Mass Effect 3. Конец трилогии

Много уже было сказано до нас о том, какой прорыв в жанре Action/RPG совершила компания BioWare, как ловко и талантливо Рэй Музика и Грег Зещук соединили удобную боевую систему, огромный детально проработанный мир и жутко интересный сюжет в одно целое. Назвали это явление Mass Effect, игра тут же была принята за эталон. Mass Effect – один из тех франчайзов, игровой мир которых исследовать действительно хочеться, и для этого не нужно читать скучные дневники или прослушивать дополнительные материалы. Любой, кто даже без особого фанатизма пробежал основные миссии любой из игры трилогии, без запинки расскажет, что действие игры разворачивается в XXII веке, что есть такой Капитан Шепард, который мотается на своём корабле – «Нормандии» – по всей галактике и пытается предотвратить возвращение древней инопланетной расы – Жнецов. Это исполинские разумные корабли, которые примерно раз в в 50000 лет уничтожают всю органическую жизнь в галактике, чтобы, как они сами объясняют, покончить с хаосом и бесполезными войнами. И вот как раз приближается время нового Цикла: присутствие и скорое вторжение Жнецов – неизбежно. Но текущей цивилизации повезло, ведь у них есть тот самый Шепард – простой человек, солдат, патриот. Но его знает каждый ребёнок, в любом уголке галактики, ведь он и его команда – последняя надежда на спасение. Что ещё нужно знать о Mass Effectкак явлении в гейминдустрии, так это то, что бездумно проходить игру ради ещё одной галочки в списке «пройдено» — не выйдет. Дело в том, что существует множество опций, которые позволяют вам самим на ходу изменять сюжет игры. Принятые решения, заведённые знакомства, выполненные квесты в первой игре, оказывают значительное влияние на вторую. Ну а в триквеле дошло до того, что после импорта сохранений из Mass Effect 2 и старта новой игры – сюжет преображался. Меняются сотни строк диалогов, появляются или исчезают знакомые персонажи, целые расы могут пропасть из повествования. Даже сравнив самую первую катсцену в Mass Effect 3 в «чистом» виде и после синхронизации игры со старыми сейвами, можно отчетливо увидеть, что добавилось реплик, на заднем плане вам улыбаются совсем другие люди, да и вообще с вами разговаривают как со старым знакомым, с которым пришлось пройти через огонь и воду. Это невероятно сближает игрока с вселенной и персонажами.

Начало конца

Действия непосредственно Mass Effect 3 начинаются с внезапной атаки Жнецов на Землю. К интервенции не был готов никто, ведь предостережениями Шепарда пренебрегли, отстранили его от службы, отобрали «Нормандию» и личный жетон. Но как только присутствие первых кораблей было замечено в системе Млечный Путь – капитана откопали, отобрали солнцезащитные очки и коктейль, впихнули в руки ствол и, игнорируя его «Я же предупреждал», отправили на Цитадель для оперативного составления плана действий в борьбе со Жнецами. Тем временем Земля за считанные часы превратилась в беспомощный пылающий шар, миллиарды людей погибли или были вынуждены облачиться в военную форму, дабы помочь Альянсу выстоять в неравном бою. Итак, в нашем распоряжении всё та же «Нормандия» образца SR2, верный Джокер за штурвалом, СУЗИ на подхвате и возможность снова бороздить просторы вселенной. Только теперь ситуация очень напряжена. Нужно обратиться за помощью к каждой цивилизации, чтобы заручиться их поддержкой в финальной битве за выживание. Время поджимает, члены Совета становятся в не себя от ответственности, которая на них лежит, да ещё и организация «Цербер», на которую Шепард фактически работал в Mass Effect 2, ставит палки в колёса. Помимо того, что нужно сплотить все цивилизации, попутно избежав распрей и новых конфликтов между расами, перед Шепардом стоит ещё одна задача. Во время миссии на Марсе Шепард, с помощью старой знакомой Лиары Т’Сони находит чертежи древнего протеанского оружия, которое те пытались когда-то построить, чтобы покончить со Жнецами раз и на всегда. Команда «Нормандии» начинает поиск данных, которые помогут завершить начатую протеанами работу, но оказывается, что не хватает одного компонента – так называемого Катализатора. Подключая к своей миссии всё новых союзников, Шепард получает одновременно и ресурсы, необходимые для постройки Горна (так называется это оружие). Само собой, что оказалось Катализатором и сработало ли оружие, мы не расскажем из понятных соображений. В принципе всё, ситуация вам должна быть ясна. Остальное узнаете сами, разве что можем сказать, что в одной из миссий Шепард наконец побывает на Земле, а также на протяжении всего сюжета повстречает почти всех персонажей из предыдущих частей сериала. Это при условии, если вы играете со старыми сохранениями и что ваши напарники пережили финал Mass Effect 2. Если же вы будете проходить кастомную версию Mass Effect 3, то в любом случае обнаружите такие имена как Эшли Уильямс/Кайден Аленко, Джейкоб Тейлор, Тейн Криос, Урднот Рекс, Джек и другие на мемориальной доске в память погибших членов экипажа «Нормандии» на одной из её палуб. Так что не поленитесь проверить «Мои Документы» на наличие сохранений из Mass Effect 2 или попросите их у знакомых геймеров (кстати, любой вариант сохранений можно найти на специальных библиотеках в Интернете), если хотите дать вышеперечисленным персонажам ещё один шанс.

Обзор Mass Effect

Самые успешные игры BioWare были основаны на уже продуманных кем-то вселенных (Star Wars и Forgotten Realms), Mass Effect же, как и Jade Empire — полностью оригинальная и очень даже неплохая разработка. Игроку предстоит взять на себя роль офицера человеческой расы, совершенно случайно вынужденного спасать Галактику. Все мы уже слышали такое много раз, не говоря уж о прочих знакомых моментах, но в общем игра может похвастаться большим количеством свежих персонажей, диалогов и интриг. В геймплее Mass Effect мало проявляет свою RPG-составляющую, оказываясь полустандартным шутером от третьего лица. Единственное заметное отличие — успех протагониста в бою зависит не только от умения и реакции игрока, а и от его экипировки. Управление двумя товарищами (можно выбрать из шести предложенных) в основном сводится к «поди туда, стреляй того, прикрой меня» и подобным действиям. Да, этого хватает, но называть такое тактическим интерфейсом — просто смешно. Возможность поставить игру на паузу и раздать команды так тоже неплохо работает, оставаясь аж никак не сравнимой с богатыми инструментами предыдущих творений BioWare.

Основа Mass Effect — несколько планет, которые вы вольны посещать в любом порядке. Именно из них «складывается» сюжет, и реализовано это очень даже хорошо, хоть и немного линейно. Основной сюжет легко можно пройти за 10-20 часов; подкиньте ещё раз или два по столько же на переигрывание (а повторить всё заново непременно захочется благодаря предлагаемому богатству выбора) и картина примерно ясна. Есть тут также немало побочных заданий и планет для исследования, стремящихся подарить вам ощущение открытого мира, вот только выглядят они скорее уж плодами случайной генерации, чем работы сценаристов и дизайнеров. Тратить много времени здесь просто не хочется.

Вторая очевидная недоработка — инвентарь. Предметы не складываются вместе, не наблюдается никаких опций сортировки, меню чрезмерно медленны и т. д. Просто катастрофичная ошибка, способная испоганить впечатление от всей игры. Большинство добычи к тому же совершенно не представляет интереса (мизерные вариации характеристик, совершенно не влияющие на геймплей), но игрока всё равно вынуждают перебирать весь накопившийся мусор ради возможно завалявшейся где-то там крутой пушки. Одну из самых приятных частей RPG — нахождение новой, лучшей экипировки — BioWare ухитрились испоганить. Они что, просто не заметили?..

Ах да, мини-игры. Чёртовы мини-игры, требующие нажатия на кнопку вовремя. Похоже на QTE, только без всяких там роликов на фоне. Они везде. Хотите открыть дверь? Дурацкая мини-игра. Открыть ящик? Дурацкая мини-игра. Забрать артефакт? Дурацкая мини-игра. Исследовать минеральную залежь? Да вы уже догадались, наверное. Снова, снова, снова и снова, причём единственные изменения в них по ходу игры — количество требуемых нажатий. Это может с ума свести! К счастью, вы можете проматывать их, когда разбогатеете, но до тех пор это форменный кошмар. Кому пришла в голову такая «гениальная» идея, а? У меня есть к нему разговор…

В графическом плане Mass Effect вышла замечательной. Модели персонажей поразительны, особенно их жесты и выражения лиц, окружающий мир на протяжении сюжетных миссий прекрасно задаёт атмосферу, вот только платить за эти красоты приходится довольно высоким прожорством игры. На консолях это выливается во «внезапные» возникновения текстур из пустоты — неприятная штука. Касательно звука стоит отметить абсолютно полную озвучку (каждая строчка любого диалога, да-да!), притом очень качественную. Среди актёров даже отметилось несколько известных людей.

Заключение

Mass Effect — прекрасное воплощение в жизнь широко известной «палки о двух концах». Она достаточно хороша, чтобы поиграть стоило, но придётся смириться со многими вещами. Эта игра одной рукой даёт, а второй забирает. Потом гладит по голове, чешет за ушком и тыкает пальцем в глаз. Практически невозможно проиграть хоть сколько-нибудь долгое время, не будучи раздражённым чем-то. Но достаточно здесь и настолько хороших вещей, что хочется плакать от счастья! Сюжет глубок и интересен, диалоги и их подача неописуемы, сюжетные локации прекрасны… А вот всё остальное либо сделано просто «чтобы было», либо действует на нервы. Чем дольше играете, тем больше хотите играть, и тем больше раздражаетесь. Уж не знаю по каким причинам (финансовым, философским, техническим, да какая разница?) BioWare проиграли своё первое сражение на поле современных консолей, но они это сделали. Xbox 360 — 1, BioWare — 0. P. S. Не подумайте, что Mass Effect — плохая игра. Это очень хорошая игра, куда лучше многих конкурентов. Но среди подборки BioWare она худшая, с чем спорить глупо. Просто эти ребята настолько круты, что даже самый большой их провал оказывается весьма и весьма интересной вещью.

Что у Шепарда в кармане

Боевая система Mass Effect 3в сравнении с прошлыми частями практически не поменялась. Оружие так же делится на пять типов (пистолет, пистолет-пулемёт, дробовик, штурмовая винтовка, снайперская винтовка) и только класс игрока «Солдат» может тягать их все вместе. Ко всем стволам можно купить, либо найти на просторах локаций, всевозможные усовершенствования и модификации. Апгрейды теперь влияют не только на абстрактные показатели типа «урон» или «скорострельность», а и видоизменяют оружие внешне. Ничего не поменялось и с обмундированием. Мы снова можем собирать костюм по частям либо носить цельные наборы экипировки. Небольшие изменения коснулись системы прокачки (это ж всё-таки RPG). Каждая ветка умений на определённом этапе разделяется на два уровня, позволяя, например, при прокачке осколочной гранаты выбирать между радиусом поражения и наносимым уроном. Ранее такой выбор BioWare давали, только в случае завершения прокачки всей ветки до конца. В бою Шепард теперь более резво перебирается от открытия к укрытию, а ненавязчивые голубые стрелочки показывают направление переката. Да, ведь теперь бравый капитан и его соратники научились перепрыгивать с платформы на платформу и пользоваться лестницами, что позволило геймдизайнерам выстраивать многоуровневые и менее «плоские» локации. Наверное, вы всё ждете упоминания о приёмах ближнего боя, так как эту инновацию разработчики показывали на каждой презентации и выставке. Кто не видел, напоминаем, что если зажать клавишу «Удар», то инструметрон Шепарда приобретает форму небольшого такого меча и он протыкает им врага. Обычно этот приём смертельный. Но, увы, в Mass Effect 3 у Шепарда присутствует всего одна анимация такого «фаталити» и сопровождается оно одним единственным звуковым семплом. При том анимацию прервать нельзя, и занимает она секунды три, так что если промахнуться, то пока Шепард завершит пируэт, можно дважды погибнуть. Врагов новых добавится достаточно. Финансирование «Цербера» позволило создать им целую армию суперсолдатов и роботов, ну и Жнецы, само собой, не с пустыми руками к нам в галактику пожаловали, так что будет жарко. Помимо засветившихся в роликах Каннибалов неприятностей доставят вам Твари (танкоподобные монстры с чудовищным запасом сил) и Баньши (ведьма, способная быстро перемещаться с места не место, убивая игрока моментально, если приблизится достаточно близко, наносить внушительный урон телепатическими волнами и швыряться сгустками энергии).

Геймплей

Геймлей во многом схож с тем, что мы могли наблюдать в «Рыцарях Старой Республики». Шепард выполняет миссии с помощью двух членов отряда, которые выбираются игроком в самом начале задания. Изменить выбор можно только по возвращении на корабль.

Оружие в игре делится на пять классов: пистолеты, дробовики, штурмовые винтовки, снайперские винтовки, гранаты. У всего оружия, кроме гранат, боезапас безграничен, однако введена такая характеристика как перегрев. Т.е. если он достигнет максимального значения, то придется подождать, пока оружие полностью не остынет. Помимо этого, оружие можно модифицировать, используя различные типы патронов и другие улучшения.

Геймплей масс эффект

Помимо этого, в игре есть некое подобие сверхъестественных способностей. Персонажи-биотики могут управлять гравитационными полями и с помощью имплантатов используют это умение для различных боевых способностей. К примеру, захватить противника в поле, поднимающее на несколько метров над землей и спокойно расстреливать, пока он беззащитен.

С каждым новым уровнем можно улучшать те или иные навыки Шепарда и членов команды, хотя многие считают систему прокачки в Mass Effect далеко не самой лучшей.

Вообще в игре 5 классов персонажей:

  • Солдат
  • Инженер
  • Штурмовик
  • Адепт
  • Разведчик
  • Страж

К примеру, солдаты отлично обращаются со всеми видами оружия, но биотических способностей не имеют. Адепты наоборот – имеют арсенал биотических способностей, но с оружием управляются не так ловко. Инженеры – специалисты по технологиям, легко ремонтируют оборудование и взламывают системы. Страж, разведчик и штурмовик являют собой нечто среднее между солдатами, инженерами и адептами, т.е. они чуть более универсальны.

Вид на звёзды

Мотором для Mass Effect 3 послужил Unreal Engine 3.5. Графической революцией получившийся результат назвать нельзя, но BioWare однозначно увеличили плотность текстур, добавили реализма анимации (в том числе и лицевой). Ну и эффекты горения и свечения стали заметно краше. Только вот за два года разработки можно было добиться и больших результатов, на что и сетуют большинство успевших опробовать игру игроков и представителей прессы. Можно предположить, что следующая Mass Effect(которая конечно появится через годик-два) будет делаться уже на Frostbite 2.0, ведь сами понимаете, издаёт игру Electronic Arts. Что касается остального – озвучка, музыка, физика, управление – всё это находится на том же замечательном уровне, который задала в 2008-ом оригинальная Mass Effect.

***

Что ж, можно без тени сомнения сказать, что Mass Effect 3 удалась во всех аспектах: и как просто успешная игра, и как несомненно качественный вид развлечения и как достойная концовка саги о капитане Шепарде. Финалов, к слову, в игре три, и что б в конце ваш персонаж остался жив, а Жнецы были уничтожены – нужно ещё ох как постараться. Но в любом случае Mass Effect 3 даст ответы на все вопросы, как глобальные, так и личные, вроде романов или дружбы Шепарда с другими персонажами. После титров открывается режим фриплея, который позволяет закончить все оставшиеся квесты и оставляет дверь открытой для DLC. Что вообще-то странно. При первом прохождении мы не смогли достичь идеальной концовки, и Шепард погиб, ну и плюс ещё пара нюансов вообще поставили существование галактики под большой вопрос. Но вот после финального ролика мы снова оказываемся на целёхонькой «Нормандии» и можем продолжать исследование космоса, как ни в чём не бывало. Такие дела. Остаётся надеяться, что BioWare не зря нас обнадеживали, и новые игры серии ещё увидят свет. Пусть уже без полюбившегося харизматичного и такого родного Шепарда, но мы будем ждать.

З.Ы. Ещё в Mass Effect 3есть мультиплеер, но на поверку он оказался лишь жалким подобием режима Horde из Gears of War 3, так что не стоит даже терять на него времени. Тут BioWare однозначно сплоховали.

Обзор (рецензия) Mass Effect 3

Многих игроков, играющих в Mass Effect волнует всего два вопроса: стоит ли Капитану Шепарду (главному герою), спать с мужиками и что сделать с тем работниками в BioWare, которые отвечают «да». Хотя есть и дилеммы немного важнее, к примеру, что из себя представляет вся серия игры — эффектный постановочный шутер или же всё-таки полноценную RPG игру? Скажем откровенно, споры идут самые жаркие, но ведь интересно то, что игра Mass Effect — на первом месте является интерактивной книгой, которую сами же игроки пишут уже вот пять лет. И на этот раз они могут дописать к этой игре последние страницы. Эту книгу не назовёшь конечно прям «идеальной», сюжет уже не слишком интригует. Более-менее непредсказуемый сюжет больше оказался в первой части игры. В Mass Effect 3 вы уже заранее знаете, что вам предстоит делать и чем заниматься вообще всю игру. Шепард вынужден летать по галактике и собираться войска вместе с ресурсами, которые помогут остановить жнецов прежде, чем они сотрут ещё одну разумную жизнь в галактике. И тут, сценаристы, пожалуй, провалились: тут слишком сильно натянуты повороты, многовато пафоса и большое количество весьма предсказуемых действий. Лишь через парочку часов игры на нашем экране появятся знакомые герои, которые дадут клубок интриг, а мы же в свою очередь должны будем его по мере прохождения распутывать и конечно, становится уже более-менее интересно.

Игровая механика игры на протяжении всех пяти лет практически не изменилась, поэтому её можно назвать «классической». Вам всё так же предстоит летать по космическому пространству на своём можно сказать уже легендарном звездолёте «Нормандия», как всегда десантироваться на разнообразных планетах и выполнять наземные миссии, а другие планеты по старому методу сканируете и собираете с них ценные для вас ресурсы. Процесс сканирования планеты практически не изменился ещё со времён второй части, хотя разработчики утверждали, что введут новые изменения. Ролевая и боевая система такая же, как и была. Как обычно главный герой со своими сопартийцами, как всегда отсиживается за укрытиями и применяют уже знакомые умения. Всё так же поднимают вверх противников своими биотическими способностями, так же замораживают врагов криопатронами и забрасывают друг друга гранатами. Но заметно, что создатели явно старались доработать данную деталь игры. Ныне, при сканировании какой-нибудь планеты, вы можете навлечь на целую систему целую армию Жнецов. Но вот это нововведение особого влияния на сюжетную линию никак не влияет. Порадовала ролевая система игры — способностей стало больше, множество альтернативных развитий героя, разработчики вернули модификации, которые можно установить на вооружение. И враги стали заметно хитрее в боях, стали чаще выполнять разнообразные манёвры, выполняют сближение и даже составляют весьма грамотную тактику. А чтобы Капитан Шепард смог весьма эффективно этому противостоять, его обучили хорошо сигать через препятствия и убивать своих врагов в ближнем бою. В результате такого нововведения, все сражения стали выглядеть более эффективно и более динамично.

Ещё одно весьма интересное нововведение называется «Галактическая война» — она ведёт учёт ваших достижений и успехов. Чем больше насобираете ресурсов и войска, тем выше станет ваш рейтинг и готовность вашей армии с финальному бою со Жнецами. Тут и важно отметить, что концовки будут зависеть от того, какой армией вы обладаете. Весьма заманчиво, не так ли? Но вот на самом деле, вся ваша армия будет изображена в числах, которые аналогичны прогрессу игры. В общем, теперь стоит перейти к тому, что любая в целом критика просто меркнет на фоне того, для чего вообще студия BioWare заварила эту кашу. На протяжении двух первых частей серии, каждый игрок принимал очень много ответственных и важных решений. Начиная от того, как именно улучшить свой шатл и вплоть до того, кому жить и кому умирать. В итоге, третья часть игры является этаким сбором того, что вы наделали в предыдущих частях. В заключительной части напомнят о себе буквально все! Начиная от друзей и врагов, и заканчивая тем, кому вы помогали или обламывали. Тут вам и скажут: «Шепард, сколько лет, сколько зим», тут вам напишут любезное письмо, пожмут руку давние знакомые, позовут отдохнуть в баре или вообще, кто-то попытается отомстить. Теперь тут всё получает своё логическое завершение всей трилогии игры. И самое главное, что как всегда в стиле «Mass Effect» — это будет что-то весьма эпичное, что проберёт вас до самых костей.

И знаете, Mass Effect 3 выделилась тем, что смотрится среди всех остальных частей более эпично. Вот именно тут разработчики смогли сдержать своё слово и теперь все обиды, романы и даже дружба уходит на второй второй план перед уничтожением всей разумной жизни. В новой части лишь от вас зависят судьбы целых рас! Вылечить от генофага бедствующую расу Кроганов или убить королеву Рахни решать лишь вам. А где вы ещё бы могли увидеть, как данное интервью главного героя могло бы вдохновить целое галактическое войско? Даже маленькие игровые истории ещё раз подчёркивают всю трагедию, которая свалилась на них. В Цитадель сбегают беженцы со всех уголков мира: медикаментов на всех не хватает, вскоре звучит идея «лечить не всех», после которой многие пытаются совершить самосуд или вовсе взяться за оружие. И вновь приходится действовать по справедливости или же лучше действовать как более целесообразно? В общем, Mass Effect как всегда ставит игроков перед весьма непростым выбором, от которого зависит очень многое в игре. Если говорить честно, то завершающая часть трилогии вышла не самая лучшая. Если бы разработчики потратили чуть больше времени, для сбалансирования сражений, более продуманной ролевой системой и подлатали кооперативный режим, то всё бы вышло намного лучше. Хотя, всё равно смотрится эпично: гибель целой галактики, цитадельный хаос, практически везде тотальные разрушения и многое другое. Главное, что разработчики игры смогли донести до людей идею о том, что если человечество столкнулось с проблемой, то решить её можно лишь единением. Когда целые народы, разных рас, религий и цвета кожи, объединяются в одно целое. Некоторые могут сказать, что это игровая истина. Но видимо судя по тому, что у нас всегда происходит так оно и есть, поэтому нам будет очень сильно тебя не хватать, Капитан Шепард.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: