанием. Пораженный персонаж не может нанести ответный удар некоторое время. Область в которую наносится ваш удар имеет решающее значение, поэтому маневрируйте, бейте по уязвимым местам врага. Мне удавалось в самом начале игры, при навыке ближнего боя — 40 убивать торговцев и стражей города (а чем не вариант для начала своего пути в новом мире?).

В Arx Fatalis невероятно сильна и интересна магия. Илсид — самый сильный и быстрый в игре враг, убивается одним (в крайнем, редком случае двумя) фаерболом. Но начать сразу использовать магию не получается, такова обстановка и условия, поэтому нужно учиться защищать свою жизнь, т.е. нужно учить ближний бой (не более 40 для мага первых уровней). Маг получает первое боевое заклинание — Волшебная стрела, уже на выходе из тюрьмы гоблинов, т.е. ещё до получения глобального квеста. Пройдя игру я могу сказать: Маг в Арксе не победим. Пока воин бежит размахивая мечом, маг уже думает о его скорой смерти.

Для воров также большое раздолье, можно грабить всех, можно даже ограбить банк, получив за это массу удовольствия и ценного опыта.

С каждым новым задание становится всё сложнее и сложнее продвигаться вперед, головоломки становятся более замудрёнными, а разгадки всё менее очевидными. Порой вам покажется, что попали в тупик, но нет, просто вы были где-то невнимательны и сбились с верного пути, начинайте искать ответ с самого начала…

Все события в Arx Fatalis будут происходить в подземельях и пещерах, поэтому, если клаустрофобия ваше второе имя — забудьте про игру, звездное небо вы сможете видеть только в глазок телескопа, но и то, что вы на нем увидете не порадует, ведь этот мир подвергся нападению сильного и кровожадного бога — Акбаа.

Глава 2. Персонаж в
Arx Fatalis
Ролевая система Arx только кажется простой. Чтобы ваш персонаж не был для вас огорчением, лучше разобраться с ней как следует. Конечно, всегда можно воспользоваться быстрой генерацией — и то, что получится, будет не так уж плохо — но я не встречал ролевиков, которые отдавали бы это жизненно важное дело на откуп компьютеру. Это — ваш герой, вам и решать, каким он будет!

Учтите, что уровней у героя — всего 11. Начинаете вы нулевым уровнем и можете дорасти максимум до 10-го.

Характеристики персонажа:

У персонажа в Arx четыре основных характеристики (attributes): сила (Strength), интеллект (Intelligence), ловкость (Dexterity) и выносливость (Constitution).

  • Сила
    , традиционно, влияет на раны, наносимые противнику, на успешность атаки оружием ближнего боя — и, по какой-то загадочной причине, на умение
    работы с предметами
    .

Нетрудно догадаться, что с низкой силой вероятность нанести врагу сильный урон катастрофически мала, если только у вас не натренирован до максимума навык ближнего боя. В какой-то мере ее может компенсировать высокая ловкость.

  • Интеллект
    определяет количество магической энергии (маны) и устойчивость к магии. Кроме того, от него зависят следующие умения:

механика

,
интуиция
,
эфирная связь
,
работа с предметами
. Успешность применения магии связана с ним же.

Другими словами, для мага это — характеристика номер один, но занижать ее не рекомендуется никому, дабы не становиться слишком уж легкой жертвой для вражеских колдунов. Кроме того, вору интеллект весьма пригодится для обнаружения ловушек (интуиция) и взлома замков (механика).

  • Ловкость
    в бою важна меньше, чем сила, но значима: она тоже влияет на меткость ударов (хотя и вдвое слабее, чем сила), а также определяет вероятность нанести критические (удвоенные) повреждения. При стрельбе из лука ловкость определяет вероятность попадания (вместо силы) и промежуток между выстрелами; так что неуклюжему герою за лук лучше вообще не браться, не смешить людей. Кроме боя, ловкость влияет на
    незаметность
    , на
    механику
    и
    работу с предметами
    .

В целом можно сказать, что она необходима вору / стрелку, желательна для воина и гораздо менее полезна для мага.

  • От Выносливости
    зависят количество хитов, защита (а вовсе не от ловкости, как нам привычно!) и устойчивость к яду, то есть все, что напрямую влияет на получаемые героем повреждения (кроме разве что устойчивости к магии). Тем самым пренебрегать ею не позволено никому. Разница в хитах и защите между, скажем, исходным 6-м и 12-м уровнем характеристики — вдвое!

На старте у вас все характеристики равны 6, и имеются 16 пунктов на распределение между ними. В дальнейшем, с уровнями, вам будет приходить всего по 1 очку характеристик, так что это — самый важный выбор в начале игры.

Вот как, например, может выглядеть набор характеристик:

  • Сила 15, интеллект 6, ловкость 9, выносливость 12 (классический воин).
  • Сила 6, интеллект 13, ловкость 6, выносливость 15 (маг. Обратите внимание, что выносливость даже больше интеллекта: это позволит легче пережить старт).
  • Сила 6, интеллект 16, ловкость 6, выносливость 12 (маг, рассчитанный на большие успехи в будущем, игнорирующий ближний бой. Жизнь его поначалу очень трудна).
  • Сила 6, интеллект 13, ловкость 17, выносливость 8 (вор или стрелок с элементами магии. У него выносливость ниже всего: предполагается, что в ближний бой он лезть практически не будет).

Проблемы с характеристиками можно частично компенсировать правильным подбором умений.

  • 1
  • далее >

Модификации

Со времени выхода игры в 2002 году некоторые игроки желали сделать для Arx Fatalis

модификации, которые приносили бы что-то новое в игровой мир. Возможно, одна из причин этого в том, что игровой мир
Arx Fatalis
не столь обширен. Число побочных заданий — невысоко, а респаун противников ограничен, и всё это приводит к тому, что игроку весьма сложно достичь желаемого уровня или продолжать играть с интересом после той стадии, когда весь мир игры уже исследован. Ситуация осложнена тем, что для
Arx Fatalis
нет официального редактора, подобного, например, TES Construction Set для игр
Morrowind
и
Oblivion
.

На настоящий момент известны два неофициальных редактора для внесения изменений в Arx Fatalis

— это «ArxPak» и «DANAE!», причём работоспособен, фактически, только
ArxPak
.

ArxPak

ArxPak

после запуска открывает архивы с данными игры и выводит список игровых ресурсов на экран (но лишь тех ресурсов, которые используются в игре).
ArxPak
не позволяет разработчику модификации вносить в игру значительные изменения, (например, изменять карту, добавлять новые предметы, помещения или NPC и т.п), однако позволяет менять текстуры на моделях и редактировать внутриигровые скрипты.

DANAE!

Редактор DANAE!

обладает гораздо более широкими возможностями, но не может быть запущен и полноценно использован в создании модификаций по причине зашифрованности кода.[5] Но, в виду открытия компанией
Bethesda Softworks
(подразделением которой недавно стала
Arkane Studios
) в начале 2011 года исходных кодов игры под лицензию
GPLv3
, это стало проще.[3][4]

Перенос игры на другой движок

Существует много любительских проектов по переносу игры на движок Morrowind

или
Oblivion
, но все они так и не вышли из начальной стадии. Возможно в скором будущем, в связи с открытием кода игры, перенос всё же будет осуществлён или же появится порт для запуска.

[править] Описание

Группа была основана в 2006 или в 2007 году Константином Семеновым. В группе обсуждается игра Arx Fatalis. Зачастую в группе новички на стенке постоянно спрашивали вопросы про игру, но эти вопросы позже стерли со стены во время массовой чистки в 2014. Ранее группа была открытой, но ее позже закрыли из-за нашествия спамеров.

К концу 2012 году группа стала малоактивной (хотя там была рубрика интересных фактов). Но в 2013 году группу решили возродить из пепла и праха и сделать ее активной.

В группе есть официальный арт и фан-арт по Arx Fatalis, прохождение игры, советы, скриншоты и секреты.

В группе до сих пор проводятся различные опросы по теме игры. В марте-апреле 2014 проводились опросы на узнавание персонажей игры (их было 9 и у них была увеличена голова), а также викторина и турнир.

Также есть две дружественные группы: про игру на движке Doom 3 (приквел игры Arx Fatalis) — Arx End Of Sun (106 участников) и про игру Arx Ratman Story (88 участников). Обе группы на данный момент неактивны, одна из них исчезла. Одним из активных участников группы является Lum Antique, назначенный редактором в конце мая 2015 главным админом группы по рекомендации от одного из администраторов. Именно он сейчас занимается переводами новостей по моду Arx End of Sun и курирует турнир-бестиарий, пока админ-грандмастер находится в отпуске.

[править] Турнир

В начале апреля 2014 начался турнир на популярность персонажей игры (список персонажей появлялся в опросах при помощи генератора случайных чисел). Также есть премиум-группа (подтурнир) и суперфинал (если в премиум-группе будет достойный персонаж).

В турнире проходит по 4 персонажа в групповом этапе (голосований 6, персонажей в каждом по 8), по 2 в 1/8 финала (голосований 6, персонажей в каждом по 4), 1 в 1/4 финала (голосований 4, персонажей в каждом по 3), 1 в полуфинале (голосований 2, персонажей по 2) и 1 в финале и суперфинале (один на один).

Если в голосованиях первых трех этапов кто-нибудь из персонажей набирает более 50 % голосов, его снимают с турнира и переводят в премиум-группу.

В турнире каждое голосование группового этапа и 1/8 финала длилось 2 дня, голосование 1/4 финала — 3 дня, а голосование полуфинала — 4 дня, финала — неделю, премиум-турнира — 3 дня, суперфинала — 4 дня. Сейчас турнир завершен. Чемпионом суперфинала стал главный герой игры — Ам Шегар, а победителем финала — король Покселлис.

В середине 2020 года был проведен второй турнир, победителем суперфинала в котором стал второстепенный персонаж Слай (в отместку за выигрыш Ам Шегара). Осенью 2020 проводится турнир-бестиарий, в котором участники — монстры и существа из игры. В турнире проходит по 2 персонажа по 2 в 1/8 финала (голосований 4, персонажей в каждом по 5), 1 в 1/4 финала (голосований 4, персонажей в каждом по 2), 1 в полуфинале (голосований 2, персонажей по 2) и 1 в финале и суперфинале (один на один). Премиума в бестиарии нет, но будет отдельное голосование по разумным расам Аркса.

Рецензии

Шаблон:Оценки игры на нескольких консолях

Рецензии
Иноязычные издания
ИзданиеОценка
1UP.comB-[6]
AllGame[7][8]
CVG8.3 / 10[9]
Eurogamer7 / 10[10][11]
GameRevolutionB[13]
GamePro[12]
XboxAddict72,7 %[14]
Домашний ПК[15]
Русскоязычные издания
ИзданиеОценка
Absolute Games80 %[16]
Игромания8.0 / 10[19]
Страна игр8.0 / 10[17][18]

Примечания

  1. Trey Walker.
    Arx Fatalis announced (англ.). GameSpot (21 июня 2001). Проверено 15 января 2011. Архивировано 25 февраля 2012 года.
  2. https://en.wiktionary.org/wikipedia/fatalis
  3. 12
    Открыты исходные тексты RPG-игры Arx Fatalis
  4. 12
    Новости — Игры — Открыт движок игры Arx Fatalis
  5. Страница обсуждения возможности создания модификаций для игры на форуме ogl.ru
  6. Arx Fatalis for Xbox from 1UP
  7. Arx Fatalis — Overview — allgame
  8. Arx Fatalis — Overview — allgame
  9. PC Review: Arx Fatalis Review — ComputerAndVideoGames.com
  10. Arx Fatalis | Xbox | Eurogamer.net
  11. Arx Fatalis | PC | Eurogamer.net
  12. Arx Fatalis Review from GamePro
  13. Arx Fatalis Review for the PC
  14. Arx Fatalis (Xbox) Game Profile — XboxAddict.com
  15. Сергей Светличный.
    Дети подземелья // Домашний ПК. — 2002. — № 10. — С. 100-101. Архивировано {a.
  16. Arx Fatalis. Последний бастион (Arx Fatalis) // Рецензия (обзор, review) на AG.ru
  17. Arx Fatalis. Последний бастион на Xbox. Досье игры. 8 скриншотов. 1 видеоролик.
  18. Arx Fatalis. Последний бастион на PC. Досье игры. 8 скриншотов.
  19. Описание игры — Arx Fatalis
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: