American McGee’s Grimm | |
Разработчик | Spicy Horse |
Издатель | Turner Broadcasting System |
Рецензии | |
Иноязычные издания | |
Издание | Оценка |
Gameplay | 4.0/5[1] |
American McGee’s Grimm
— серия казуальных видеоигр, состоящая из 23 эпизодов по мотивам литературных адаптаций европейских сказок (братьев Гримм и Шарля Перро). Анонсирована в 2007 году в июньском номере журнала
PC Gamer
[2]. Разработана шанхайской независимой студией Spicy Horse, основанной известным геймдизайнером Американом МакГи.
Игра использует движок Unreal Engine 3[3] и имеет возрастное ограничение в 16 лет (содержит сцены насилия, грубой речи, упоминание алкоголя и секса). Прохождение каждого игрового эпизода занимает от 30 до 60 минут[4].
Игровой процесс
Игроку предлагается управлять злобным карликом по имени Гримм (Grimm), который, не перенося добрые сказки и сомневаясь в их морализаторских функциях, старается изменить сказочный мир таким образом, чтобы тот больше подходил к мрачному содержанию истории. В начальных роликах Гримм рассказывает, что раньше сказки были более мрачными и жестокими. Но когда настали лучшие времена, люди добавили в сказки «розовый цвет» и прочую милость, делая сказки добрыми. Перемещаясь по игровому уровню, Гримм искажает объекты, придавая им мрачный, зловещий вид. Чем больше предметов игрок отемняет, тем сильнее становится влияние Гримма на окружение и он может воздействовать на более крупные объекты (деревья, дома, холмы).
Некоторые игроки указывали на сходство игровой механики American McGee’s Grimm с японской игрой Katamari Damacy на платформе PlayStation 2, в которой игроку нужно катить по ландшафту клейкий шар, собирающий на себя всё возрастающие по размерам объекты. Сам МакГи сходства не отрицает, и более того — использует сравнение в интервью[5].
American McGee’s Grimm: Episode 1 – A Boy Learns What Fear Is
«Главная идея состоит в игнорировании всего, что делают другие… что не так уж и сложно, когда большинство фокусируется на отражении реальности». Эти слова произнес известный геймдизайнер Американ МакГи летом 2007 года. К той поре он уже переехал в Китай, основал там Spicy Horse, наверняка забыл о несчастной Bad Day L.A. и принялся работать над тем, чем не занимался со времен Alice. Так, 31 июля в свет вышел первый эпизод многосерийного проекта American McGee‘s Grimm.
Сказка о том, кто ходил страху учиться
Если 8 лет назад Американа МакГи интересовало творчество Льюиса Кэрролла, то на сей раз носитель безумных идей решил переключиться на более плодовитых авторов. Выбор пал на немецких братьев Гримм, в чьих портфолио насчитывается порядка двух сотен разношерстных сказок. Для 24-порционной игры столь обширное собрание произведений — настоящая житница.
Знакомьтесь – Его Величество Гримм.
Первым подопытным стало не самое известное предание братьев The Story of the Youth Who Went Forth to Learn What Fear Was. Как и все последующие эпизоды, сорокаминутная история про безымянного юнца, который не ведал, что такое страх, разбавляется вымышленным персонажем по имени Гримм (Grimm). Он вносит особые повороты в развитие сюжета и желает только одного — превратить сказку в кошмар.
Экзекуция пернатой наседки прошла успешно.
Банальная на первый взгляд задача обрела в глазах МакГи прямой смысл и легла в основу геймплея, породив на PC уникальный жанр — «transformation game«. Игровой процесс, сведенный к моментальному преобразованию окружающей среды, доставляет поначалу массу положительных эмоций. В режиме реального времени обычная кирка обретает облик окровавленного топора, ярко-красочный домик уступает место адскому бункеру, а монолитный камень на глазах превращается в надгробную плиту.
Миссия выполнена.
Для сказочного мира имени Американа МакГи не характерны такие понятия, как «арсенал» или «инвентарь». Стоит погонять бородача по локации, как та сама, в автоматическом режиме, сменит лучезарные тона на устрашающую масть. Однако местные уборщики быстренько исцелят пораженные участки среды. Увы, трехмерные болванчики не отличаются особым складом ума и частенько застревают на ровном месте, сводя на «нет» все трудности прохождения.
Спички на ножках. Одна из немногих памятных сцен в игре.
Отсутствует в American McGee‘s Grimm и привычная шкала здоровья — поранить себя здесь невозможно, а чтобы умереть, нужно очень постараться. Например, нырнуть в котелок с лавой или вывалиться за пределы уровня. Выбор, очевидно, невелик, а, учитывая возможность возрождения, случайная смерть и вовсе теряет всякий смысл.
Бородатый герой настолько суров, что не против помочиться даже на короля.
Совсем без элементов HUD, разумеется, не обошлось. Верхняя часть игрового экрана устлана градуированной шкалой Dark—o—Meter, отражающей степень заражения местности. Влияние Гримма на окружающую среду зависит от положения ползунка: чем ближе показатель к конечной зарубке, тем проще бородачу выполнять свою коварную миссию. Так, если в первые минуты геймплея чарам злодея поддаются лишь небольшие предметы, то по истечении некоторого времени Гримм способен оккупировать целые дома. Такой подход вынуждает зоркого игрока возвращаться на старые места, а заодно продлевает очное знакомство с A Boy Learns What Fear Is.
Выставка местных уродцев. Безоговорочную победу одержала свинья.
Красота — страшная сила
Первый эпизод American McGee‘s Grimm определенно способен нагнать страху. Но вовсе не жуткой историей или паническими образами, а, как ни странно, картинкой. Если общая аляповатость окружения и объясняется избранным МакГи стилем, то качество здешних текстур просто ужасно. А ведь в игре использована технология Unreal Engine 3.
Вот и сказке конец.
***
Все постигается в сравнении, молвит народная пословица. A Boy Learns What Fear Is на голову выше, чем печально известная Bad Day L.A., но на две ниже, чем воспетая критиками Alice. И дело здесь даже не только в халтурном подходе к звуку и графике, но, как ни парадоксально, и в новаторском геймплее. Он настолько примитивен, что может запросто отбить всякий интерес к последующим 23 эпизодам серии.
Распространение
GameTap.com
Начиная с 31 июля 2008 года игра продаётся онлайн через сайт GameTap. Новые эпизоды публиковались каждую неделю по четвергам, при этом традиционно эпизод был доступен для бесплатного скачивания в течение 24 часов с момента релиза. В настоящее время на сайте можно приобрести игру в виде сборников, скомпонованных по сезонам.
Локализация в России
В декабре 2008 года российский издатель Акелла выпустила локализацию 4-х первых эпизодов American McGee’s Grimm[6]. В течение 2009 года было локализовано еще 7 эпизодов.
Xbox Live
В недавнем интервью GameSpot
Американ МакГи сообщил, что хотел бы выпустить игру в сервис Xbox Live в виде переиздания.
Steam
В Steam серия считается одной игрой, эпизоды — DLC. Первый эпизод бесплатен (служит демо-версией)
Превью American McGee’s Grimm
Дата выхода: июль 2008 года
Королевич был вне себя от горя и в отчаянии выпрыгнул из башни; ему удалось сохранить жизнь, но колючие шипы кустарника, на которые он упал, выкололи ему глаза.
«Рапунцель», братья Гримм
American McGee
— на сегодняшний день, к сожалению, уже скорее торговая марка, чем знак качества имени товарища Мак-Ги. Знаменитый игродизайнер все больше отдаляется от своих проектов, и если все лавры за безумный стиль
American McGee
‘
s Alice
, безусловно, оправданы, то успех
Scrapland
приписан ему же в самый последний момент. Нечего говорить о последнем творении в лице
Bad Day LA
, заставившем и вовсе усомниться в гениальности игрового дизайнера.
От Grimm
ждут ответа на самый важный вопрос — списывать ли Мак-Ги со счетов?
Сказка за сказкой
Издаваться Grimm
будет по безопасной «порционной» схеме, опробованной игровыми сериалами. Заявлена система на манер
Sam & Max
. Состоять игра будет из двадцати четырех эпизодов (купить их в магазине не удастся — только скачать при помощи службы распространения
Gametap
). Каждый эпизод — это полчаса игрового процесса, но столь небольшая длительность компенсируется сроками выхода — каждую неделю нас будет ожидать новая серия. Разумеется, каждый раз исследоваться будет отдельная сказка братьев Гримм, а среди уже официально анонсированных образчиков можно найти «Золушку», «Красную Шапочку» и «Рапунцель» (она же Златовласка).
Игровой процесс Grimm представляет собой чистокровный аркадный платформер — бегаем, прыгаем, деремся и решаем несложные головоломки. Судя по видеороликам, ближайшим ориентиром можно назвать гениальных Psychonauts
, с той лишь разницей, что в «Психонавтах» основой игрового процесса было применение сверхспособностей главного героя — Разпутина.
Здесь же нам предлагается всего одна, но, безусловно, феноменальная возможность — герой Grimm (заросший карлик, недружелюбный на вид, но при этом обаятельный) создает вокруг себя «ауру», попав в поле действия которой объекты на уровне резко меняются. Цветы тут же вянут, утки ломают себе шеи, у людей отрываются руки и головы, а здания превращаются в монструозные сооружения самого разнообразного вида. Скажем, у мельницы на лопастях образуются лезвия, а осадная башня превратится в натуральный мясокомбинат с грудой человеческих конечностей изнутри.
Дизайнерская работа и стиль, заданный Мак-Ги, чувствуются за километр. Каждой детали, даже самой незначительной, тут уделено внимание. Использование движка Unreal Engine 3
поначалу шокирует — тут нет ни реалистичного освещения, ни карт высот. Но есть в Grimm кое-что поважнее — великолепная детализация, запредельная четкость текстур, да еще и умеренные аппетиты — никаких космических системных требований, свойственных играм на третьей версии Unreal Engine (
Gears of War
,
Unreal Tournament 3
), по заявлению разработчиков, здесь не ожидается.
Визуальное сходство с Alice и Bad Day, конечно, налицо — но Grimm все равно отличается своеобразным дизайном.
|
Черный как смоль юмор, которым Grimm пропитан насквозь, отлично дополняет общую картину хаоса и беспредела. Со слов Мак-Ги, в Grimm будет около двух тысяч (только вдумайтесь в это количество!) совершенно разных объектов. На каждый кустик Spicy Horse заготовили его «злую» версию. Любой, даже самый незначительный элемент дизайна сначала прописывается в дизайн-документе и лишь потом реализуется в игре. Видимо, после провала истории про негра в Лос-Анджелесе игродизайнер решил больше не выпускать ситуацию из-под контроля.
История двух братьев
Якоб и Уильям Гримм родились 4 января 1785 года и 24 февраля 1786 года соответственно в небольшом немецком городке Ханау, население которого на сегодняшний день составляет 88 тысяч человек. В 1961 году в Ханау братьям Гримм поставили памятник.
Сказки братьев Гримм удивительным образом прижились во многих странах мира — скажем, в России некоторые сборники даже относили их сказки к русскому фольклору. Вот лишь короткий перечень самых известных творений братьев Гримм: «Белоснежка и семь гномов», «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Рапунцель», «Соломинка, уголек и боб», «Гензель и Гретель». Общее количество сказок за авторством братьев Гримм колеблется в районе двухсот.
Удивительной особенностью творчества братьев Гримм стал совершенно недетский сюжет большинства их сказок. В «Рапунцель» королевичу, решившему вызволить красавицу Рапунцель, натурально выкалывают глаза, после чего он два года скитается по лесам. В сказке «Волк и семеро козлят» в живых суждено остаться лишь самому младшему из семейства полорогих. И так постоянно — герои сказок братьев Гримм то и дело умирают: их пожирают, убивают, они сгорают в огне, слепнут, принимают на свою долю ужасные муки, демонстрируя нам, что даже в детских сказках всегда найдется место для мрачных фантазий и черного юмора.
Кстати, о литературном первоисточнике можно почитать во врезке неподалеку, и смеем вас заверить — вся ирония Мак-Ги над писателями-сказочниками 19 века совершенно уместна и никоим образом не оскорбляет чувства Льюиса Кэрролла и братьев Гримм. Кто же следующий в послужном списке Мак-Ги? Неужели Ганс Христиан Андерсен, с его предельно пессимистичным «Стойким оловянным солдатиком» и мрачной «Снежной королевой»?
Эпизоды
Для эпизодов, изданных в России, указаны русские названия.
Volume 1
- Как мальчик страху учился / A Boy Learns What Fear Is (31 июля 2008)
- Красная шапочка / Little Red Riding Hood (7 августа 2008)
- Сказка о рыбаке и его жене / The Fisherman and His Wife (14 августа 2008)
- Кот в сапогах / Puss in Boots (21 августа 2008)
- Девушка-безручка / The Girl Without Hands (28 августа 2008)
- Смерть в кумовьях / Godfather Death (4 сентября 2008)
- Чёрт с тремя золотыми волосками / The Devil and His Three Golden Hairs (11 сентября 2008)
- Красавица и чудовище / Beauty and the Beast (18 сентября 2008)
Volume 2
- Искусный вор / The Master Thief (30 октября 2008)
- Поющая косточка / The Singing Bone (6 ноября 2008)
- Король Мидас (13 ноября 2008)
- Золушка (20 ноября 2008)
- Золотой Гусь (25 ноября 2008)
- Железный Джон (4 декабря 2008)
- The Pied Piper (11 декабря 2008)
- Рождественский гимн / A Christmas Carol (18 декабря 2008)
Volume 3
- The Frog King (12 февраля 2009)
- Jack And The Beanstalk (19 февраля 2009)
- Мулан (26 февраля 2009)
- Пинокио (5 марта 2009)
- Спящая Красавица (12 марта 2009)
- The Adventures of Thumbling (16 апреля 2009)
- Белоснежка (23 апреля 2009)
American Mcgee Grimm
American Mcgee Grimm 1-7 EpisodeГод выпуска: 2009 Жанр: Adventure Разработчик: Spicy Horse Издательство: Акелла Платформа: РС Системные требования: Минимальные: Система: Windows XP SP2 / Vista Процессор: Pentium IV 2,4 ГГц Память: 1 Гб (2 Гб для Windows Vista) Видео-карта: 128 Мб, (уровня GeForce 6600 и выше) Аудио-карта: DirectX 9-совместимая Жесткий диск: 2 Gb Тип издания: RePack Язык интерфейса: только русский Таблэтка: Не требуется
Описание:►»Как мальчик страху учился»: Когда маленький мальчик решает понять, что значит «страх», отец советует ему покинуть спокойную деревушку и прогуляться в лесу. В своем поиске «страха» мальчику попадаются виселицы, дом с призраками и даже свадьба, но «страха» он так и не находит, пока на сцене не появляется Гримм. ———————————————————————————————————— ►»Краснaя шапочка»: Классическая сказка о путешествии маленькой девочки к своей больной бабушке в интерпретации культового геймдизайнера Американа МакГи приобретает совсем иной, куда более зловещий смысл. Чем закончится встреча Красной шапочки и страшного лесного волка остается только гадать. Но одно можно сказать с абсолютной уверенностью — скучной эта встреча точно не будет… ———————————————————————————————————— ►»Сказка о рыбаке и его жене»: Людская жадность не знает предела! Дай человеку волю — он весь мир приберет к своим рукам. И все равно ему будет мало. Нерешительный старик, благодаря маленькой волшебной рыбке, исполняет все желания своей ненасытной жены, пожелавшей стать Богу подобной. Что ж маленький карлик Гримм даст им то, чего они заслуживают на самом деле… ———————————————————————————————————— ►»Кот в сапогах»: Коварством, хитростью, обманом и угрозами кот превращает своего хозяина во владельца людоедских территорий. Если смотреть на вещи с изрядной долей цинизма, то сюжет классической детской сказки «Кот в Сапогах» может звучать именно так. А уж кому цинизма не занимать, так это хитрому карлику Гримму — большому любителю ставить в сказках всё на свои места… ———————————————————————————————————— ►»Красавица и Чудовище»: Пойманный на воровстве розы из заколдованного замка человек соглашается отдать Чудовищу свою прекрасную дочь в обмен на собственную жизнь. Девушка вынуждена жить взаперти и, как мы все знаем, в конце концов влюбляется в лохматого зверя. Но как бы развивались отношения красавицы и монстра, если бы Гримм взял дело в свои руки?.. ———————————————————————————————————— ►»Смерть в кумовьях»: Взращенный самой Смертью паренек, от которого отказались родители, стал талантливым врачом. Но однажды, влюбившись, он решил обмануть того, кто его воспитал. Что ж, Гримм найдет достойное наказание за такую неблагодарность… ———————————————————————————————————— ►»Искусный Вор»: Вернувшись после долгих скитаний в родную деревню, искусный вор отправился за благословением к своему крестному — почтенному графу. Узнав, кем стал наш герой, граф поставил ему условие: благословение будет дано лишь в том случае, если искусный вор выполнит три его задания и подтвердит свои умения. Теперь герою необходимо использовать весь свой воровской опыт и сноровку, чтобы не оказаться вздернутым на виселице! ———————————————————————————————————— Доп. информация:►Особенности игры: — American McGee’s Grimm — сказки Братьев Гримм, рассказанные на новый лад культовым игровым дизайнером Американом МакГ — Самые популярные сказки мира такими, какими вы их еще не видели — Оригинальная игровая механика. Сталкивайте реальности и меняйте мир по своему усмотрению — Красочная трехмерная графика с великолепными спецэффектами! — Великолепная прорисовка деталей. Весь мир состоит из кучи приятных для глаза мелочей ———————————————————————————————————— ►Особенности RePack: — Полная версияи игр — Ничего не вырезано/перекодировано
Примечания
- [www.gameplay.itc.ua/node/1006596 American McGee’s Grimm | Gameplay]
- Faylor, Chris
[www.shacknews.com/extras/2007/061207_americanmcgee_grimm_1.x American McGee Presents American McGee’s Grimm Interview](недоступная ссылка —
история
). Shacknews (12 июня 2007). Проверено 17 июня 2007. [web.archive.org/20070614171744/www.shacknews.com/extras/2007/061207_americanmcgee_grimm_1.x Архивировано из первоисточника 14 июня 2007]. - [www.americanmcgee.com/wordpress/ American McGee’s Blog]
- [www.gamasutra.com/view/feature/3910/postmortem_american_mcgees_grimm.php Postmortem: American McGee’s Grimm] на Gamasutra.com
- [www.playhard.ru/Article.aspx?id=3416 Интервью с Американом МакГи от 23.04.2008]
- [ru.akella.com/News.aspx?id=1771 American McGee’s Grimm — мальчик, Красная Шапочка, рыбак и кот скоро познают страх]
American Mcgee Grimm 1-7 EpisodeГод выпуска: 2009 Жанр: Adventure Разработчик: Spicy Horse Издательство: Акелла Платформа: РС Системные требования: Минимальные: Система: Windows XP SP2 / Vista Процессор: Pentium IV 2,4 ГГц Память: 1 Гб (2 Гб для Windows Vista) Видео-карта: 128 Мб, (уровня GeForce 6600 и выше) Аудио-карта: DirectX 9-совместимая Жесткий диск: 2 Gb Тип издания: RePack Язык интерфейса: только русский Таблэтка: Не требуется
Описание:►»Как мальчик страху учился»: Когда маленький мальчик решает понять, что значит «страх», отец советует ему покинуть спокойную деревушку и прогуляться в лесу. В своем поиске «страха» мальчику попадаются виселицы, дом с призраками и даже свадьба, но «страха» он так и не находит, пока на сцене не появляется Гримм. ———————————————————————————————————— ►»Краснaя шапочка»: Классическая сказка о путешествии маленькой девочки к своей больной бабушке в интерпретации культового геймдизайнера Американа МакГи приобретает совсем иной, куда более зловещий смысл. Чем закончится встреча Красной шапочки и страшного лесного волка остается только гадать. Но одно можно сказать с абсолютной уверенностью — скучной эта встреча точно не будет… ———————————————————————————————————— ►»Сказка о рыбаке и его жене»: Людская жадность не знает предела! Дай человеку волю — он весь мир приберет к своим рукам. И все равно ему будет мало. Нерешительный старик, благодаря маленькой волшебной рыбке, исполняет все желания своей ненасытной жены, пожелавшей стать Богу подобной. Что ж маленький карлик Гримм даст им то, чего они заслуживают на самом деле… ———————————————————————————————————— ►»Кот в сапогах»: Коварством, хитростью, обманом и угрозами кот превращает своего хозяина во владельца людоедских территорий. Если смотреть на вещи с изрядной долей цинизма, то сюжет классической детской сказки «Кот в Сапогах» может звучать именно так. А уж кому цинизма не занимать, так это хитрому карлику Гримму — большому любителю ставить в сказках всё на свои места… ———————————————————————————————————— ►»Красавица и Чудовище»: Пойманный на воровстве розы из заколдованного замка человек соглашается отдать Чудовищу свою прекрасную дочь в обмен на собственную жизнь. Девушка вынуждена жить взаперти и, как мы все знаем, в конце концов влюбляется в лохматого зверя. Но как бы развивались отношения красавицы и монстра, если бы Гримм взял дело в свои руки?.. ———————————————————————————————————— ►»Смерть в кумовьях»: Взращенный самой Смертью паренек, от которого отказались родители, стал талантливым врачом. Но однажды, влюбившись, он решил обмануть того, кто его воспитал. Что ж, Гримм найдет достойное наказание за такую неблагодарность… ———————————————————————————————————— ►»Искусный Вор»: Вернувшись после долгих скитаний в родную деревню, искусный вор отправился за благословением к своему крестному — почтенному графу. Узнав, кем стал наш герой, граф поставил ему условие: благословение будет дано лишь в том случае, если искусный вор выполнит три его задания и подтвердит свои умения. Теперь герою необходимо использовать весь свой воровской опыт и сноровку, чтобы не оказаться вздернутым на виселице! ———————————————————————————————————— Доп. информация:►Особенности игры: — American McGee’s Grimm — сказки Братьев Гримм, рассказанные на новый лад культовым игровым дизайнером Американом МакГ — Самые популярные сказки мира такими, какими вы их еще не видели — Оригинальная игровая механика. Сталкивайте реальности и меняйте мир по своему усмотрению — Красочная трехмерная графика с великолепными спецэффектами! — Великолепная прорисовка деталей. Весь мир состоит из кучи приятных для глаза мелочей ———————————————————————————————————— ►Особенности RePack: — Полная версияи игр — Ничего не вырезано/перекодировано
Отрывок, характеризующий American McGee’s Grimm
– Да ведь это обман, – наивно сказал Пьер, внимательно слушавший странницу. – Ах, отец, что говоришь! – с ужасом сказала Пелагеюшка, за защитой обращаясь к княжне Марье. – Это обманывают народ, – повторил он. – Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру. – Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер. – В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь. Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками. – Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску. – Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома. – Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?… – Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n’ai pas voulu l’offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только. Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась. Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется». Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную. – Вы очень добры, – сказала она ему. – Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства! Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу. В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо. – Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера. – AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек. Старый князь был в хорошем духе и обласкал Пьера. Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером. Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны. Старый князь, подтрунивая, но не сердясь, оспаривал его. – Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет. Бабьи бредни, бабьи бредни, – проговорил он, но всё таки ласково потрепал Пьера по плечу, и подошел к столу, у которого князь Андрей, видимо не желая вступать в разговор, перебирал бумаги, привезенные князем из города. Старый князь подошел к нему и стал говорить о делах. – Предводитель, Ростов граф, половины людей не доставил. Приехал в город, вздумал на обед звать, – я ему такой обед задал… А вот просмотри эту… Ну, брат, – обратился князь Николай Андреич к сыну, хлопая по плечу Пьера, – молодец твой приятель, я его полюбил! Разжигает меня. Другой и умные речи говорит, а слушать не хочется, а он и врет да разжигает меня старика. Ну идите, идите, – сказал он, – может быть приду, за ужином вашим посижу. Опять поспорю. Мою дуру, княжну Марью полюби, – прокричал он Пьеру из двери.