Чья победа в бою на мечах была бы более вероятна: лучшего средневекового рыцаря или лучшего современного мастера меча?


«Любой офицер, который вступает в бой без меча, вооружён неподобающе!»
— Джек Черчилль, безумец-герой Второй мировой войны
«— Кто к нам с мечом придет, того проще пристрелить.»
— гном-стрелок
«Тут же сверкнули оба меча, все остальные соскочили с помоста и стали поодаль. Это было стоящее дело, совсем не похожее на нелепый бой мечами на сцене (или даже бой на шпагах, который лучше удается в театре). Это был настоящий
бой на мечах.
»
— Клайв Льюис. Принц Каспиан

Удивительно, в скольких художественных произведениях герои дерутся с помощью мечей, шпаг, сабель и прочих приспособления для разрезания и протыкания противника[1]. Кроме того, всем известно, что нет ничего лучше для космического путешественника будущего, чем лазерный меч. А уж огромный боевой робот с энергетическим клинком в руках — просто классика жанра.

Бой на мечах

— невероятно пафосное, крутое и символичное действо. По крайней мере таким оно видится нам из нашего пластикового двадцать первого века. Было, наверно, в глухой древности время, когда меч был всего лишь острой железкой, нужной, чтобы разрубить на части того, кто чем-то не нравится его владельцу, а собственно бой на мечах — всего лишь попыткой проделать это со своим противником и не дать ему поступить так с тобой[2]. Уже в Средние Века, впрочем, стали писаться всяческие рыцарские кодексы, наделявшие и поединок равных,[3] и сам клинок множеством символических значений. Всё это наложилось на мифический образ волшебного меча и дало почтительное отношение к самому оружию и героический ореол вокруг поединка. А в наше время бои на мечах — это что-то из старого рыцарского романа, что трудно считать страшным, жестоким и антиэстетичным, но с чем героические ассоциации остались и даже усилились. Поединок мечников — это не одна только грубая сила (как драка голыми руками, ну, исключая её восточную разновидность), не только слепая удача (как перестрелка, если стреляют из древних фитильных ружей) и даже не только отточенное годами мастерство (как перестрелка на современном огнестреле): это творчество, строгий расчёт в сочетании с импровизацией, особый подход к каждому конкретному противнику, смекалка, физическая сила и сила воли, слитые воедино.

Часто главный герой весьма неплохо управляется с мечом или его подобием, особенно если мы говорим об аниме, видеоиграх, фантастике и фэнтези. Несмотря на наличие, как правило, более эффективного огнестрельного оружия, многие персонажи предпочитают носить холодное. Впрочем, иногда это может иметь смысл — особенно, если современная броня куда лучше защищает от пуль и лазеров, чем от меча (как, например, в Дюне). Или когда автор хочет, чтобы герой выглядел крутым (тогда меч идет в комплекте с кимоно и философией). Иногда кимоно и философия даже сочетаются с умением защититься от пули или луча лазера — особенно, когда меч не обычный, а световой.

В кино бой на мечах обычно изображается условно. Актеры со звоном скрещивают оружие сверху и снизу до тех пор, пока один из них наконец не ткнет другого в область сердца[4]. Эта традиция восходит к сценической условности театральных постановок: естественно, первоочередная задача бутафорского фехтования — не навредить противнику, но преподнести поединок как можно более эффектно. В театре зритель, будучи увлечённым выразительностью процесса, не должен забывать и об условности происходящего. В жизни удар клинков друг об друга, сопровождающийся фейерверком искр и вздутием жил рук героев, как это часто демонстрируется в кино, встречается только в исполнении индивидов, понятия не имеющих, что такое меч и как он работает. Обычно нет ни искр, ни вздутых жил ни яростного махания аля «раззудись плечо». Мечи позднего средневековья встречаются друг с другом мягко, аккуратно и исключительно плоскостью клинка, а ни в коем случае не лезвием (клинок — железяка торчащая над рукоятью, лезвие — заточенная часть клинка, не путайте эти понятия). Мечами же раннего средневековья (типичный пример — меч викингов) вообще не парировали, т. к. от удара по металлу, их лезвие банально тупится, крошится и просто перестаёт работать. Это относится не только к вражеским клинкам, а так же и к металлическим доспехам типа кольчуги, пробить которую мечом было почти нереально. Как следствие, меч использовался в бою либо против бесдоспешных голодранцев, либо по незащищённым частям тела, коих было очень немного. В итоге основную роль в поражении противника тащили на себе копья, реже топоры и оружие ударно-раздробляющего действия. Мечу же отводилась исключительно вспомогательная роль и роль орудия последней надежды. Возможно именно поэтому поединок на мечах с тех времён воспринимался как нечто кульминационное.

Другим шаблоном, корни которого восходят к театру, является то, что колюще-режущее оружие зачастую не колет и не режет. Вместо этого финальный удар наносится тупым предметом по голове или, например, поверженный противник срывается в пропасть (падает со сцены). Причина понятна — ранения холодным оружием куда менее киногеничны, чем процесс боя. По этой же причине некоторые стили боя (например, «полумеч», при котором воин одной рукой хватается за клинок и использует меч в качестве аналога штыка или «полный меч», при котором меч полностью перехватывают за клинок, и он превращается в булаву, благо навершие довольно тяжёлое: оба касаются только полуторников и двуручников), которые могли применяться и применялись в реальности, в кино используются крайне редко.

Сам бой на мечах обычно сопровождается боевыми кличами. Иногда оружие положительного персонажа (у злодеев всегда чертовски прочные мечи!) внезапно и трагически ломается, так что приходится отбиваться тем, что есть, или искать новый. Впрочем, есть еще вариант — из последних сил броситься на противника и проткнуть его обломком.

В случае дуэли самураев бой с высокой вероятностью может закончится смертью обоих — у воинов востока в запасе всегда есть секретный суперудар, который оставляет их совершенно беззащитными. Впрочем, такой удар встречается и на Западе, под названием botte segrete; д’Артаньян, в частности, владел подобным приемом.

CHIVALRY: MEDIEVAL WARFARE

Вам предстоит создать своего героя, выбрав класс, боевые умения и тип оружия, которым вы будете сражаться. Затем, примкнув к одной из трёх фракций, геймер отправится на поле брани, где у него появится возможность сразиться с реальными игроками. Стоит отметить, что разработчики CHIVALRY: MEDIEVAL WARFARE в своём творении сделали максимально кровавые бои, которые могут прийтись по душе далеко не всем.

Зачем и как используется[править]

В художественных произведениях бои на мечах могут нести дофига функций:

  • Наиболее классический вариант — разрешение главного конфликта произведения дуэлью. Так как поединок фехтовальщиков — это не какой-нибудь вульгарный мордобой (см. выше), он может служить не только для того, чтобы выяснить, кто из героев сильнее, но и чтобы узнать, на чьей стороне правда. Да-да, отголосок «божьего суда» на наших с вами экранах! Иногда под это подводится обоснование а-ля кино о боевых искусствах: крутизна персонажа есть не просто удаль молодецкая, а отражение его внутреннего духовного совершенства. Тогда победа над сильным врагом будет обозначать границу, на которой герой обезвредил источник слабости в себе.
  • Менее популярный вариант — нагнетание атмосферы. Мир, мол, не просто крут, а крут по-средневековому, здесь личная крутизна (а не умение работать в команде или вообще шагать строем, например) значит многое и всё такое — при этом мир должен быть совсем средневековым и применения мечей как боевого оружия априори не предполагать. Сюжетообразующим при этом бой на мечах будет не обязательно. Но в кадре присутствовать будет.
      Мир может быть обычным, а вот один конкретный персонаж — реликтом, осколком того времени, когда…
  • См. оба варианта выше: владение персонажа клинком может отражать его крутизну вообще. Как этакий универсальный эквивалент. Или, с прикрученным фитильком, подчёркивать его крутизну во всём остальном.
  • Наконец, мечи и бои на них могут присутствовать просто потому, что так в этом сеттинге положено. В этом варианте романтический ореол вокруг боёв на мечах тускнеет вплоть до деконструкции.
      Впрочем, и в этом случае романтический ореол может быть на месте — все зависит от того, , и бьется.
  • Холодняк может просто соседствовать с огнестрелом как оружие последнего шанса у военных и самообороны у гражданских. Пример — серия Зорича «Время — московское». Офицеры Конкордии и Земли носят мечи, тойланги — боевые топоры. И даже с Кольтом в реальной жизни носили нож Боуи — по той причине, что многие модели Кольта не имели патронов, а являлись капсюльными, то есть в каморы на барабане засыпался порох, а затем туда молотком заколачивались пули, и затем в барабан вставлялись капсюли.
  • Популярный ляп — Лезть в бой без щита. При том, что на случай, если под рукой не окажется полноценного щита, в средневековой Европе обладатели меча практически поголовно носили с собой на поясе маленький щит-кастет. Другое дело, что за рыцарский War Sword могли браться двумя руками, не используя при этом щит. Но в фильмах мечом без щита дерутся как, какой-то саблей, фехтуя одной рукой.
  • PIRATES, VIKINGS, AND KNIGHTS II

    Поначалу являющийся модом для Half-Life 2, теперь представляет собой самостоятельный проект, в котором активно борются между собой три независимые фракции. В этой нетребовательной к железу видеоигре у вас есть возможность искать сокровища, участвовать в масштабных битвах, плавать на кораблях, исследуя моря и океаны, и ввязываться ещё во множество других увлекательных занятий.

    Примеры[править]

    Тысячи их! Здесь уместны только самые яркие и тематичные.

    Литература[править]

    • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом»: Согласно книге, на высокоразвитой Земле специально разработали особую технику боя сразу двумя мечами с «веерной защитой» и обучили своего агента перед заброской. Разумеется, в Арканаре эти приёмы ещё неизвестны, и благодаря этому Румата побеждает на многочисленных дуэлях, не убивая противников. На деле же если и обучали, то скорее психологически — для веерной защиты требуется не столько сверхчеловеческая реакция, сколько нарушение элементарных законов механики. Подробнее — в Справочнике автора.
    • А его друг Пампа, когда берётся за меч, напоминает вертолёт на холостом ходу. Скорее всего, имеется в иду нечто подобное.
  • «Путь Меча» Олди — вся книга о них, о боях на мечах (которые совсем и не бои, а Беседы). Применён деконструкторско-реконструкторский подоход: тема символичности мечей и боёв на них, духовного совершенства фехтовальщика, эстетики поединка и прочего раскрыта полностью. Равно как и того, что вообще-то в том, чтобы разрубить человека пополам, ничего романтичного нет.
  • «Астровитянка» Н. Горькавого — на дворе то ли XXI, то ли XXII век, но школе, в которую поступила Никки Гринвич, в физкультурную программу входят дуэли на мечах, и Никки в первой же дуэли побеждает лучшего фехтовальщика школы.
  • «Дюна»: реконструкция закона об оружии. У всех сторон в ходу мощное оружие — лучемёты. А также щиты, блокирующие быстро перемещающиеся объекты. Проблема в том, что эти щиты входят с зарядами лучемётов в реакцию, сопровождающуюся уничтожением и стрелка, и жертвы. Поэтому холодное оружие и в ходу: это лучшая возможность затащить в могилу только противника. Конечно, можно расстрелять щит противника из стат-оружия, а потом добить его из лазера или нормального огнестрела, но смысла в таком подходе мало.[5][6]
  • «Хроники Амбера» Роджера Желязны. В самом Амбере любая война, кроме классической, невозможна, поскольку ни порох, ни взрывчатка тут не работают. Ровно до второй книги, из которой мы узнаём, как Корвин умудрился протащить в Амбер вещество, которое тут действует аналогично пороху. А ведь в том Отражении, откуда он его случайно завёз, этот порошочек использовался всего-то для протирки алмазов ювелирами.
  • «Хонор Харрингтон» В цикле, который почти полностью состоит из описания тактики и стратегии ведения космической войны с использованием гигантских крейсеров под управлением многотысячных экипажей, снаряженных всевозможными ракетами-противоракетами, лазерами-гразерами, радарами-лидарами и системами РЭБ, с многостраничными отступлениями, посвященными разным аспектам создания технологий изготовления подобных кораблей и принципам их функционирования, ВНЕЗАПНО! происходит натуральнейший бой на самурайских мечах между опытным и самоуверенным победителем множества турниров и недавно побывавшим в аварии, пережившим попытку покушения, страдающим от горя утраты близкого человека неофитом. Финал поединка банален.
  • Кино[править]

    • «Звёздные войны»: давным-давно, в далёкой-далёкой галактике, джедаи рубили своих противников, вооружённых полноценными футуристическими бластерами, с помощью мечей. Тоже футуристических, но всё равно мечей, оружия, поражающей частью которого надо ударить противника своей мускульной силой (ну, ладно, только коснуться, но в горячке боя всё равно выходит ударить).
    • «Горец»: единственный способ убить бессмертного — отрубить ему голову. Поэтому даже когда наступила эпоха огнестрела, бессмертные продолжили сражаться друг с другом на мечах. И да: Остаться должен только один!
    • Патриот: Бенджамин Мартин VS Уильям Тавингтон, Final Battle, FIGHT! Впрочем, «на мечах» не совсем корректно, с одной стороны присутствовали индейский томагавк и охотничий нож, с другой — кавалерийская сабля и винтовочный штык, но сути это не меняет.
    • «Подземелье ведьм» — финальный поединок между земным ученым Андреем и местным вождём (с замашками Атиллы) Октином Тхашем.Снято по нынешним меркам не слишком убедительно, но для конца 80-ых не так уж плохо. Попытка достать броском меча нырнувшего под воду землянина вполне подпадает под троп Метательные мечи.

    Мультсериалы[править]

    • RWBY : Огнестрел в сеттинге присутствует, но проблема заключается в том, что у всех одушевлённых существ есть Аура, которая защищает, так что зачастую ударить врага огромным мечом/косой/молотом легче, чем пытаться расстрелять, благо оружие и личные способности бойцов (т. н. Проявление) сильно помогают мордобитию.
    • Ледибаг и Кот Нуар — Адриан нередко сражается своим шестом, особенно ярко это показано в битве против Рипосты И Маринетт тоже, правда в меньшей степени, так как уроки фехтования начала посещать только недавно, и то ради Адриана. ГлавГад тоже умеет сражаться на мечах. Ну и раз упомянули Рипосту, которая Кагами, то и она тоже. Как-никак фамилия обязывает.

    Видеоигры[править]

    • Devil May Cry — для Данте и ему подобных полудемонов меч — это основное оружие. Демона проще разрубить на две части, чем делать в нём маленькие дырочки от пуль, пока он не умрёт. Благо, герои полудемоны и могут эффективно этим воспользоваться. Против друг друга, ясное дело, им тоже выгодней использовать именно что мечи. А что поделать? Ведь каждый из них может употребить очень много свинца и не отравиться.

    Аниме[править]

    • Blood+
      : по сюжету есть две сестры-королевы хироптер, кровь каждой из которых губительна как для её сестры, так и всех хироптер, её сестрой порождённых. Убить хироптер другими способами очень сложно из-за их сверхбыстрой регенерации. Чтобы одной из сестёр, Сайе, было сподручнее доставлять кровь в организм ненавистных противников, она использует специальный меч, имеющий заточенный возле гарды участок лезвия, от которого вдоль всего лезвия идёт канавка с несколькими ответвлениями. Перед каждым боем она картинно надрезает палец и её кровь растекается канальцам меча (
      и в одной из серий, когда она наконец добирается до сестры и пронзает её мечом, оказывается, что она слишком поторопилась и забыла пустить себе кровь!
      ). По ходу сериала первый меч ломается и ей изготавливают новый, другой формы, но с тем же устройством. Многие противники Сайи мечами тоже не брезгуют, либо сражаются частями своих тел, по сути представляющими собой холодное оружие. В финальной битве её сестра Дива использует шпагу.
  • Лейдживерс — эстетика плаща и шпаги же. На сколько известно автору правки, никакого объяснения, зачем в XXV-XXX веке шпаги (пусть даже и дальнобойные), не приводится: они просто есть, и на них просто дерутся, когда дело заходит в область «это личное» (а это бывает часто). С фитильком, так как шпаги все-таки дальнобойные, и нередко из них во время фехтования еще и стреляют; получается скорее что-то похожее на ганкату.
  • Настольные игры[править]

    • WarHammer 40,000: мелких врагов герои кладут пачками расстреливая их из болтеров (и прочего огнестрела и/или энергетики), а вот крутых противников ожидает ПАФОСНЫЙ поединок на цепных мечах. Или на силовых (офицерский вариант) или обычных (солдатско-сержантский вариант), кому как нравится и у кого какой бюджет.

    Что такое меч

    Прежде чем говорить о владении мечом, нужно сначала понять, что это вообще такое и чем отличается, например, от шпаги или сабли. Итак, меч — это, разумеется, вид холодного оружия с не искривленным клинком длиной более 60 сантиметров. Он предназначен в первую очередь для рубящих ударов, поэтому его называют еще видом наступательного оружия. Также мечом возможно наносить удары колющего характера.

    владение мечом

    Beat Saber

    Beat Saber — игра не про «Звездные войны», но про мечи, причем настолько популярная, что не сказать про нее просто не выйдет. Во-первых, это развлечение для шлемов виртуальной реальности, а во-вторых, оно для любителей ритм-игр и аэробики. Геймплей чрезвычайно прост для понимания: на игрока летят разноцветные кубики, которые тот должен разрубать мечами соответствующего цвета в такт музыке.

    Beat Saber стала популярной почти моментально, и не только для домашнего использования, но и для просмотра на видеосайтах. Смотреть как профессионалы танцуют в Beat Saber не менее интересно и зрелищно, чем пытаться пройти все мелодии самостоятельно.

    Интересные факты о мечах

    1. Одним из предшественников данного оружия, помимо заостренных дубинки или палицы, называют топор.
    2. Цена меча, среднего по качеству, была равна в Средние века приблизительно стоимости четырех коров.
    3. Самым древним мечом в мире нынче считается бронзовый меч, найденный в Республике Адыгея и относящийся аж к четвертому тысячелетию до нашей эры. В настоящее время он находится в Санкт-Петербургском Эрмитаже.
    4. Вес меча, стандартного одноручного, изготовляемого в Средние века, не превышал полутора килограммов, а двуручного — трех.
    5. Против соперников в кольчугах применяли рубящие удары, против тех, кто в латах, — колющие.
    6. Двуручные мечи использовались в основном для боев с конниками.
    7. Меч символизирует справедливость, правосудие и силу. А в буддизме меч – символ знания, разрубающего тьму незнания.
    8. Пока железо и сталь не получили столь грандиозного распространения, клинки изготавливали из меди.
    9. Гибрид двуручного и одноручного меча называется полуторным. Европейцы придумали ему «народное» наименование — «бастард».

    Украшение меча

    Навыки владения мечом, как и уроки фехтования, на самом деле являются достаточно полезным делом для каждого по многим параметрам – особенно в наше неспокойное время. И даже если отбросить защитные функции данного вида спорта, то как минимум хорошую физическую подготовку фехтование подарит, вне всякого сомнения. Держать организм в тонусе и одновременно чувствовать себя героем рыцарских романов — что может быть интереснее?..

    Kinect Star Wars

    Однажды и издательство Microsoft воспользовалось знаменитым брендом, чтобы попиарить свою технологию Kinect — камеры для консолей серии Xbox, точно захватывающей движения игрока и соответствующим образом моделируя его игрового аватара без геймпадов и прочих манипуляторов.

    В Kinect Star Wars можно было не только махать цифровым мечом, стоя перед телевизором и имитируя удары, но еще и танцевать в ритм-играх, что моментально делало игру очень несерьезной и детской. В результате своего игрока проект не смог найти, даже несмотря на пиар Kinect и бренд космооперы. Фанатам хотелось чего-нибудь другого.

    Искусство фехтования

    Фехтование — искусство владения холодным оружием, умение драться на нем, способность наносить удары сопернику, уклоняясь при этом от его выпадов. Слово это произошло от немецкого глагола fechten, что означает «сражаться». Первоначально для соревнований и турниров по фехтованию использовали рапиру — длинный тонкий узкий клинок, со свистом рассекающий воздух. Уже позже фехтовать стали и на шпагах, и на саблях, и на мечах.

    Бой на мечах

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: