Кто победил Рим – древние германцы

Правовые реформы византийского императора Юстиниана сохраняют свою актуальность и в наши дни.

(akg-images)

Римская империя оставила в европейской культуре свои бесчисленные следы. Но ее наиболее значительным вкладом в политическое устройство современной Европы стала правовая система, непосредственное влияние которой сохранилось вплоть до наших дней. В этом убежден Паскаль Пишонна, профессор римского права из Университета г. Фрибур.

Когда речь заходит о римском наследии в Европе и в Швейцарии, то на ум приходят, прежде всего, грандиозные амфитеатры или искусно построенные акведуки. В странах, территории которых некогда входили в состав Римской империи, римские следы можно без труда увидеть не только в архитектуре, но и в искусстве в целом, в философии и в политике. Однако есть сфера, где римское наследие имеет особенный вес. Речь идет о праве.

sswissinfo. ch: Господин профессор, Вы утверждаете, что важнейшее наследие Рима с точки зрения современного европейца находится в правовой области. Почему?

Паскаль Пишонна (Pascal Pichonnaz): Во-первых, потому, что римское право сильнейшим и самым непосредственным образом повлияло на развитие правовой системы Запада. Мы до сих пор постоянно на него ссылаемся. Не случайно, что оно остается обязательным предметом для всех студентов правовых факультетов.

Затем, нужно подчеркнуть, что право, — кроме латинского языка, — остается единственным, скажем так, «чистым» вкладом Рима в развитие западной цивилизации. В других областях, например, в области философии и архитектуры, к римскому влиянию примешивались, например, греческие элементы. В праве такого нет.

Видео Швейцарские водоемы для римской торговли

В настоящее время в Швейцарии реализуется амбициозный историко-исследовательский проект «EntreLacs» («Между озерами») с участием сразу семи …
Автор: Julie Hunt

swissinfo. ch: Римляне были не единственными, кто смог в период Античности создать развитую правовую систему. Достаточно вспомнить о законах Хаммурапи (1750-е гг. до н. э.) или о правовых реформах Солона в Афинах (594 г. до н. э.). Почему же мы придаем такое почти исключительное значение именно римскому праву?

П. П.: Римляне первыми превратили право в настоящую науку. Особенность римского права состоит в его способности сократить конкретную проблему до одного или двух тезисов, выведя затем из них универсальный закон. Это во многом напоминает современное англо-саксонское право.

Я приведу вам один типичный пример. Некто продает крестьянину корову, но она оказывается больной и заражает всех остальных коров, отчего стадо вымирает полностью. Кто отвечает за понесенные убытки: продавец или покупатель?

Римское право различает три случая. В первом продавец знал, что корова больна, а потому ответственность за причиненный ущерб несет он. Во втором случае продавец — это профессионал, который изначально сделал все возможное, чтобы удостовериться, что корова не была больна. В этом случае он не несет ответственности за ущерб. И в третьем случае, продавец не был профессионалом и не разбирался в коровах. А потому он не отвечает за происшедшее.

(unifr.ch)

swissinfo. ch: Это, действительно, очень интересная история, но какое отношение она имеет к сегодняшнему дню?

П. П.: Куда более непосредственное, чем можно было бы себе представить. Шесть лет назад Федеральный верховный суд в Лозанне принял решение по очень похожему случаю. Продавец животных ввез из-за границы шесть попугаев, которых он продал заводчику птиц, владельцу вольера, за 4 500 франков.

Предварительно он поместил птиц в карантин и удостоверился, что у них нет проблем со здоровьем. Но один попугай все-таки оказался носителем неактивного вируса, который проявлялся только тогда, когда птица попадала в ситуацию стресса. В результате весь птичий вольер оказался заражен и заводчик понес убытков на два миллиона франков.

В этом деле Федеральный трибунал теоретически опирался на римское право. И если бы он сделал это последовательно и до логического конца, то продавец должен был бы быть признан невиновным, учитывая тот факт, что он принял все необходимые профилактические меры.

Федеральные судьи, тем не менее, не пришли к такому решению — либо потому что они не слишком хорошо понимали римское право, либо из-за причин, связанных с какими-то страховыми аспектами. Как бы то ни было, но судьи отталкивались именно от римского права.

swissinfo. ch: Можно ли привести еще один пример?

П. П.: Да, это ситуация, которая может коснуться каждого. Привычная нам всем возможность обменять бракованный товар в течение срока действия гарантии производителя, происходит также из Римской империи. Она существовала еще на рынках Рима и касалась рабов и домашних животных.

Если они оказывались бракованными, у покупателя было право объявить договор купли-продажи ничтожным или хотя бы в течение года потребовать скидку в цене. Этот принцип был затем при византийском императоре Юстиниане I (годы правления 527-565 гг. н. э., — прим. ред.) распространен вообще на все договоры купли-продажи как таковые, и затем стал частью швейцарского права.

Римская империя и Швейцария

Во времена Античности территория нынешней Швейцарии, прежде всего центральная ее часть, была населена племенами кельтов, а точнее — гельветами.
Стремясь избежать давления германцев с севера, гельветы предприняли попытку завоевать Галлию, но были остановлены Юлием Цезарем во время сражения при Бибракте (58 г. до. н. э.) и вынужденно вернулись обратно в нынешнюю Швейцарию.

С тех пор территория современной Швейцарии была включена в Римскую империю. Центральная ее часть стала территорией в рамках римской провинции «Germania superior», в то время как нынешние Тичино и Граубюнден образовали провинцию «Реция» («Raetia», «Rhaetia»).

С середины 3 века н. э. территория Рима подверглась нашествиям варварских племен. Римский период завершился с убийством в 454 году императором Валентинианом III великого военачальника Западной Римской империи Флавия Аэция (Flavius Aetius) и с разграблением в 455 году вандалами Рима.

Швейцарская территория отошла в распоряжение двум народам германского происхождения: бургундам и алеманам. Первые устремились к цивилизации, быстро стали христианами и освоили галло-романский язык и обычаи, тогда как вторые долгое время сохраняли свой исконный «варварский» стиль жизни.

Римская цивилизация оставила множество следов в Швейцарии. Главными памятниками римского присутствия в стране являются бывшая столица римской Гельвеции Авентикум (Aventicum), сегодня город Аванш (Avenches) в кантоне Во, Аугуста Раурика (Augusta Raurica), крупная археологическая достопримечательность и музей под открытым небом рядом с нынешним городом Аугст (Augst) в кантоне Базель-сельский, и городище Виндонисса (Vindonissa) в нынешнем городе Виндиш (Windisch), что в кантоне Ааргау.

Конец инфобокса

swissinfo. ch: Римская империя пала в 476 году. Не удивителен ли для Вас тот факт, что и два тысячелетия спустя ее влияние остается столь значительным?

П. П.: Стоит только чуть более углубленно заняться историей того времени, и ответ на Ваш вопрос возникнет сам собой. После краха Западной Римской империи, на территориях, ранее в нее входивших, продолжали действовать те или иные фрагменты римского права, которые сосуществовали параллельно с местным обычным правом.

При этом в сфере юрисдикции Восточной Римской империи римское право продолжало полноценно применяться и действовать. В первой половине 6-го века н. э., а точнее в 528 году, византийский император Юстиниан I приказал полностью пересмотреть римское право. Три основные составляющие римского права («Дигесты», «Кодекс Юстиниана» и «Институции» — прим. ред.) были завершены в 534 г.

В 554 году Юстиниан ввёл использование своих законов в Италии. Один рукописный экземпляр «Дигестов», найденный позднее в Пизе, был использован в конце 11-го века для возрождения исследований римского права в Болонье. Это вылилось в создание первого Университета и первого юридического факультета в Европе.

С этого момента римское право распространилось на всю католическую Европу. Исторические изыскания показывают, что в Болонском университете в период между 1265 и 1300 гг. обучалось 225 студентов из Швейцарии, а в период с 1300 по 1320 гг. таких насчитывалось 85 человек. Болонья стала настоящей интеллектуальной матрицей для всей Европы.

Конечно же, юриспруденция продолжала усовершенствоваться на протяжении столетий. Но римское право оставалось основным источником этого процесса в континентальной Европе. Англия развивалась несколько по-другому по причине своей уже тогда проявившейся тенденции к «блестящей изоляции».

Однако Франция с ее законодательством Наполеона или Германия и ее «историческая школа права», созданная Фридрихом Карлом фон Савиньи (1779-1861), все они черпали свое вдохновение непосредственно из римского права.

swissinfo. ch: То есть, можно сказать, что римское право сформировало современную Западную Европу…

П. П.: Да, без сомнения. По сути, европейская идентичность покоится на трех основных опорах: христианстве, аристотелевской философии и римском праве. Обратите внимание, что влияние римского права распространилось далеко за пределы западного мира. Европейскую правовую систему переняли такие страны, как Турция или Китай. И не случайно, поэтому, что кафедра римского права существует даже в Японии.

Перевод с французского и адаптация: Людмила Клот и Игорь Петров.,

swissinfo.ch

Рецензия на Europa Universalis: Rome — Vae Victis(Европа. Древний Рим: Золотой век)

Vae Victis (Горе побежденным) — мини-дополнение к игре Europa Universalis: Rome. До полноценного ему очень далеко, но и патчем его назвать нельзя — игровой процесс заметно модифицирован. Не будем повторять сказанное об игре, а остановимся только на изменениях.

У игры значительно изменился интерфейс — и в лучшую сторону. Большинство параметров вынесено на видное место в верхней части экрана — особенно приятно, что там же оказался важный для многих игр от Paradox Interactive престиж

, иначе именуемый badboy, ведь от него зависит вся дипломатия. И больше не будет вопросов: «А почему меня так не любят?» — все как на ладони. Кроме того, теперь не нужно каждый раз открывать окно дипломатии и искать требуемую настройку, весь список будет доступен при выборе любой провинции. Ну а то, что его надо пролистать вниз, — уже мелочи по сравнению с тем, что было.

Но есть один недоработанный момент: самая востребованная настройка в данном меню — заключение торгового соглашения между провинциями — упрятана едва ли не в самый низ списка. С учетом долгих поисков, разрывов существующих договоренностей (в основном из-за потерь партнером земель в войне или в результате бунта в провинции), регулярных отказов от нового сотрудничества и увеличением количества маршрутов задача становится рутинной.

Кстати, раз уж мы заговорили об интерфейсе торговли… Раньше доходность маршрута определяло только расстояние, и наиболее выгодным было соглашение между Селевкидами и прибрежными варварами Западной Европы. Увы, халява кончилась, сэр, лопату для загребания миллионов забрали… Теперь есть всего два вида маршрутов — внутренние и внешние. С торговли между собственными провинциями можно получать до 0,08 золотых, причем это редкость и такого можно добиться только в очень богатых землях, чаще прибыль будет в пределах 0,03–0,07. С зарубежных рынков доходность выше — от 0,11 до 0,19. Потому нужно стараться продать все свои товары за границу, если, конечно, не вы не планируете их внутреннее использование.

В республике каждый первый рвется сделать политическую карьеру.

Товаров стало чуть больше — добавились ткань

(cloth),
папирус
(papyrus) и
дичь
(game). С продукцией легкой промышленности корабли строятся на двадцать пять процентов быстрее. А поскольку для их производства необходимо дерево, маршруты торговли вполне определенны. С папирусом дела обстоят интереснее; его на карте немного, а плюс очень приличный — количество очков исследований увеличивается на четверть. И заполучить этот ресурс нужно в самые крупные провинции. Дичь дает новым войскам десять процентов стартового опыта — это прилично, но нужно помнить, что параметр падает со временем. Если отвлечься от игровых условностей, картина получается занятной — в провинции с ресурсом будущие солдаты тренируются с помощью охоты, но сей процесс на импортном зверье выглядит очень и очень странным.

Серьезные изменения коснулись системы боя — ранее использовалась доставшаяся по наследству вместе с движком. Сражения намного более скоротечны и жестоки, и даже крупная армия редко переживает хотя бы два поражения подряд. С одной стороны, это плюс — нет бесконечных погонь за отступающей в глубь нашей

территории вражеской армией. Но и мы лишились единственной возможности вмешаться в течение боя — из-за сжатия времени редко когда удается отвести проигрывающую армию с поля боя. А это значит, что исход сражений в еще большей мере зависит от генератора случайных чисел.

Поскольку бои стали жестче и потери заметно возросли, численность армий тает быстро и на восстановление в прямом смысле уходят игровые годы. Но когда кажется, что все плохо, на сцену театра боевых действий выходят они — наемные войска. Они дороже обычных и не пополняются при гибели. А еще они не бесконечны — если есть пятнадцать отрядов наемников, шестнадцатый появится много позже.

В оригинале было довольно персонажей, которых можно было назначать губернаторами, полководцами или разнообразными советниками. Но реальное значение имели только циферки характеристик. Отлично владеет оружием — значит, быть ему полководцем. А если хороша хватка — прямой путь в губернаторы. Сейчас все несколько усложнилось — у каждого из подчиненных нам людей есть свои собственные жизненные цели, и они могут быть самыми разнообразными. Один хочет жениться, второй — получить должность, а третий — чтобы страна заключила союз с другим государством. Вариантов несколько больше, но эти примеры хорошо иллюстрируют все три сферы желаний — личные (семья, богатство или смерть врага), положение в обществе и большая политика, но одновременно может быть активно только одно. Выполним желание — изменятся характеристики персонажа, возможно, даже постоянные качества увеличатся. Если же случится обратное например, при желании союза начнем войну, — то и эффект будет отрицательным. Но вот незадача — сколько желаний своих подданных не выполняй, рано или поздно придет время, когда их жадный взгляд ляжет на трон. А сие трудновыполнимо даже в республике.

Первая же цель игры за Селевкидов — захватить Армению. Но сначала бы с Египтом разобраться.

У персонажей добавилась одна характеристика — известность

(prominence). Влияет она… на семейное положение. Вручаем титул (но не должность!) — и через некоторое время осчастливленного высоким положением в обществе человека начинают узнавать на улице. А это уже повышение шансов жениться и, быть может, обзавестись наследником.

Персонажи могут не любить власть, а правитель в ответ может плюнуть от лица коллектива. Отрицательно настроенную личность можно арестовать, а впоследствии — казнить. Высылка из страны тоже возможна. Но все эти действия повышают уровень тирании

в государстве, и забота о благе такими черными способами может выйти боком. Ссыльные не исчезают с карты мира — они обязательно появятся при дворе одной из других стран. Заявятся со словами: «Здравствуйте, я ваша тетя» — и будут жить. Жаль, но указать им на дверь сразу нельзя, разве что выслать еще куда-нибудь.

Война — тоже повод для смены гражданства. После уничтожения страны большинство ее персонажей бежит в поисках жилеток по окрестным союзникам, чтобы значительно увеличить численность придворных. Некоторым везет не так сильно, и они попадают в плен к победителю, а уж во власти того — казнить их или выпустить из тюрьмы.

Пользу можно получить и от освобождения — ведь среди беженцев и пленников могут быть персонажи с высокими характеристиками и навыками. И даже недавнему заключенному достаточно заплатить некоторую сумму, чтобы враждебность сменилась на благожелательность к новому правителю. Теперь хоть в генералы может идти, если талант есть.

В игре было и есть три типа государственного устройства — «дикие» варварские племена, единоличные монархии и республики разных видов. Но теперь между ними есть серьезные различия — правителю придется считаться с теми или иными факторами при управлении.

Вождь клана недоволен тем, что ни один из его соплеменников не получил должности. Наглая ложь, но стабильность все равно падает.

Начнем с простого — племен

(их стало больше, теперь в числе прочих территорий заселены и Британские острова). Помимо вождя, который и будет от нашего лица представлять государство, знают, как управлять страной, еще и четыре предводителя кланов (пятый — сам правитель). Большой пользы обнаружено не было, зато гадости делают только так — выскажется кто-нибудь из них нелестно, а мы штрафы получай, как правило — к стабильности. А это означает, что малейшее недовольство вкупе с мизерным доходом означает едва ли не вечное минус три и невозможность что-то сделать. Предотвращать подобные эксцессы можно, но сложно — нужно удовлетворять требования: например, соблюдать видимость демократии, равномерно распределяя должности. Но это все равно не выход — желающих получить хлебное место заведомо больше, чем этих самых мест.

У монарха

жизнь иная — вместо четырех потенциальных соперников у него целый государственный совет из дюжины персон. И если вожди кланов преследуют личные интересы и совсем не против стать абсолютными властителями, придворные о себе думают не так часто. Зато у них есть мнение, кто же самый лучший наследник! В стабильном обществе их интересы, как правило, совпадают с государственными. Но чуть что, и приоритеты меняются. Если недовольных много — быть гражданской войне.

Но на фоне республик

управление племенами и монархиями различается слабо. Ведь здесь есть еще и Сенат, активно участвующий в управлении государством. Но все начинается на уровне персонажей — каждый из них принадлежит одной из партий. Четыре из них «положительны» — военная, торговая, гражданская и религиозная. Консул (для упрощения будем использовать римские наименования, у остальных республик они иные, но смысл тот же), входящий в любую из них, принесет стране ощутимые плюсы. Но есть и пятая — популисты, к ней относятся все нелояльные к нынешней власти персонажи. Неудивительно, что от них один вред…

Колхида проиграла войну Иберии и Боспорскому царству, теперь большинство придворных пришли к нам.

Если правитель принадлежит к этим дармоедам, страна получает не плюсы, а штрафы к развитию. Неприятности могут быть и при «правильном» консуле — если популисты сильны, они могут развязать гражданскую войну.

Персонажи могут менять свои политические взгляды в зависимости от происходящих событий. Если чего-то не хватает, появятся и желающие это заполучить — долгий мир усилит военных, а недостаток храмов — сторонников религии. Свои партии усиливают и советники по исследованию — магистраты; чем выше их личное обаяние, тем большее влияние они оказывают. Но в этой схеме есть исключение в пользу популистов — они получают серьезный естественный плюс к силе партии фактически ни за что.

Сенат в игре — это вполне реальная, хоть и обезличенная сила. Сотня заседающих распределяется между партиями в той же пропорции, что и персонажи. А от силы каждой из пяти фракций и их взглядов на ту или иную проблему мы будем получать разный уровень поддержки любых дипломатических и политических действий — от заключения торгового соглашения до убийства определенного человека. Уровней согласия три: зеленый — больше шестидесяти сенаторов поддерживают нас, и можно не опасаться за последствия, желтый — от сорока до шестидесяти согласны с нашим желанием, но могут быть и недовольные, такого стоит избегать, и красный — меньше сорока человек голосуют за, а кнопка становится неактивной. Но блокирование нашего решения не вечно — пройдет какое-то время, и мнение изменится.

Пираты в бою безопасны, но блокада портов бьет по экономике.

Но, кроме кучи приближенных к императору и вызываемых ими проблем, игрокам добавили и свободы немного изменять правила игры. Для каждого из трех видов правления есть свой набор законов

— но быстро нащелкать их все не удастся, поскольку для каждого есть требования. Это могут быть характеристики правителя, стабильность страны, активное знамение с положительным или отрицательным успехом, уже действующие законы. Если эффект не сильный, он может быть только положительным, но чаще всего в нагрузку идет небольшой штраф. Любой закон можно отменить, для этого тоже есть свои требования, зачастую еще более жесткие, чем для принятия.

Похожи на законы и решения

, эффект от них однократный и необратимый, зато какой! Можно запросто объявить племя военной республикой и получить все причитающиеся преимущества, но для этого к власти должен прийти не абы кто, а человек с хорошей хваткой. Или монархию объявить империей — для этого придется изрядно потрудиться, расширяя свои владения. А то и вовсе объявить правителя богом, но сделать это можно только с действительно выдающейся личностью.

Europa Universalis Rome: Vae Victis взяла кое-что от последнего дополнения In Nomine к своей старшей сестре Europa Universalis 3, что-то от Crusader Kings, а фракции достались от не совсем удачно сделанной Pax Romana. Но маловата, надо сказать, порция нововведений для дополнения…

ДОСТОИНСТВАНЕДОСТАТКИ
Новизна
2

Дополнение

(требует установленной оригинальной игры)

новый интерфейс, больше событий, внутренняя политиканет логики в желаниях персонажей, задания берутся из воздуха
Награда журналаВердикт:
Дополнение расширяет возможности и несколько повышает сложность игры. Но серьезных изменений ждать не стоит.
Рейтинг журнала
Игра Дополнение Игра

86%

Дополнение

76%

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: