Трофи-рейд это популярное соревнование на внедорожной технике цель которого – преодоление на время маршрута и всех спецучастков. «Экспедиция-Трофи» – самая протяженная зимняя гонка по бездорожью в мире. На преодоление всего пути требуется не менее 2 недель.
Описание гонки Expedition-Trophy
Первое соревнование «Expedition-Trophy» стартовало в 2005 г. от маяка Кольского залива в Мурманске и финишировало у маяка залива Золотой Рог во Владивостоке. Первая экспедиция через всю Россию состоялась в честь завершения строительства Транссибирской магистрали.
В экспедиции приняли участие 68 экипажей из России, Украины, США, Германии, Казахстана, Болгарии, Латвии, Киргизии и Сербии. Длина маршрута составляла 15800 км, а главным призом было 10 кг золота. Важным проектом «Экспедиции» является “Культурная навигация” в рамках которой составляется особый маршрут соревнования. Цель “Культурной навигации” – познакомить участников и зрителей с разными культурными, историческими и географическими ценностями России.
Маршрут и его особенности
В 2020 г. проложенный маршрут зимней экспедиции составил более 17000 км. Традиционно местом старта был выбран Кольский полуостров, а финиш расположили в Приморском крае. Экспедиция включала труднопроходимые спецучастки, проложенные через Байкал и вдоль БАМа, а также протяженные участки с нестандартными ситуациями и заданиями по GPS-ориентированию. По решению организаторов старт «Экспедиции 2017» был отложен до 2020 г. В дальнейшем гонка будет проводиться раз в 5 лет.
Правила участия
Для регистрации команды в соревновании необходимо наличие 2 подходящих автомобилей. Каждый экипаж состоит из 3 участников, а в команде должно быть не менее 1 женщины. Вступительный взнос составляет $1000 на человека ($6000 для команды).
Как будут искать героев
— Александр, как команды будут искать героев?
— Ну, во-первых, у каждой команды есть удаленный штаб. Это норма в «Экспедиция-Трофи» уже много лет. Шесть человек в команде продвигается по маршруту, а штаб никуда не едет. Он находится в том городе, откуда команда, собственно говоря, появилась.
— А в штабе сколько человек?
— Это зависит от команды. Но можно сказать по-другому: у каждой команды есть болельщики — люди, которые за них переживают, которые их поддерживают.
И в 2006–2008 году мы делали свою карту России. Мы собирали точки культурной навигации — это красивые, выдающиеся места, которые малоизвестны.
Тогда еще было не таким модным слово «волонтеры». Нам помогали студенты географического и исторического факультетов МГУ, разные люди, которые в этом были заинтересованы.
А про героев мы говорим только последние полгода. Но мы сейчас уже чувствуем большой отклик. Есть очень много желающих в этом помочь.
Чтобы у нас появился герой, нужно совершить четыре действия:
- найти информацию о нем,
- с ним встретиться,
- создать контент
- и распространить этот контент.
— Это нужно сделать до того, как команда прибудет в место его проживания?
— Найти информацию о нем желательно до прибытия или в начале нахождения команды там, потому что гонка же состоит из семи этапов по двое суток.
Есть какая-то предварительная информация. Внутри этих двух суток проходит действие. И потом происходит мероприятие в городе, где мы презентуем найденную информацию. Мы кого-то приглашаем, кто-то выступает, мы это записываем. Вообще, это такая большая игра.
Техника и подготовка к экспедиции
В 2020 г. регламент «Экспедиции» упростил требования к внедорожникам:
- формат 4х4
- автономное отопление
В перечень лучших джипов для трофи, которым необходимы минимальные доработки, входит отечественный УАЗ. Первая предстартовая подготовка «УАЗ Патриот» к экспедиции – установка автономного отопителя. Для прохождения главного маршрута этого достаточно.
Для выполнения заданий в золотых конвертах требуются кардинальные улучшения автомобиля:
- Установка колес большого диаметра (33-36 дюймов).
- Оборудование внедорожника шноркелем (устройство необходимое для работы ДВС под водой) и лебедкой.
- Замена стандартных амортизаторов усиленными.
- Установка пружин с большим ходом и проставок под серьги задних рессор и пружин заднего моста.
- Установка ручных или автоматических блокировок дифференциалов для обоих мостов.
- Защита передней подвески и КПП.
Форум успешных романтиков
— Через каждые два дня вы останавливаетесь и проводите какие-то встречи и мероприятия. Там все участники всех команд собираются и общаются, знакомятся, обмениваются опытом?
— Не совсем так.
— Как это происходит?
— Мы собираем форум успешных романтиков, потому что, с моей точки зрения, победа или успех — это когда у тебя есть и радость в жизни, и счастье, и когда у тебя есть деньги, материальные ресурсы.
- Просто материальные ресурсы без счастья — это совсем ни о чем.
- И просто счастье, не подкрепленное материальными ресурсами, — это тоже печально.
— Ну, еще надо здоровье. Еще надо удачу.
— Еще надо здоровье. Еще надо удачу. Еще надо время. Конечно, еще есть составляющие.
— Еще оптимизм, и еще немало всего.
— И мы этих людей собираем вместе на этих форумах по пути следования и устраиваем резонанс между ними. Сама «Экспедиция-Трофи» приезжает к началу этого мероприятия и уезжает в конце этого мероприятия.
— А много ли местных романтиков приходит?
— Достаточно много. И не только местные на них бывают. Есть даже такие, кто прилетает специально на эти мероприятия из других городов.
Этапы
Маршрут 2020-го года разделен на 7 этапов:
- Мурманск – Санкт-Петербург
- Санкт-Петербург – Москва
- Москва – Екатеринбург
- Екатеринбург – Красноярск
- Красноярск – Иркутск
- Иркутск – Хабаровск
- Хабаровск – Владивосток.
На завершение каждого этапа отведено 2 дня. 3 последние команды выбывают из призового зачета. Команда, которая покажет лучший результат на финише и наберет максимальное количество баллов получит главный приз – 100000 $.
Долгий перерыв после юбилейного соревнования 2020 г. не помешал истинным любителям бездорожья проверить себя и свою технику. 25 августа 2020 г. ветераны «Экспедиции» совместно с Российским красным крестом организовали первое открытое мероприятие проекта «Мы можем помочь первыми». Цель этого проекта – обучение практическим навыкам оказания первой помощи на всей территории России. Для реализации целей мероприятия использовались внедорожники подготовленные к экспедиции.
«Экспедиция-Трофи 2012: Владивосток-Мурманск» финишировала
Самая протяженная в мире гонка на внедорожниках «Экспедиция-Трофи 2012» финишировала 8 марта у маяка Белокаменный на Кольском полуострове. Весь маршрут гонки от начала до конца прошли два автомобиля. Основной целью пятой юбилейной гонки стал поиск культурных ценностей России. Участники уверены, что с задачей справились на отлично, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на сайт экспедиции.
«Экспедиция-Трофи 2012» побывала во Владивостоке, Хабаровске, Иркутске, пересекла озеро Байкал, где пережила землетрясение, торосы и трещины самого глубокого озера. Далее сделала остановку в новом городе этого тысячелетия — Руян-городе, потом отправилась на Урал, в Екатеринбург, дальше в Казань, Санкт-Петербург и Мурманск. В каждом городе проходили пресс-конференции, встречи с предпринимателями и кулинарные презентации, на которых были представлены блюда из каждого региона, где побывала экспедиция.
На Байкале экспедиция пережила землетрясение, торосы и трещены самого глубокого озера. Автор: Экспедиция-Трофи
Машины прошли почти 17 тысяч километров от маяка Владивостока до маяка Мурманска. До финиша добрались два автомобиля, которые прошли весь маршрут, и еще несколько, которые присоединялись на отдельных участках. После торжественного финиша участники и гости перебрались на атомный ледокол «Ленин», где продолжились мероприятия.
Руян-город — первый город, заложенный в XXI веке. Автор: Экспедиция-Трофи
Стоит отметить, что в каждом городе пресс-конференции проходили в знаковых местах. Так и в Мурманске, ледокол был выбран не случайно: это и есть одна из легенд Родины — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. По материалам исследовательского путешествия издадут книгу и выпустят фильмы. А уже в следующем году на основе собранных данных «Экспедиции-Трофи 2012» будет готовиться международный проект — путешествие, который объединит предпринимателей всего мира.
Экспедиция в Казани. Автор: Экспедиция-Трофи
Напомним, «Экспедиция-Трофи» впервые стартовала из Владивостока. Маршрут участников путешествия организаторы проложили по забытым, но значимым местам страны. Такой проект назвали «культурной навигацией». Особое внимание организаторы уделили третьему «пункту назначения» на карте экспедиции — Руян-городу, основанному в России в XXI веке. «Экспедиция-Трофи 2012» стартовала от маяка Владивостока 23 февраля. Сильный ураган и практически полное отсутствие видимости не помешали участникам экспедиции выйти на старт.
Организаторы
Главный организатор: Александр Кравцов. Главный судья: Вадим Усков. Комиссары: Алексей Чубайс, Лариса Селезнева и Елена Бирюкова.
Совместными усилиями они создали крупнейшее в мире зимнее соревнование проходящее по бездорожью. Аудитория последней «Экспедиции» 2015 г. превысила 50 млн человек.
Официальный сайт «Экспедиция-Трофи».
Рекомендации участникам «Экспедиции-Трофи»
— Александр, а вы даете какие-то рекомендации участникам, проводите инструктажи? Говорите, например: «Ребята, если мужчины едят домашнюю еду регулярно, они гораздо лучше работают и становятся веселее, добрее…»
— Да, если команда сможет обеспечить горячие обеды, то будут гораздо более добрые мужчины и женщины тоже. Они гораздо меньше ссорятся. Ну, конечно, мы все это делаем, даем рекомендации и инструктируем, но…
— Все забывают, когда выходят на трассу?…
— Кто-то забывает, кто-то не забывает. В любом случае там очень большой простор для творчества.
Поэтому, как и что, делать решают уже участники гонки сами по месту и обстоятельствам.
Бывают корпоративные команды. Бывают какие-то шоумены. Бывают какие-то блогеры. В общем, все что угодно бывает.