Sid Meier’s Civilization III | |
Обложка Civilization III | |
Разработчик | Firaxis Games |
Издатели | Infogrames, MacSoft (Mac OS) и Aspyr (Mac OS) |
Часть серии | Civilization |
Дата выпуска | 30 октября 2001 |
Версия | 1.29f |
Последняя версия |
|
Жанр | пошаговая стратегия , глобальная стратегия, варгейм, открытый мир |
Возрастные рейтинги | ESRB: E — Everyone |
Создатели | |
Геймдизайнеры | Джеффри Бриггс и Сорен Джонсон[d] |
Композитор |
|
Технические данные | |
Платформы | (Windows, Mac OS) |
Режимы игры | одиночная игра и мультиплеер |
Язык интерфейса | английский |
Носители | CD-ROM, цифровая дистрибуция и цифровое скачивание[d] |
Системные требования | Windows 95/98/2000/NT, 300 МГц Intel Pentium, 32 MB RAM |
Управление | мышь, клавиатура |
Официальный сайт |
Sid Meier’s Civilization III
— компьютерная игра в жанре пошаговая стратегия от Firaxis Games, продолжение серии
Civilization
(предыдущей была
Civilization II
). К игре были выпущены два дополнения:
Civilization III: Play the World
(2002) и
Civilization III: Conquests
(2003). Хотя игра и носит имя Сида Мейера, но, в отличие от предшественниц, её дизайн был разработан Джеффом Бриггсом и Сореном Джонсоном.
Содержание
- 1 Игровой процесс 1.1 Исследование карты мира, освоение территорий
- 1.2 Экономика
- 1.3 Научные открытия
- 1.4 Культура
- 4.1 Античность
Игровой процесс[ | ]
Как и в предыдущих версиях игры, в Civilization III
моделируется вся история человечества — от зарождения цивилизации до современности и будущего. Игроку предстоит построить собственную империю, соревнуясь с другими цивилизациями, контролируемыми компьютером, с доисторических времён и до современности. Мощь цивилизации базируется на развитии городов, которые могут производить военные отряды, городские улучшения и чудеса света. Для полноценного развития вверенной ему цивилизации игроку необходимо балансировать между научным прогрессом, наращиванием военной мощи, пополнением казны, развитием инфраструктуры и культуры, дипломатическими контактами и торговлей с другими цивилизациями.
Исследование карты мира, освоение территорий[ | ]
В самом начале игры открывается крошечная часть карты мира — лишь несколько квадратов местности. Отряды постепенно продвигаются на неисследованную территорию и открывают новые земли — равнины, леса, реки, луга, горы, пустыни и так далее. Они могут встречать на своём пути воинственные отряды или деревни варваров, города и отряды других цивилизаций.
Если территория ещё не освоена другими цивилизациями, туда можно направлять поселенцев и основывать свои города. C появлением морских отрядов становится возможным совершать плавания — открывать и заселять острова и континенты.
Все типы местности могут быть улучшены специальными отрядами — рабочими (или пленными рабочими других цивилизаций — рабами, — работающими вдвое хуже). Наиболее часто используются — ирригация, постройка дорог и постройка шахт — что значительно увеличивает производительность местности. Есть ещё около десятка менее распространённых действий рабочих — постройка колонии (когда ресурс в этом месте нужно разрабатывать, а город основывать — неэффективно), возведение крепости (для повышения защитных свойств военного отряда), постройка сторожевого поста (для фиксации вражеских передвижений в этом месте), аэродрома (для посадки своих и союзных самолётов), радарной башни (современный аналог сторожевого поста) и другие.
Экономика[ | ]
Каждый город цивилизации населяет определённое число жителей. Они работают на местности возле города, каждый в своём определённом квадрате и производят три вида «продукции» — пищу, щиты (мера производства) и золото (от занятия коммерцией). Единицы пищи потребляются исключительно для питания жителей и роста данного города. Щиты используются тоже только данным городом для возведения нужных городских построек, Чудес или для производства отрядов (военные, поселенцы или рабочие); или для конвертации щитов в золото.
Единицы золота — самые значимые для учёта. Золотой доход со всех жителей всех городов суммируется и учитывается в общей казне государства. Из казны каждый ход выделяются чётко обозначенные суммы на расходы, общие для всей цивилизации — на научные исследования (и последующие открытия), на развлечения (увеличение числа счастливых или довольных горожан), на содержание городских построек, на содержание отрядов, а также значительные потери из-за коррупции внутри цивилизации. Золото широко используется в торговых сделках и дипломатических соглашениях с другими цивилизациями. Также, можно делать разовые расходы — на открытие посольства, на шпионаж, на ускорение производства (доступно не для всех форм правления).
Золотая казна цивилизации в каждый момент может иметь профицит (золото накапливается) либо дефицит.
На величину доходов и расходов казны существенно влияет выбранная форма правления. Города, в большинстве форм правления, могут бесплатно содержать определённое число отрядов. Всегда бесплатно содержание захваченных у других цивилизаций рабочих (рабов) и захваченной артиллерии.
Научные открытия[ | ]
В Sid Meier’s Civilization III
древо состоит из 82 научных технологий, разделённых на четыре эпохи — Античность, Средневековье, Промышленная эпоха (примерно со второй половины XVIII века) и Современность. Каждая цивилизация вступает в игру уже имея две научные технологии.
Основной способ открытия технологий — финансирование исследований. Минимальное время для открытия следующей научной технологии (посредством финансирования) — 4 хода.
В Sid Meier’s Civilization III
существуют и «мгновенные» способы получения научных технологий:
- Договорным путём от других цивилизаций — покупка технологии, обмен, получение в качестве платы за заключение военного союза.
- Цивилизация, первой открывшая Философию, награждается ещё одной технологией бесплатно.
- Народ, построивший Чудо света — Великую библиотеку, получает все технологии, которые открыты как минимум двумя другими известными ему цивилизациями. Далее — продолжает на этих же условиях получать технологии до открытия своей цивилизацией Образования.
- Цивилизация, построившая Великое Чудо света — Теорию Эволюции, награждается двумя технологиями.
- Научные цивилизации (Вавилон, Германия, Греция, Персия и Россия) в начале каждой эпохи получают одну технологию.
- С открытием технологии Шпионажа и постройки разведслужбы — становится возможным проведение шпионской миссии «Украсть технологию» против какой-либо цивилизации. Применяется редко. Любая шпионская миссия требует финансирования, при этом успех кражи не гарантирован. Дополнительному риску подвергается засланный в цивилизацию шпион (на внедрение которого тоже были потрачены средства). В случае провала шпионской миссии и одновременного раскрытия-уничтожения шпиона — дипломатические отношения этой цивилизации ухудшаются.
Культура[ | ]
Один из шести путей полной победы в Sid Meier’s Civilization III
— через культуру.
Культурные очки цивилизации накапливаются с основания первого города — столицы. Автоматически там создаётся Дворец, обозначающий центр империи и приносящий по 1 очку культуры каждый ход. Основным источником культурных очков являются различные постройки городов. Также культурные очки приносит любое из Великих Чудес света и любое из Малых Чудес цивилизации. Культуру нельзя купить или получить каким-либо другим путём. Учёт культуры ведётся по каждому городу в отдельности и суммарно по всей цивилизации в целом.
Каждый город имеет культурную границу, в пределах которой находится территория его влияния. Когда значение культуры города достигает определённых значений, его влияние возрастает, а граница влияния города — обычно расширяется. Территории влияния всех городов одной нации — территория влияния этой цивилизации. Основать город на территории, находящейся под чужим культурным влиянием, не объявив при этом войны, — нельзя. Если города разных наций расположены близко, они начинают бороться за культурное влияние на территорию.
Города с малой культурой, принадлежащие малокультурной цивилизации, могут переходить к другим близко находящимся цивилизациям с сильной культурой. «Культурные переходы» наиболее вероятны, когда в городе есть граждане другой цивилизации, или проходят общественные беспорядки, или город находится поблизости от столицы (территории) другой цивилизации. Военные отряды цивилизации, от которой «ушёл» город, уничтожаются. Считается, что произошло восстание, жители города сместили своё правительство и, в придачу, обратились с просьбой к соседней более культурной цивилизации — принять их город. «Культурный переход» города маловероятен, когда в городе присутствуют военные отряды (гарнизон), проходят празднования в честь Правителя (есть ряд условий, при которых они проводятся) или поблизости находится столица (территория) этой цивилизации. Только столица не может совершить «культурный переход».
Расширение культурных границ, в свою очередь, влияет на возможность победы Доминированием. Если культурный уровень цивилизации достигает нужной отметки, он становится предметом зависти жителей остальных цивилизаций, и тогда цивилизация одерживает Культурную победу
. Для этого необходимо:
- располагать городом с не менее 20000 культуры,
- всей цивилизации — достичь культуры — 60000 на крошечной карте; 80000 на малой; 100000 на стандартной; 130000 на большой; 160000 на огромной.
Игровой процесс
Как и в предыдущих версиях игры, в Civilization III
моделируется вся история человечества — от зарождения цивилизации до современности и будущего. Игроку предстоит построить собственную империю, соревнуясь с другими цивилизациями, контролируемыми компьютером, с доисторических времён и до современности. Мощь цивилизации базируется на развитии городов, которые могут производить военные отряды, городские улучшения и чудеса света. Для полноценного развития вверенной ему цивилизации игроку необходимо балансировать между научным прогрессом, наращиванием военной мощи, пополнением казны, развитием инфраструктуры и культуры, дипломатическими контактами и торговлей с другими цивилизациями.
Исследование карты мира, освоение территорий
В самом начале игры открывается крошечная часть карты мира — лишь несколько квадратов местности. Отряды постепенно продвигаются на неисследованную территорию и открывают новые земли — равнины, леса, реки, луга, горы, пустыни и так далее. Они могут встречать на своём пути воинственные отряды или деревни варваров, города и отряды других цивилизаций.
Если территория ещё не освоена другими цивилизациями, туда можно направлять поселенцев и основывать свои города. C появлением морских отрядов становится возможным совершать плавания — открывать и заселять острова и континенты.
Все типы местности могут быть улучшены специальными отрядами — рабочими (или пленными рабочими других цивилизаций — рабами, — работающими вдвое хуже). Наиболее часто используются — ирригация, постройка дорог и постройка шахт — что значительно увеличивает производительность местности. Есть ещё около десятка менее распространённых действий рабочих — постройка колонии (когда ресурс в этом месте нужно разрабатывать, а город основывать — неэффективно), возведение крепости (для повышения защитных свойств военного отряда), постройка сторожевого поста (для фиксации вражеских передвижений в этом месте), аэродрома (для посадки своих и союзных самолётов), радарной башни (современный аналог сторожевого поста) и другие.
Экономика
Каждый город цивилизации населяет определённое число жителей. Они работают на местности возле города, каждый в своём определённом квадрате и производят три вида «продукции» — пищу, щиты (мера производства) и золото (от занятия коммерцией). Единицы пищи потребляются исключительно для питания жителей и роста данного города. Щиты используются тоже только данным городом для возведения нужных городских построек, Чудес или для производства отрядов (военные, поселенцы или рабочие); или для конвертации щитов в золото.
Единицы золота — самые значимые для учёта. Золотой доход со всех жителей всех городов суммируется и учитывается в общей казне государства. Из казны каждый ход выделяются чётко обозначенные суммы на расходы, общие для всей цивилизации — на научные исследования (и последующие открытия), на развлечения (увеличение числа счастливых или довольных горожан), на содержание городских построек, на содержание отрядов, а также значительные потери из-за коррупции внутри цивилизации. Золото широко используется в торговых сделках и дипломатических соглашениях с другими цивилизациями. Также, можно делать разовые расходы — на открытие посольства, на шпионаж, на ускорение производства (доступно не для всех форм правления).
Золотая казна цивилизации в каждый момент может иметь профицит (золото накапливается) либо дефицит.
На величину доходов и расходов казны существенно влияет выбранная форма правления. Города, в большинстве форм правления, могут бесплатно содержать определённое число отрядов. Всегда бесплатно содержание захваченных у других цивилизаций рабочих (рабов) и захваченной артиллерии.
Научные открытия
В Sid Meier’s Civilization III
древо состоит из 82 научных технологий, разделённых на четыре эпохи — Античность, Средневековье, Промышленная эпоха (примерно со второй половины XVIII века) и Современность. Каждая цивилизация вступает в игру уже имея две научные технологии.
Основной способ открытия технологий — финансирование исследований. Минимальное время для открытия следующей научной технологии (посредством финансирования) — 4 хода.
В Sid Meier’s Civilization III
существуют и «мгновенные» способы получения научных технологий:
- Договорным путём от других цивилизаций — покупка технологии, обмен, получение в качестве платы за заключение военного союза.
- Цивилизация, первой открывшая Философию, награждается ещё одной технологией бесплатно.
- Народ, построивший Чудо света — Великую библиотеку, получает все технологии, которые открыты как минимум двумя другими известными ему цивилизациями. Далее — продолжает на этих же условиях получать технологии до открытия своей цивилизацией Образования.
- Цивилизация, построившая Великое Чудо света — Теорию Эволюции, награждается двумя технологиями.
- Научные цивилизации (Вавилон, Германия, Греция, Персия и Россия) в начале каждой эпохи получают одну технологию.
- С открытием технологии Шпионажа и постройки разведслужбы — становится возможным проведение шпионской миссии «Украсть технологию» против какой-либо цивилизации. Применяется редко. Любая шпионская миссия требует финансирования, при этом успех кражи не гарантирован. Дополнительному риску подвергается засланный в цивилизацию шпион (на внедрение которого тоже были потрачены средства). В случае провала шпионской миссии и одновременного раскрытия-уничтожения шпиона — дипломатические отношения этой цивилизации ухудшаются.
Культура
Один из шести путей полной победы в Sid Meier’s Civilization III
— через культуру.
Культурные очки цивилизации накапливаются с основания первого города — столицы. Автоматически там создаётся Дворец, обозначающий центр империи и приносящий по 1 очку культуры каждый ход. Основным источником культурных очков являются различные постройки городов. Также культурные очки приносит любое из Великих Чудес света и любое из Малых Чудес цивилизации. Культуру нельзя купить или получить каким-либо другим путём. Учёт культуры ведётся по каждому городу в отдельности и суммарно по всей цивилизации в целом.
Каждый город имеет культурную границу, в пределах которой находится территория его влияния. Когда значение культуры города достигает определённых значений, его влияние возрастает, а граница влияния города — обычно расширяется. Территории влияния всех городов одной нации — территория влияния этой цивилизации. Основать город на территории, находящейся под чужим культурным влиянием, не объявив при этом войны, — нельзя. Если города разных наций расположены близко, они начинают бороться за культурное влияние на территорию.
Города с малой культурой, принадлежащие малокультурной цивилизации, могут переходить к другим близко находящимся цивилизациям с сильной культурой. «Культурные переходы» наиболее вероятны, когда в городе есть граждане другой цивилизации, или проходят общественные беспорядки, или город находится поблизости от столицы (территории) другой цивилизации. Военные отряды цивилизации, от которой «ушёл» город, уничтожаются. Считается, что произошло восстание, жители города сместили своё правительство и, в придачу, обратились с просьбой к соседней более культурной цивилизации — принять их город. «Культурный переход» города маловероятен, когда в городе присутствуют военные отряды (гарнизон), проходят празднования в честь Правителя (есть ряд условий, при которых они проводятся) или поблизости находится столица (территория) этой цивилизации. Только столица не может совершить «культурный переход».
Расширение культурных границ, в свою очередь, влияет на возможность победы Доминированием. Если культурный уровень цивилизации достигает нужной отметки, он становится предметом зависти жителей остальных цивилизаций, и тогда цивилизация одерживает Культурную победу
. Для этого необходимо:
- располагать городом с не менее 20000 культуры,
- всей цивилизации — достичь культуры — 60000 на крошечной карте; 80000 на малой; 100000 на стандартной; 130000 на большой; 160000 на огромной.
Условия победы[ | ]
Спецификой Civilization III
является альтернативность, многовариантность способов выигрыша в игре. Некоторые из них происходят из предыдущих версий игры (например, в оригинальной
Civilization
были доступны три способа победы: завоеванием, в космической гонке, по историографу). Способы победы могут быть активированы, изменены или отключены в настройках перед началом игры. В дополнении
Conquests
добавлена возможность просмотра экрана состояния счёта (статуса победы), наглядно представляющего, насколько выполнены условия победы игроком и его ближайшим соперником. Кроме того,
Play the World
и
Conquests
добавляют в придачу к стандартному режиму игры несколько ускоренных видов игры (цареубийство, массовое цареубийство, победа чудесами, захват принцессы, контроль победных точек), а также ряд специфических сценариев с уникальными условиями победы. В общем, существует шесть базовых условий победы:
- Космическая гонка: один из невоенных способов победы в Civilization III
, унаследованный от предыдущих игр. Цивилизация вступает в космическую гонку, когда завершает работу над малым чудом света «Программа Аполлон». Победителем в гонке становится цивилизация, первой запустившая космический корабль на Альфу Центавра, ближайшую звёздную систему. Готовый корабль обязательно состоит из 10 различных компонентов; если в предыдущих играх игрок мог запустить незаконченный корабль без уверенности в успехе предприятия, то в
Civilization III
успешный запуск возможен только при условии завершения работы над всеми компонентами. - Завоевание: прямолинейное решение, предусматривающее завоевание всего мира путём силового устранения остальных цивилизаций. Цивилизация считается уничтоженной, если теряет (захваченным или уничтоженным) свой последний город, и не имеет ни одного поселенца.
- Доминирование: для победы доминированием необходимо контролировать в пределах своих культурных границ одновременно 66 % (2/3) всей поверхности земли и 66 % всего населения мира (эти настройки можно изменять).
- Культурная победа: если культурный уровень всей цивилизации или одного из городов достигает определённой отметки, он становится предметом зависти всего человечества, и цивилизация одерживает культурную победу.
- Дипломатия: для получения возможности дипломатической победы необходимо построить большое чудо Организация Объединённых Наций. В Совете Безопасности периодически проводятся выборы Генерального секретаря ООН. Лидер цивилизации, построившей ООН, автоматически становится кандидатом на эту должность. Его конкурентами могут быть лидеры одной или двух цивилизаций, контролирующих как минимум 25 % населения или территории мира. Если ни одна из цивилизаций, кроме создавшей ООН, не подходит для выдвижения в кандидаты, вторым кандидатом становится лидер цивилизации с большим населением. Генсек определяется относительным большинством голосов (цивилизация также может воздержаться). Для получения перевеса от игрока требуется тонкое дипломатическое искусство, помогающее поддерживать хорошую международную репутацию и дружественные отношения со всеми цивилизациями.
- Историограф: историограф Civilization III
отображает относительные средние показатели счёта, мощи и культуры данной цивилизации за определённый промежуток времени. Историограф ведёт подсчёт вплоть до 2050 года. Если игра заканчивается, и ни одна цивилизация не достигла победы при помощи одного из вышеизложенных способов, победитель определяется историографом. Историограф суммирует счёт цивилизации за каждый из периодов исторического развития (древность, средневековье, промышленный век и современность) и подсчитывает средний показатель. Побеждает тот, кто набрал больше очков.
Сюжетная линия
Civilization 3 имеет интересное повествование и отличный сюжет, который, впрочем, практически ничем не отличается от предыдущей игры. Что касается игрового процесса, то здесь все предельно просто и понятно. События, разворачиваемые в игре, описывают все процессы становления человечества. Начиная от зарождения цивилизации и заканчивая будущим. Перед ним вы попробуете поиграть в аналог современного мира, коим его видели разработчики Цивилизации 3. Геймеру необходимо будет возвести свою империю, довести ее до ума, до логичного завершения, и победить врагов. Их будет достаточно много, причем это могут быть различные цивилизации, непохожие друг на друга, со своими ценностями и уникальностями. Поэтому у каждого будут свои преимущества и недостатки. Вам следует выяснить их как можно быстрее, чтобы не попасть впросак и не проиграть из-за какой-то глупой ошибки. Исследуйте внутриигровой мир, который, к тому же, выглядит очень огромным и масштабным. Пройдите все этапы становления человечества и добейтесь нужных высот. Развивайте свой город, тренируйте бойцов, создавайте обычных крестьян и рабочих, которые будут приносить вам копейку в казну. От их налогов вы сможете построить еще больше объектов инфраструктуры и улучшить собственную цивилизацию. При этом следует дать возможность развиваться рабочему классу. Ведь если они поднимут бунт и кипишь, то всем непоздоровится. Шкала счастья наполняется время от времени и должна всегда держаться на высоком уровне. Иначе — крах империи и все начинать сначала. Потому что если крестьяне и простой люд будут недовольны, тогда и солдаты разуверятся в вас и не станут погибать за честное имя цивилизации. Скачайте торрент Civilization 3 русская версия и начните проходить игру прямо сейчас, погружаясь с головой во все проблемы становления империи.
Список цивилизаций, особенности[ | ]
Изначально в игре Civilization III
доступно 16 стран (народов) — Америка, Ацтеки, Ирокезы, Англия, Германия, Франция, Вавилон, Персия, Греция, Рим, Египет, Зулусы, Индия, Китай, Япония, Россия. Установленные дополнения к игре добавляют ещё по 8 новых цивилизаций, таким образов всего может быть доступно 32 цивилизации.
Каждая цивилизация имеет 2 уникальные особенности из 6 возможных: научная, трудолюбивая, религиозная, торговая, милитаристская и экспансионистская (в Conquests также аграрная и мореплавательская). Россия, в частности, является научной и экспансионистской цивилизацией, а Египет — религиозной и трудолюбивой. Кроме стартового набора научных достижений, от типа цивилизации зависят её уникальные качества: например, отряды милитаристской цивилизации быстрее получают боевой опыт
, а научная цивилизация при переходе в каждую следующую эпоху бесплатно получает одно
научное достижение
.
Кроме того, каждая цивилизация может строить доступный только ей уникальный отряд (на определённом этапе истории действительно существовавший у неё). Уникальный отряд заменяет один из стандартных (например, римский легионер заменяет мечников, а японский самурай — рыцарей) и имеет по сравнению с ними небольшое преимущество (например, у римского легионера защита на 1 единицу выше, чем у стандартного мечника).
Цивилизация | Предпочтения | Начальные достижения | Уникальный отряд | Правитель | Столица |
Америка | Трудолюбивая, экспансионистская | Каменная кладка, Гончарное дело | Истребитель F-15 | Авраам Линкольн | Вашингтон |
Англия | Экспансионистская (мореплавательская в Conquests), торговая | екс воина, Алфавит | Мановар | Елизавета I | Лондон |
Ацтеки | Милитаристская, религиозная (аграрная в Conquests) | екс воина, Церемониальное погребение | Воин-ягуар | Монтесума II | Теночтитлан |
Вавилон | Научная, религиозная | Обработка бронзы, Церемониальное погребение | Вавилонские составные лучники | Хаммурапи | Вавилон |
Германия | Милитаристская, научная | екс воина, Обработка бронзы | Пантера (танк) | Отто фон Бисмарк | Берлин |
Греция | Научная, торговая | Обработка бронзы, Алфавит | Гоплит | Александр III Македонский | Афины |
Египет | Трудолюбивая, религиозная | Каменная кладка, Церемониальное погребение | Боевая колесница | Клеопатра VII | Фивы |
Зулусы | Милитаристская, экспансионистская | Глиноделие, екс воина | Импи | Шака Зулу | Зимбабве |
Индия | Религиозная, торговая | Церемониальное погребение, Алфавит | Боевой слон | Махатма Ганди | Дели |
Ирокезы | Религиозная, экспансионистская (аграрная, торговая в Conquests) | Церемониальное погребение, Гончарное дело (Алфавит, Гончарное дело в Conquests) | Вооружённые всадники | Гайавата | Саламанка |
Китай | Трудолюбивая, милитаристская | Каменная кладка, екс воина | Наездники | Мао Цзэдун | Пекин |
Персия | Трудолюбивая, научная | Обработка бронзы, Гончарное дело | Бессмертные | Ксеркс I | Пасаргады |
Рим | Милитаристская, торговая | Алфавит, екс воина | Легионер | Гай Юлий Цезарь | Рим |
Россия | Научная, экспансионистская | Обработка бронзы, Гончарное дело | Казаки | Екатерина II Великая | Москва |
Франция | Трудолюбивая, торговая | Каменная кладка, Алфавит | Королевские мушкетёры | Жанна д’Арк | Париж |
Япония | Милитаристская, религиозная | екс воина, Церемониальное погребение | Самурай | Токугава Иэясу | Киото |
Чудеса света[ | ]
Во всех играх серии «Цивилизация» существуют Великие Чудеса света, создание которых может быть завершено только однажды за всё время игры и только одной цивилизацией. Начиная с Civilization III
, помимо великих чудес, существуют малые чудеса, отличающиеся тем, что могут быть построены каждой цивилизацией в одном городе один раз (они имеют промежуточное значение между Великими Чудесами и обычными постройками). В большинстве случаев малые чудеса требуют не только определённый технологический уровень (технологию, позволяющую создавать чудо), но и выполнения дополнительных условий. К примеру, для создания Пентагона необходимо располагать не менее, чем тремя армиями, а для создания СОИ — не менее, чем пятью батареями ПВО в городах.
Практически все чудеса предоставляют некую выгоду для всей цивилизации, построившей их (например, Пирамиды бесплатно дают амбары в каждом городе цивилизации на континенте). Ниже приведены чудеса, распределённые по эпохам:
Античность[ | ]
Великие чудеса
- Пирамиды
- Висячие сады
- Оракул
- Колосс
- Великая библиотека
- Великий маяк
- Великая стена
Малые чудеса
- Запретный дворец
- Героический эпос
Средневековье[ | ]
Великие чудеса
- Искусство войны Сунь Цзы
- Сикстинская капелла
- Мастерская Леонардо
- Путешествие Магеллана
- Обсерватория Коперника
- Театр Шекспира
- Собор Баха
- Университет Ньютона
- Торговая компания Смита
Малые чудеса
- Военная академия
- Пентагон
- Уолл-Стрит
Промышленный век[ | ]
Великие чудеса
- Равноправие женщин
- Теория эволюции
- Дамба Гувера
Малые чудеса
- Металлургический завод
- Военная медицина
- Разведывательная служба
Современность[ | ]
Великие чудеса
- Манхэттенский проект (в русифицированной версии — «Проект Курчатова»)
- ООН
- Программа SETI
- Лекарство от рака
- Долголетие
Малые чудеса
- «Программа Аполлон» (в русифицированной версии — «Программа Восток»)
- Стратегическая оборонная инициатива
Основные отличия от Civilization II[ | ]
Введены культурные границы и очки культуры. Теперь изначальная территория города не составляет 21 клетку, а постепенно увеличивается (до этого же размера) по мере «увеличения культурного влияния» города; в ситуации, когда граница другого государства вплотную подходит к городу, количество клеток может сократиться вплоть до одной. Культурное влияние — временной параметр: каждый ход добавляются очки культуры. Их производят развлекательные здания (влияющие на настроения горожан), научные центры и чудеса света. Общая территория культурного влияния всех городов государства — территория государства. По мере повышения уровня культуры горо́да и расширения границ, дальнейшее расширение становится всё более сложным: соседние города оппонентов соревнуются за влияние на каждую клетку уровнем своей культуры. Строительство городов на территории другого государства (в пределах его культурных границ) возможно, но приведёт к войне с этим государством. Теперь возможно, при достаточном развитии культуры, отодвинуть границу к противнику и даже присоединить его города без боя. Это привело к новым видам побед — Культурной и Доминантной.
Появились ресурсы. Если раньше ресурсы были всего лишь бонусами на территории, то в третьей части они приобрели куда большее значение. Так, без обладания селитрой невозможно построить ранние огнестрельные юниты, без нефти — танки, а без алюминия и урана — атомные бомбы. Появление ресурсов ввело новые правила войны. Например, отобрав уран и нефть, вы лишите противника возможности производства важнейших в игре юнитов. Для доступа к ресурсам они должны быть не только в пределах вашей культурной границы, но и соединены дорогой.
Изменилась торговля. Караваны были отменены. Теперь нет возможности специализировать города. Для торговли с другими странами нужны дороги или наличие у обеих сторон портов (позднее аэропортов). Для распределения ресурсов между своими городами их также нужно объединить дорогами.
Изменилось окно дипломатии. Теперь сразу видно, кто с кем и в каких отношениях находится. Соглашения достигаются в ходе открытого диалога. В правый столбец выставляется всё то, что вы предлагаете для торга, в левый — всё то, что хотите получить от другой стороны. Если условия приемлемы, то договор заключается.
В обозримой Вселенной не найдено цивилизаций III типа
Чувствительные телескопы нового поколения позволяют астрономам измерить уровень фонового инфракрасного излучения, который должен быть индикатором цивилизации III типа по шкале Кардашёва. Энергопотребление такой цивилизации сравнимо с мощностью галактики, примерно 4·1037 Вт. По идее, она должна ярко светиться в середине инфракрасной части спектра, излучая большое количество отработанного тепла. Ранее группа астрономов под руководством доктора Джейсона Райта (Jason Wright) из университета штата Пенсильвания (США) обработала список из 100 000 объектов и составила список из нескольких сотен галактик с необычно высоким уровнем излучения в середине инфракрасного спектра.
Предполагалось, что эти галактики всё-таки могут быть домом для продвинутых цивилизаций. Проблема только в том, что аналогичный спектр также присущ естественным астрофизическим процессам, а именно тепловому излучению от «тёплой» космической пыли.
Профессор Майкл Гарретт (Michael Garrett) из Лейденского университета (Нидерланды) решил проверить эту теорию и изучил около 50 галактик из списка не только в инфракрасном спектре, но также в других радиодиапазонах. Результаты оказались неутешительными: по его мнению, в абсолютном большинстве из них высокий уровень ИК-излучения лучше всего объясняется естественными астрофизическими процессами. В частности, они соответствуют хорошо известному правилу корреляции среднего ИК и радиоволн (mid-infrared radio correlation). Обнаруженное радиоизлучение соответствует тому, какое должно быть при наличии заданного уровня среднего ИК, исходя из известной корреляции.
«Исследование наших коллег из университета Пенсильвании уже показало, что такие галактики являются чрезвычайной редкостью, однако проведённый нами анализ продемонстрировал, что ситуация на самом деле гораздо хуже, — объясняет профессор Гарретт. — По всей видимости, развитые кардашёвские цивилизации третьего типа не существуют в обозримой Вселенной. Это означает, что мы можем спать спокойно — вторжение пришельцев вообще не кажется возможным!»
Если отбросить шутки, то профессор уделил особое внимание тем нескольким галактикам, которые всё-таки не укладываются в рамки известной корреляции. По мнению учёного, их следует исследовать дополнительно, чтобы наверняка доказать природные причины «аномалии».
Впрочем, отсутствие излучения в середине инфракрасной части спектра ещё не гарантирует отсутствие высокоразвитой цивилизации. Это всё-таки возможно, хотя и сложно реализуемо, говорит профессор Гарретт: «На самом деле, крайне необычно и тревожно видеть то, что цивилизации III типа, по всей видимости, не существуют. Это совсем не то, что мы бы предсказали, исходя из текущей картины физического устройства мира, так хорошо объясняющей поведение Вселенной. Видимо, нам чего-то не хватает. Может быть, такие цивилизации столь энергоэффективны, что почти не выделяют отработанного тепла. Но это сложно реализовать с точки зрения современной физики».
Техника, которую профессор использовал в своей работе, применима и для поиска цивилизаций II типа. Они ещё не научились использовать энергию всей галактики, но освоили центральную звезду планетной системы (энергопотребление около 4·1026 Вт), например, с помощью сферы Дайсона. Эти цивилизации значительно более продвинутые, чем человеческая цивилизация, которая не доросла до типа I на шкале Кардашёва. Сейчас мы находимся примерно на уровне технологического развития 0,72.
Земля. Уровень 0,72 по шкале Кардашёва
Научная статья Майкла Гарретта опубликована 15 сентября 2015 года в журнале «Astronomy and Astrophysics» (pdf).
Отзывы[ | ]
Рецензии | |
Сводный рейтинг | |
Агрегатор | Оценка |
Metacritic | 90/100[7] |
Иноязычные издания | |
Издание | Оценка |
Game Informer | 8.5/10[1] |
GameRevolution | A-[2][3] |
GameSpot | 9.2/10[4] |
IGN | 9.3/10[5] |
PC Gamer (US) | 92%[6] |
Русскоязычные издания | |
Издание | Оценка |
Шпиль! | 11 из 10[8] |
Игра была очень хорошо воспринята игровой прессой и игроками, средний рейтинг Metacritic для платформы Windows составил 90 %[7]. Civilizaion III
завоевала множество наград «Игра года» у различных игровых изданий,
Computer Games Magazine
назвал её лучшей игрой 2001 года.[9]
Журнал «Игромания» присудил игре оценку 100 %[10], поставив её на второе место в номинации «Лучшая стратегия 2001 года»[11].
Примечания[ | ]
- GameInformer.com: CIVILIZATION GIVETH
- Civilization III review for the PC Архивировано 5 марта 2007 года.
- Squire, Kurt
Meet the Gamers
(неопр.)
(недоступная ссылка). LibraryJournal.com (15 апреля 2005). Дата обращения 28 января 2007. Архивировано 22 августа 2005 года. - Civilization III for PC Review — PC Civilization III Review
- IGN: Civilization III Review
- PC Gamer: Sid Meier’s Civilization III
- ↑ 12
Sid Meier’s Civilization III for PC Reviews
(неопр.)
. Metacritic. Дата обращения 25 марта 2020. - Sova.
Гениальная простота (рус.) // «Шпиль!» : журнал. — 2001. — Декабрь. — С. 17. - Staff.
11th Annual
Computer Games
Awards (англ.) // Computer Games Magazine. — 2002. — March (no. 136). — P. 50—56. - Civilization III (неопр.)
. Игромания (30 января 2002). Дата обращения 2 декабря 2020. - Лучшие игры 2001 (рус.) // Игромания. — Игромедиа, 2002. — № 2 (53). — С. 13—21.
Примечания
- GameInformer.com: CIVILIZATION GIVETH
- Civilization III review for the PC Архивировано 5 марта 2007 года.
- Squire, Kurt
Meet the Gamers
(неопр.)
(недоступная ссылка). LibraryJournal.com (15 апреля 2005). Дата обращения 28 января 2007. Архивировано 22 августа 2005 года. - Civilization III for PC Review — PC Civilization III Review
- IGN: Civilization III Review
- PC Gamer: Sid Meier’s Civilization III
- ↑ 12
Sid Meier’s Civilization III for PC Reviews
(неопр.)
. Metacritic. Дата обращения 25 марта 2020. - Sova.
Гениальная простота (рус.) // «Шпиль!» : журнал. — 2001. — Декабрь. — С. 17. - Staff.
11th Annual
Computer Games
Awards (англ.) // Computer Games Magazine. — 2002. — March (no. 136). — P. 50—56. - Civilization III (неопр.)
. Игромания (30 января 2002). Дата обращения 2 декабря 2020. - Лучшие игры 2001 (рус.) // Игромания. — Игромедиа, 2002. — № 2 (53). — С. 13—21.