Never Alone: Обзор
Задайте среднестатистическому обывателю вопрос об Аляске — и услышите в ответ, скорее всего, нечто невнятное. Вроде: «Ну, это, там, типа, холодно и эскимосы живут». В лучшем случае обыватель вспомнит, что это та самая земля, которую Россия практически за бесценок продала США, а там потом возьми и найдись самое настоящее золото! Кто-то может даже припомнить пару рассказов Джека Лондона (Jack London) на тему золотой лихорадки. Кто-то знает, что помимо золота на этой территории обнаружились и нефтяные залежи. Вот только девелоперов из Upper One Games
интересовали совсем не полезные ископаемые и не политика, когда они работали над своим проектом об Аляске.
Never Alone
— уникальный в каком-то смысле случай. Игра создана в тесном сотрудничестве с представителями народности инупиатов — самобытного племени, на чьих сказаниях и верованиях основана история девочки Нуны и ее ручного песца.
Медведь еще не понял, что попал. Нападать на милых девочек — худшая идея, какая может прийти в голову злодею. Даже если он — животное. Навстречу метели
Наша героиня — девочка из племени инупиатов, которая, несмотря на возраст, уже отлично умеет охотиться. До какого-то момента Нуна благополучно таскала туши животных в родную деревню, помогая сородичам с добычей пропитания, а потом случилась метель. Или даже так — Метель. Время шло, снежная буря не прекращалась, заниматься охотничьим промыслом в этой ситуации было невозможно — и соплеменники юной Нуны стали голодать.
Тогда храбрый ребенок решил, как водится, всех спасти. По дороге к спасению на девочку напал медведь. От хищника ее внезапно защитил песец, который отвлек хищника и заманил его под лед. С этого момента Нуна и песец стали путешествовать вместе. Им предстоит не раз прибегнуть к помощи духов, противостоять ледяному ветру, как водится в платформерах, много прыгать и даже быть проглоченными китом.
История, которую рассказывают нам господа из Upper One
, очень проста и вместе с тем достаточно сложна, как и большинство образцов фольклора. Сама по себе фабула кажется незамысловатой, но характерная мифологическая символика и действительно оригинальная подача делают
Never Alone
чем-то особенно свежим. Мы такого еще не ели.
По разным странам я бродил и мой песец со мною
Хотя это еще как сказать. Геймплей здесь как раз достаточно традиционен для жанра. Играть Нуной и ее песцом можно по очереди, переключаясь между ними, когда это необходимо, или вдвоем с другом — что, безусловно, веселее и эффективнее. Набор уникальных способностей героев трудно назвать разнообразным и богатым: девочка может использовать предметы, в частности таскать ящики и бросать волшебную «болу», работающую как метательное орудие, а ее четвероногий питомец — взбираться по отвесным стенам. Ах да, еще в присутствии песца проявляются полупрозрачные и очень красивые природные духи, которые здесь используются просто как… платформы для запрыгивания и перепрыгивания. Духов, видимо, совсем не напрягает, когда кто-то топчется у них по голове.
Духи любят массаж головы. Особенно удачным массаж головы получается в исполнении ребенка и песца.
Впрочем, несмотря на видимый аскетизм игрового процесса,
Never Alone
порой ставит перед нами довольно-таки нестандартные задачки. Иногда, например, кажется, что мы — в полном тупике. Вперед прохода нет, ни одна из двух-трех несчастных «суперспособностей» персонажей не работает, что делать — непонятно. И только спустя какое-то время мы вдруг понимаем, что здесь всего-то и нужно — взобраться по одной отвесной стене, оттолкнуться в прыжке от стены напротив и приземлиться прямо на голову очередному духу.
Так что особенно заскучать мы, пожалуй, не успеем: скромный комплект умений героев компенсируется богатством и разнообразием окружающей среды. Особенно интересным процесс прохождения становится тогда, когда Нуна и ее спутник добегают до очередной головоломки. Вот как с медведем. Просто убегать от него — скучно, скажем откровенно. Зато, оказавшись в берлоге злого зверя, из которой вроде бы нет выхода, а есть только уступ, где может временно спрятаться от нападающего бедная девочка, и платформа, по которой способен бегать песец, мы ощущаем приятное шевеление серых клеточек внутри своей головы.
Не отставай и не застревай!
К сожалению, одиночный режим прохождения чреват рядом неприятных проблем с искусственным интеллектом. Наш напарник, ведомый компьютером, порой творит невероятную ерунду: падает и разбивается, когда мы даже близко не подходили к краю, или, наоборот, стоит на месте, когда нужно бежать, — словом, ставит палки в колеса почище голодных медведей, китов и скверных усатых дяденек, желающих отобрать у Нуны ее «болу».
Вот это жутковатое антропоморфное существо называется человеком-совой. Судя по всему, человек-сова — шаман. На лицо ужасный, но добрый внутри.
Зато, когда один из партнеров гибнет, второй очень натуралистично по нему убивается, в то время как мы — чертыхаемся, ведь сохраниться где попало нельзя, нужно непременно добраться до контрольной точки. Причем расположены эти контрольные точки как-то странно: похоже, что есть «большие» и «малые» метки для загрузки, которые включаются в разных случаях. Так, после смерти одного из персонажей мы продолжаем движение почти с того же места, на котором и остановились, однако выход из игры означает, что при следующей попытке снова погрузиться в мир льдов, карибу и странных духов нас здорово отбросит назад.
Кстати, поговорим о карибу. Never Alone
— не просто аркада. Это еще и образовательный проект в каком-то смысле. К игре прилагается множество видеороликов под кодовым объединяющим названием «экскурсы в культуру». Некоторые доступны сразу же, остальные открываются по мере продвижения по сюжетной линии. В многочисленных видео мы можем действительно ознакомиться с культурой инупиатов, завесу над которой приоткрывают для нас подлинные представители северного народа. Мифология, обычаи, быт, жилища, одежда, охота — во все это запросто можно закопаться с головой, совмещая приятное с полезным, расширяя кругозор и вообще.
И вообще
На Never Alone
в целом очень приятно смотреть. Фигурки и объекты здесь трехмерные, хотя о полноценном 3D речь не идет: герои двигаются только слева направо, как это обычно и бывает в платформерах. Впрочем, не в количестве измерений счастье. Заснеженная Аляска предстает перед нами во всем своем великолепии — оттенки белого, голубого и синего сверкают с мониторов, заставляя почти тактильно ощутить на коже дыхание морозного ветра. Время от времени нам показывают двухмерные ролики, стилизованные под рисунки инупиатов на кости, — и это тоже выглядит очень необычно и красиво. Стилистика, атмосфера и подача — те три кита, на которых стоит
Never Alone
. Стоит, нужно сказать, весьма твердо.
Огненные шары, огненные шары… Вот это я понимаю — огненный шар!
***
В большинстве случаев образовательный подтекст в игре вызывает зубную боль одним фактом своего существования. Но не в случае с
Never Alone
. Здесь разработчикам действительно удалось отличнейшим образом соединить рассказ об удивительном народе с трогательной и красивой историей о храброй девочке Нуне и ее ручном зверьке. Пусть в отношении геймплея эту аркаду нельзя назвать безупречной, все равно пройти мимо нее было бы обидно.
Плюсы:
трогательная история; атмосферная подача; очень пристойная графика.
Минусы:
слабый искусственный интеллект в одиночном режиме; порой несколько однообразный геймплей.
Некоммерческое партнерство «Рукописные памятники Древней Руси
Некоммерческое Партнерство «Рукописные памятники Древней Руси» создано при участии Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН и издательства «Языки славянских культур». Научное руководство деятельностью Партнерства осуществляет Научный совет, возглавляемый чл.-корр. РАН, директором Института русского языка РАН А. М. Молдованом. В Научный совет входят: А. А. Гиппиус, В. М. Живов (зам. председателя Научного совета), А. А. Зализняк, А. А. Пичхадзе, Н. Н. Покровский, А. А. Турилов, В. Л. Янин. Главная наша цель – собрать как можно более обширный электронный архив древнерусских материалов, хранящихся в отечественных и зарубежных музеях (архивах, библиотеках, хранилищах) и представить его в открытом доступе в интернете с соблюдением и защитой всех юридических прав музеев-хранителей рукописей. Важность этой задачи обусловлена тем, что к настоящему времени опубликована лишь незначительная часть (менее 0.1 процента) рукописных памятников, находящихся во многих хранилищах Москвы, Петербурга, Великого Новгорода, Костромы, Твери, Ярославля, Казани, Саратова, и других городов. Между тем собрание древне- и старорусских рукописей (XI–XVII веков), хранящихся в российских библиотеках и архивах, чрезвычайно велико и насчитывает более 100 000 единиц хранения. При отсутствии полноценных и качественных копий мы находимся под постоянной угрозой утраты этого наследия. Реализация поставленной цели будет осуществляться путем предоставления на нашем сайте персональной экспозиционной площадки музеям, архивам, издательствам, научно-исследовательским коллективам для размещения в открытом доступе электронных копий имеющихся у них рукописных материалов (вместе с необходимой сопутствующей информацией: права на ее публикацию, адреса и телефоны для научных и деловых контактов и пр. Мы также берем на себя техническое обслуживание этой экспозиции, включающее первичную обработку и последующее размещение отсканированной рукописи, обновление и дополнение экспозиционных материалов и др. При этом все права музея, архива (другого правообладателя) на предоставленные материалы полностью сохраняются, а рукописные материалы размещается в виде, не допускающем их несанкционированное издание. Примером может служить наше сотрудничество с Государственной Третьяковской Галереей. В настоящее время нашем сайте размещается электронная копия издания «Типографский Устав (устав с кондакарем)» а трех томах, осуществленного под научной редакцией Б. А. Успенского издательством «Языки славянских культур» при содействии Галереи. Это издание посвящено рукописному памятнику конца XI – начала XII вв. Первый том представляет факсимильное воспроизведение рукописи, второй — наборное воспроизведение и словоуказатель, третий содержит посвященные ей научные исследования. Пример сотрудничества с учеными – раздел, посвященный древнерусским берестяным грамотам, разработанный коллективом ученых во главе с академиками В. Л. Яниным и А. А Зализняком. Впервые в полном объеме представлены коллекции берестяных документов Государственного исторического музея и Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Примером сотрудничества с издательствами является совместная работа с издательством «Языки славянских культур», которое предоставило нам свои издания первых томов Полного собрания русских летописей, п также рукописных книг «История иудейской войны Иосифа Флавия» (древнерусский перевод) и «Псалтырь 1683 г. в переводе Аврамия Фирсова». Наряду с главной задачей — собрать полный электронный архив древнерусских материалов, мы ставим перед собой еще две задачи. Вторая задача, непосредственно связанная с первой — создание специальных образовательных программ по изучению самых разных аспектов древнерусской истории, литературы и культуры, как светской, так и религиозной (включая богослужение, монастырское устройство, художественные стили и вкусы, культовые фигуры и проч.). Эти программы, ориентированные на разные образовательные уровни обучающихся (от младших школьников до студентов старших курсов и аспирантов университетов) могут стать незаменимым подспорьем в школьном и вузовском образовании на всей территории России, важным источником возрождения отечественного самосознания и духовных традиций. Наконец, третья наша задача — способствовать расширению исследований по истории, литературе, культуре, языку Древней Руси, путем облегчения доступа отечественным и зарубежным славистам к рукописным источникам и посвященным им научным работам. Это будет способствовать повышению интереса к русской истории и культуре, росту ее влияния и авторитета в мире.
ЭЛЕКТРОННЫЙ АРХИВ
Из фондов отечественных библиотек, музеев, архивов, частных коллекций
- Древнерусские берестяные грамоты
- Русские летописи
- Издания славянских памятников
В создании сайта участвуют и помогают:
Издательство «ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР» ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. В. В. ВИНОГРАДОВА РАН ИКТ для НКО
Публикация и другие виды распространения представленных на сайте Некоммерческого Партнерства «Рукописные памятники Древней Руси» материалов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ без письменного разрешения их правообладателей.
Контактный email: