Игра в менеджера: примеряем костюм директора Ни для кого не секрет, что многим вещам сегодня можно научиться на компьютере. Вождение различных транспортных средств, управление технологическими процессами, кулинария… Да что там: даже в университетах студенты сегодня препарируют не настоящих крыс, а виртуальных! Из этических соображений, так сказать… И навыки управления персоналом, по крайней мере, некоторые из них, сегодня тоже можно получить, обучаясь с помощью специальных симуляторов. Игра как средство приобретения навыка Понятно, что такие вещи, как ведение переговоров или разрешение конфликтных ситуаций научиться проводить за компьютером невозможно. Но при этом управление временем, делегирование полномочий, работа с финансами и другие основополагающие навыки вполне могут отрабатываться в игровом режиме. И многие руководители компаний отлично это понимают, направляя своих подчинённых на специальные игровые тренинги. Правила игры Разумеется, правила разных игр могут иметь существенные отличия друг от друга. Где-то игра ориентирована на продавцов, где-то – на продвиженцев. Но при этом основные правила менеджерных игр обычно достаточно похожи друг на друга. В основе таких «общих» правил лежат следующие положения: — чем больше компания и шире круг решаемых менеджером задач, тем больше сил и времени ему приходится тратить на поддержание отношений, не касающихся его персональных обязанностей. Это так называемые «побочные» отношения, необходимые для успешной коллективной деятельности, но сильно отвлекающие работника от его собственной деятельности; — грамотный менеджер должен уметь принимать быстрые, взвешенные, максимально правильные решения. Разумеется, колебания и нерешительность здесь неприемлемы; — из-за расплывчатости полномочий разных подчинённых порой сложно выбрать лучшего исполнителя для какой-то работы. Задача менеджера – грамотно распределять обязанности и делегировать полномочия; — зачастую правила и уставы работы компании бывают непоследовательными и сложно выполнимыми. В этом случае менеджер должен чётко представлять, какие правила он может нарушить для оптимизации производственной деятельности, а какие являются незыблемыми. Но тут возникает другое противоречие, связанное именно с игровым элементом. Менеджер в кабинете и на игровом поле Игра есть игра. Это не реальный бой, и главные её отличия от настоящей менеджерской деятельности следующие: — наличие времени для принятия решений. Да-да, время у менеджера есть разве что в игре. В реальной жизни его дёргают как вживую, так и по телефону, не давая подумать ни минуты над дальнейшими шагами. — в игре по умолчанию предполагается, что менеджер тщательно планирует свой рабочий день. На самом деле, умение грамотно планировать свою работу – качество отдельных, очень редких индивидов. У большинства же обычно есть только список дел, которые нужно выполнить. — все решения, принимаемые менеджером, основываются на рациональных и логических выводах. Чего точно нельзя сказать о решениях, принимаемых в реальной жизни, где большинство из них – продукт споров, согласований и компромиссов. — менеджер имеет чётко обрисованные, ясные цели, а также промежуточные точки, к которым должен стремиться в своей деятельности. В реальной жизни чёткость поставленных целей часто зависит от непосредственного начальства менеджера. Да и промежуточные «верстовые столбы» умеет ставить не каждый управленец. В итоге игры-менеджеры – это своего рода тренажёры. Как на велотренажёре нельзя научиться ездить на велосипеде, но можно натренировать необходимые для этой езды мышцы, так и в игре постичь всё искусство менеджмента нельзя, но усовершенствовать некоторые навыки и умения – вполне возможно. (games-managers) по прямым ссылкам и на большой скорости – это быстро, удобно и доступно!
Тактика
Финал Лиги чемпионов. Барселона — Реал. Рауль получает травму, судья по ошибке дает пенальти на 89-й минуте… Вот Пепе и вышел из себя. |
Святая святых каждого виртуального менеджера — экран тактики. Именно здесь расположены рычаги тренерской власти. Причем это рычаги в прямом смысле, и от их положения зависит рисунок игры команды.
Конечно, существуют стандартные настройки, которые подойдут новичкам или лентяям, но мы ведь хотим разобраться, как создать свою уникальную схему? Тогда давайте разложим все «по полочкам». Для этого возьмем в качестве примера простейшую схему 4-4-2 Standard — ее вы можете найти в выпадающем меню «Standard Tactics». Эта схема универсальна и подойдет для новичков.
Это важно:
существуют установки общекомандные и индивидуальные. Хороший тренер учитывает и те, и другие. Проведем границу: общекомандные инструкции организуют стратегию, фундамент, а сочетание личных указаний — собственно тактику.
Практически у всех «ползунков» существует двадцать положений, что способствует тонкой настройке. Наша схема 4-4-2 нейтральна, поэтому и ползунки расположены близко к центру. Посмотрим, что они значат.
Общекомандные инструкции
Mentality — ментальность.
Определяет приоритеты команды, а также отдельных игроков: обороняться и не отходить от намеченных позиций или всегда стараться быть поближе к воротам соперника. Наша установка — придерживаться «менее радикальных взглядов». Ползунок почти посередине.
Creative Freedom — творческая свобода.
Если хотите, чтобы игроки импровизировали, порой отступая от ваших установок, сдвиньте ползунок вправо. Чтобы увеличить свою авторитарную власть — влево. Пока что выбираем промежуточный вариант. К этой настройке мы вернемся, так как она требует индивидуального подхода в зависимости от позиции футболиста.
Passing Style — тип используемого паса.
Выбор зависит от общей стратегии. Чтобы быстро доставлять мяч нападающим, используются длинные передачи, а вот комбинационная игра предполагает короткий пас. Мы используем «смешанный» тип, но ползунок сдвигаем несколько левее середины, чтобы игроки предпочитали играть накоротке.
Tempo — темп.
Здесь все просто: чем выше темп, тем быстрее стараются действовать игроки. Логично, что при организации контратак мешкать не следует, а вот для оборонительной игры можно и потратить пару-тройку секунд на раздумья. У нас же — опять «золотая середина» — не быстро и не медленно. Экономим силы, не отдавая инициативу сопернику.
Width — «размах» игры в ширину.
Если используете фланги — расширяйте область действия. Для более острой, «вертикальной» игры — наоборот, сужайте. Наш вариант и тут «толерантен» — игрокам разрешено бегать вдоль и поперек. Лишь бы забивали.
Closing Down — прессинг.
Этот параметр особенно важен для индивидуальных настроек. От него зависит агрессивность прессинга: будет игрок преследовать оппонента, владеющего мячом, или же ждать, пока тот сам не приблизится. Можете экспериментировать, но помните: прессинг изнуряет ваших футболистов.
Как отличить опытного тренера от дилетанта? Достаточно взглянуть на экран тактики. |
Time Wasting — затяжка времени.
Вообще-то, подобные хитрости являются нарушениями футбольных правил, но тем не менее их повсеместно используют. «Если осторожно, то можно». Умышленные паузы помогут вам удержать выгодный счет на табло и сбить атакующий пыл соперника. Лучше применять в конце матча.
Defensive Line — защитная линия.
Важный параметр, который определяет, насколько далеко от собственных ворот будет обороняться игрок или команда в целом. В комбинации с другими настройками дает разнообразные результаты (хорошие и не очень). При оборонительной тактике, как правило, используется глубокая линия защиты, а при ярко атакующей — выдвинутая вперед.
Это интересно:
поклонники игры всегда ищут нетривиальные способы победить. Если в ранних версиях им удавалось «откапывать» дешевых, но невероятно сильных игроков, то позже экспериментаторы обратили внимание на тактику. Настоящим супероружием стала расстановка «Диабло»: используя недостатки искусственного интеллекта, она не оставляла компьютерному сопернику ни единого шанса. Впрочем, в Football Manager 2009 «лазейку» прикрыли. Одним махом — по методу Александра Македонского.
Tackling — единоборства.
Всего три варианта. Определяет, насколько жестко ваши игроки будут совершать отбор мяча. Суровая борьба эффективнее, чем мягкая или умеренная, но с большей вероятностью может привести к нарушению правил, а также к травме. Выбор за вами.
Focus Passing — направление передач.
Вы можете усилить давление, приказав команде атаковать по одному из флангов. Только не совмещайте «горизонтальное», «широкое» нападение с указанием действовать через центр! Верно и обратное: если ваша расстановка не учитывает фланговых позиций, то глупо концентрировать игру у кромки поля.
Marking — вид опеки.
Соответственно: опека зональная и индивидуальная. Минусы и плюсы есть у каждого из видов. Считается, что индивидуальная привязка требует большего исполнительского мастерства, поэтому слабым командам ее использовать не рекомендуют.
Тактическая схема больше не допускает хитросплетения стрелок. Те, что остались, — скорее для красоты. |
Target Man Supply — вид паса на ключевого игрока.
Если у вас включена опция «Use Target Man», то вы можете выбрать, каким образом нападающему будут доставлять мяч: в ноги, на голову или же при помощи забросов вперед. Первый вариант универсален, второй хорош для мощных и высоких форвардов, а третий — для быстрых. Если сомневаетесь — ставьте «Mixed» (как в нашем примере).
Tight Marking — плотная опека.
Используйте ее для индивидуальных настроек защитников и полузащитников. И хотя некоторые считают, что в сочетании с зональной опекой эта функция неэффективна, стандартные схемы совмещают и то, и другое.
Use Target Man
—
использовать «целевого» игрока.
На него будет направлено большинство передач. Как правило, «целевым» делают нападающего. Его главная задача — наносить завершающий удар. Значит, как минимум без навыка Finishing не обойтись.
Use Playmaker — использовать «диспетчера».
Если в составе команды есть творческий игрок с развитым навыком паса и хорошим видением поля, то желательно назначить ему роль главного организатора атак.
Play Offside — создавать искусственный офсайд.
Будьте осторожны с этой настройкой. Для успешного использования данного приема оборона должна быть действительно высококлассной и сыгранной, в противном случае вы просто делаете подарок сопернику. В первой схеме обойдемся и без искусственного офсайда.
Counter Attack — использовать контратаки.
4-4-2 Standard содержит это указание. Вообще же данную галочку можно отключить. Если в будущем вы захотите основывать игру команды на быстрых контрвыпадах, то следует умело настроить всю тактику. Выбирайте длинные передачи, высокую скорость. Затяжка времени только повредит. Помимо этого, необходим «шустрик» на позиции форварда: ведь кто-то должен догонять заброшенные вперед мячи?
Индивидуальные инструкции
В отчаянии противник выставляет четырех нападающих. Не помогло. |
Итак, мы рассмотрели общекомандные установки и переходим к личным. Для начала усвоим их общее предназначение, а затем применим полученные знания к модели 4-4-2 Standard.
Forward Runs — как часто игрок делает забегания.
На схеме это обозначено вертикальными стрелками. Какую установку давать, зависит от роли игрока и общекомандной тактики.
Run With Ball — как часто игрок должен двигаться, ведя мяч.
Обязательно ставьте «Often» «диспетчеру», а центральным защитникам — наоборот, «Rarely». Для остальных позиций жестких рамок нет.
Long Shots
—
наносить дальние удары.
Все логично: если игрок умеет, то пусть бьет издалека чаще.
Through Balls — делать пасы вразрез.
Такие передачи обостряют игру при наличии хороших исполнителей. Используйте эту опцию в сочетании с контратаками.
Cross Ball / Cross From / Cross Aim — прострелы и навесы.
При фланговой игре желательно делать прострелы от лицевой линии («Byline»), а при «вертикальной» — из глубины («Deep»).
Free Role — «свободный художник».
Этому футболисту разрешено действовать по собственному усмотрению. Хорошая идея, если он умеет импровизировать и уверен в себе. Обычно в инструкциях для «диспетчера» эту настройку включают.
Hold Up Ball — придерживать мяч.
Будьте внимательны: неуместное использование этой функции может повредить атакующим действиям вашей команды.
Особенности игры
- Эта часть стала первой, в которой был задействован режим просмотра матчей в трехмерном виде, но все поклонники классического варианта с бегающими по полю кружочками также не останутся внакладе, этот режим был сохранен;
- Большую значимость в игре получил помощник главного тренера, на которого теперь можно возложить часть своих рутинных обязанностей и советоваться с ним по некоторым игровым вопросам;
- Работа трансферного рынка стала намного ближе к реальности и кроме больших сумм, можно устраивать сложные комбинации по привлечению внимания игрока к своей команде, используя для этого прессу, которая будет постоянно освещать все ваши действия на посту главного тренера;
- Улучшена система тренировки и развития навыков футболистов в ходе тренировок, расширено значение общение тренера с членами команды, теперь одно ваше неосторожное слово может повлиять на игру футболиста и отношение болельщиков к вашему стилю управления, которые будут всеми силами защищать своих любимчиков.
На гармонию надейся, и сам не плошай
Матчевый движок не трогали, и слава Богу – меньше шансов поломать. Добавки чисто косметические – рост футболиста отныне учитывается при раздумьях, что делать с верховым мячом. Хотя двухметровый дылда с Jumping=1 не переиграет на втором этаже 173-сантиметрового Ивана Кордобу. Другая интересная «фишка» – специальные значки-точечки, показывающие, насколько хорош игрок на выбранной позиции. Логика проста: красный цвет – дороги нет, желтый – сойдет, зеленый – беспокоиться незачем.
Печально, но одна из старых болячек – завышенное число травм – по-прежнему актуальна. Sports Interactive упорно игнорирует критиков, с цифрами на руках доказывающих нереалистичность такого подхода. А в отдельных встречах еще и градус ненависти зашкаливает: унесут с поля на носилках двоих – считай, в рубашке родился. Пострадают шестеро-семеро – кипя от ярости, лезешь в меню в поисках последнего «сейва».
Странностями отличается и руководство. У него хватит духа выгнать неугодного рулевого, наплевав на победы и регалии. Не забывайте следить за так называемой гармонией: если часто тасовать состав, грубить просителям и непрерывно ругать своих, не удержишься наверху и квартал. Начальству не нравится превращение коллектива в банку с пауками.
Бывает и иначе: в электронном мозгу что-то переклинивает, и главным назначают «первого парня на деревне». Однажды «Интер» (миланский, а не братиславский!) предложил тренеру захудалого «Про Верчелли» заменить Жозе Моуриньо. Лестно, но смахивает на сбой в программе – гранды не выбирают наставников, вытаскивая бумажки с фамилиями из шляпы. И женщине не дадут возглавить «Манчестер Юнайтед»1.
Еще богачи обожают раздувать штат. Став у руля «Интера», я с удивлением обнаружил в клубе человек тридцать, которым давно пора повесить бутсы на гвоздь. Зарплата такого «гения» бюджету — что слону дробина, однако 40-50 вместе пробьют дыру в днище какого-нибудь «Атлетико». В теории, само собой. На практике же понаблюдать за банкротством участников еврокубков мне не довелось.
А пока в лондонском офисе клепают «заплатки», моддеры разбираются с логотипами. Даже «Челси» достался простой синий щит, не говоря уже о менее значимых клубах. Конечно, лицензии не бесплатны, но фанатов «Баварии» или «Манчестер Юнайтед» это не волнует. Не одним же корейцам с американцами, в чьих лигах все чин чином, радоваться.
Технические данные полевых игроков
Crossing
— умение делать острые прострельные передачи и навесы. Требуется для всех фланговых игроков.
Dribbling
— дриблинг. Пожалуй, один из наиболее эффектных элементов игры. Кудесники мяча способны обвести полкоманды соперника и в одиночку переломить ход матча. Игрокам атакующей линии это умение прямо-таки прописано.
Finishing
— умение нанести завершающий удар. Иными словами, чем лучше этот показатель, тем больше мячей влетает в створ ворот соперника. Теоретически, конечно.
Обратите внимание на будущую звезду. Всего семнадцать лет, а уже такие данные!
Heading
— игра головой. На самом деле, как уже было сказано, прыгучесть (Jumping) намного важнее для ведения борьбы «на втором этаже». Впрочем, если вы не хотите, чтобы мяч отскакивал от головы игрока, как от болотной кочки, обратите внимание на эту характеристику.
Long Shots
— мастерство дальних ударов. Роберто Карлос, Дэвид Бэкхем — эти легендарные футболисты в лучшие годы имели твердую «двадцатку» в данной графе.
Long Throws
— умение далеко и метко выбрасывать мяч из аута. Если в вашей команде есть кто-то из «бывших баскетболистов», дайте ему индивидуальную установку чаще совершать дальние броски.
Marking
— персональная опека. Защитник с хорошо развитым навыком опеки способен «прилипать» к оппоненту, тем самым сковывая его действия. От такого тяжело убежать.
Passing
— навык паса. Речь идет о коротких, «бытовых» передачах мяча, так как за потенциально опасные прострелы отвечает навык «Crossing».
Penalty Taking
— качество исполнения одиннадцатиметрового удара. Конечно, команде нужен хотя бы один штатный пенальтист. Впрочем, не забывайте об уже упомянутом параметре «Determination».
Free Kicks
— исполнение штрафных. В прошлом году Алессандро Дель Пьеро вновь напомнил о полезности этого навыка.
Tackling
— отбор мяча. Для оборонцев жизненно необходим, что и говорить.
Technique
— техничность. Комплексное умение. Без него футболист будет выглядеть на поле ужасным растяпой.
First Touch
— умение сыграть в одно касание. Помогает при розыгрыше быстрых комбинаций и нанесении ударов с лета.
Четвертая власть
Разработчики немало внимания уделили роли свободной прессы, ведь зачастую именно они способны подогреть интерес к рядовому спортивному событию, заставить колебаться любого, кто не решался заключать новый контракт. Именно они способны вознести до небес и опустить на бренную землю, так что отказываться от использования такого действенного инструмента в общении с игроками, коллегами по цеху и болельщиками нельзя. Перед матчами и после матчей, а также после знаковых событий вы будете давать интервью, и от вашей активности будет зависеть общественная реакция. Игроки и болельщики, ваши оппоненты будут внимать вашим словам, и действовать соизмеримо, вы можете похвалить или обругать, оставить острый вопрос без комментариев — все это в какой-то мере скажется на результатах.
Эффект присутствия
Главной фишкой стало введение полноценного режима просмотров матча, который позволяет по ходу встречи более детально определить, какой из людей выпадает из вашей тактической схемы и провести изменения или реализовать своевременную замену, позволяющую вам повернуть ход игры в свою пользу. Ожидать много от трехмерного режима не стоит, ведь это не полноценная симуляция и она имеет больший уклон в схематическое отражение происходящего, но многие моменты будут виднее намного ярче, нежели в привычном двухмерном режиме, дополняемом текстовой трансляцией.